Найти в Дзене
Про Мой Район

Как менялись железнодорожные вокзалы Москвы: Курский вокзал

Вокзалы как люди: у каждого своя судьба. Время до неузнаваемости изменило облик одних, другие же дошли до нас почти в первозданном виде. Вспоминаем, каким был когда-то самый большой железнодорожный вокзал столицы – Курский. На Курском вокзале, что стоит на Земляном Валу, наверняка хоть раз в жизни доводилось бывать каждому. Из десяти железнодорожных терминалов в Москве, он самый большой. Курский – вокзал транзитный. Железнодорожные пути здесь не заканчиваются, а проходят через станцию, соединяя разные направления. Курский вокзал может стать отправной точкой путешествия в Крым, на Кавказ или в Санкт-Петербург. Многочисленные составы каждый день следуют с вокзала на юг, север и восток страны. Кроме поездов дальнего следования на Курском останавливаются все электрички второго и четвертого Московских диаметров. Само здание состоит из двух секторов – наземного и подземного. Внизу – камеры хранения, туннели, выходы к железнодорожным платформам и станциям метро. Ближайшие – «Чкаловская» Любли
Оглавление

Вокзалы как люди: у каждого своя судьба. Время до неузнаваемости изменило облик одних, другие же дошли до нас почти в первозданном виде. Вспоминаем, каким был когда-то самый большой железнодорожный вокзал столицы – Курский.

Курский вокзал. Фото: панорамы Яндекс
Курский вокзал. Фото: панорамы Яндекс

На Курском вокзале, что стоит на Земляном Валу, наверняка хоть раз в жизни доводилось бывать каждому. Из десяти железнодорожных терминалов в Москве, он самый большой. Курский – вокзал транзитный. Железнодорожные пути здесь не заканчиваются, а проходят через станцию, соединяя разные направления. Курский вокзал может стать отправной точкой путешествия в Крым, на Кавказ или в Санкт-Петербург. Многочисленные составы каждый день следуют с вокзала на юг, север и восток страны. Кроме поездов дальнего следования на Курском останавливаются все электрички второго и четвертого Московских диаметров.

Само здание состоит из двух секторов – наземного и подземного. Внизу – камеры хранения, туннели, выходы к железнодорожным платформам и станциям метро. Ближайшие – «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии и «Курская» Кольцевой и Арбатско-Покровской. На верхнем этаже – залы ожидания, способные вместить до 11 тысяч человек, билетные кассы, кафе, киоски и магазины. Разные уровни здания соединяют эскалаторы. По надземному переходу можно попасть в большой торгово-развлекательный центр «Атриум», который расположен по соседству.

Курский вокзал – один из самых перестраиваемых в столице. Таким, каким мы знаем его сейчас, со стеклянными витражами и волнистой крышей, он стал сравнительно недавно – во второй половине прошлого века, а история его началась в конце XIX столетия.

От скромной постройки к роскошному дворцу

Самый первый вокзал построили на станции «Москва» Курской (Южной) железной дороги в 1866 году. Стоял он тогда чуть севернее нынешнего здания, у Большого Никольского переулка (сейчас Путейский тупик). Центральная часть одноэтажной постройки была из камня, а крылья – деревянные. Перед вокзалом устроили небольшую площадь для подъезжающих пассажиров. Надо сказать, привокзальную территорию нещадно критиковали в прессе за тесноту. Вот что писала, например, газета «Московские ведомости» 17 ноября 1866 года. «Московская станция… помещается близ Садовой, за церковью св. Николы Ковыльского, так что ни с какой улицы не видать. К зданию этому ведут с Садовой улицы два узких проезда, а площадь перед зданием слишком тесна, так что трудно себе представить, где будут стоять здесь не только возчики для нагрузки и выгрузки товара, но и городские извозчики».

Первое здание Курского вокзала
Первое здание Курского вокзала

Деревянный вокзал принимал пассажиров до 1896 года, пока рядом архитектор Николай Орлов не возвёл новое белокаменное здание в псевдоклассическом стиле – просторное, торжественное, с колоннами, башенками и портиками, в два этажа. На первом обустроили пассажирские залы. В левой части – для путешествующих I и II классом, в правой – III-м. Помещения разделял зал для багажа. Двухсветные пространства перекрывались стеклянными фонарями, дававшими много света и воздуха. Второй этаж стал служебным. За вокзалом находились три платформы с металлическими навесами. А перед входом в здание сделали большую площадь со сквером, красивую и весьма удобную для извозчиков. Видимо, руководство железной дороги учло критику в печати.

Курский вокзал в начале XX века. Источник: pastvu.com
Курский вокзал в начале XX века. Источник: pastvu.com

Открытие железнодорожного узла состоялось 25 мая 1896 года. После богослужения в залах накрыли столы на 1000 персон, а на перронах угощали рабочих.

Новый вокзал получил название Курско-Нижегородский, поскольку его основали чтобы обслуживать объединённые в 1890-х годах Московско-Курскую, Московско-Нижегородскую и Муромскую железные дороги. Ранее существовал отдельный Нижегородский вокзал у Покровской заставы.

Пассажирское здание Нижегородского вокзала, 1872 год. Источник: pastvu.com
Пассажирское здание Нижегородского вокзала, 1872 год. Источник: pastvu.com

Построенный в 1861 году, он был маленький, внешне довольно скромный, да и для пассажиров не очень-то удобный. Из-за того, что дощатый перрон сделали слишком низким, дамам, взбираясь в вагон, приходилось высоко задирать подолы платьев. Полюбоваться на столь пикантное зрелище собиралось множество зевак. Немало времени занимала посадка в поезд, из-за чего у дверей вагонов собиралась толпа. Нужно было взвесить багаж, оплатить его и ещё дождаться, пока служащий сделает опись вещей в специальной книге.

Предполагалось, что деревянная постройка будет временной, однако она прослужила целых 30 лет. Фотографий того вокзала, увы, не осталось, зато его увековечил Лев Толстой в романе «Анна Каренина». Как раз с Нижегородского вокзала отправляет он до станции «Обираловка», навстречу смерти главную героиню. Интересно, что после выхода книги неказистый вокзальчик стал невероятно модным у романтичных москвичек. Толпы экзальтированных барышень устремились туда, чтобы совершить паломничество до места гибели Анны Карениной.

В 1896 году объект закрыли для пассажирских поездов, но ещё несколько лет продолжали использовать для грузовых и воинских составов. Здание станции вместе с идущей к ней веткой ликвидировали в 50-х годах прошлого века, когда в том районе началась массовая застройка.

Что касается Курско-Нижегородского вокзала, он носил изначальное название до 1935 года, а потом стал Курским.

Реконструкция 30-40-х годов

Шло время, поток пассажиров стремительно рос и Курско-Нижегородский вокзал уже едва справлялся с нагрузкой, его пропускная способность достигала предела. В 1930 году объект решили основательно переделать, чтобы сделать более комфортным для путешественников. Был даже объявлен международный, а затем и всесоюзный конкурс на лучший проект. Жюри в лице мэтров Григория Бархина, Моисея Гинзбурга и Льва Руднева предстояло выбирать из более 40 представленных работ. Надо сказать, что многие проекты оказались не просто радикальны, а революционны для тех лет. Например, на месте предварительно разрушенного до основания вокзала, по идее архитектора Игоря Явейна, предполагалось возвести гигантский транспортный узел для обслуживания целых семи видов транспорта! На плоскую крышу длиной около 300 метров должны были садиться лёгкие аэропланы и авиатакси, связывающие вокзал с главным аэродромом. Внизу, под зданием – останавливаться поезда дальнего следования, пригородные электропоезда, автобусы, трамваи, ещё ниже – метрополитен.

Другой видный советский зодчий Иван Фомин придумал поднять уровень земли под зданием, а над железнодорожными путями воздвигнуть огромную арку с полупрозрачными сводами. В итоге победителей конкурса выбрали, премии раздали, а существующий вокзал просто обновили под руководством Георгия Волошинова, бывшего помощника того же Фомина. Членам комиссии, несмотря на «богатейший материал, ряд интересных, свежих мыслей и новых, смело задуманных предложений», как писали тогда в СМИ, ни один проект по большому счёту не понравился. С функциональной частью задания конкурсанты справились, только вокзал – не просто техническое сооружение, это ворота в столицу, можно сказать, визитная карточка города. В плане архитектурной эстетики все заявленные проекты были признаны провальными.

Проект Курского вокзала архитектора Ивана Фомина
Проект Курского вокзала архитектора Ивана Фомина

Следующая реконструкция ждал Курский вокзал в 1948 году. Тогда перепланировали залы, сохранив мрамор и старую лепнину. К проекту привлекли народного художника СССР Евгения Лансере. Он уже участвовал в оформлении Казанского и Ярославского вокзалов. Под руководством мастера на Курском были созданы плафоны – аллегории четырех рек, с которыми теперь был связан транспортный узел – это Ока, Кама, Волга и Москва-река.

Площадь Курского вокзала, 1950 год. Фото: pastvu.com
Площадь Курского вокзала, 1950 год. Фото: pastvu.com

Два здания в одном

Через несколько лет архитектору Георгию Волошинову удалось-таки осуществить то, что не получилось у его шефа, – радикальную реконструкцию исторического вокзала. Решение основательно переделать одну из главных железнодорожных гаваней Москвы было принято в 1962 году. Это был период борьбы с архитектурными излишествами. Курский предполагалось значительно расширить, отказавшись при этом от пышной внутренней отделки. Волошинов, мастер аскетичного конструктивизма да ещё и отлично знавший прежнее строение, подходил для такой задачи.

Реконструкция Курского вокзала завершилась в 1972 году. После переделки у здания появился 200-метровый остеклённый фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплётов, и необычная крыша в складку с 9-метровым козырьком. Внешне комплекс, выстроенный в передовом для тех лет модернистском стиле, напоминал римский вокзал Термини. По словам самого зодчего, он действительно вдохновлялся им, работая над собственным проектом. Некоторые элементы дизайна были скопированы с железнодорожного вокзала в Софии.

Вокзал «Термини» в Риме. Фото: Shutterstock
Вокзал «Термини» в Риме. Фото: Shutterstock
Центральный железнодорожный вокзал Софии. Фото: Shutterstock
Центральный железнодорожный вокзал Софии. Фото: Shutterstock

Что стало со старой вокзальной постройкой? Её сохранили как один из залов, вписав в новый ансамбль. Остался прежним архитектурный декор в центральной части, фасад и оформление одного из залов ожидания. Планировка исторического здания внутри нового хорошо видна на планах современного вокзала. Его часть, выходящая к поездам, в точности повторяет творение архитектора Николая Орлова, а к ней пристроен новый бетонный объём. Заглянув в залы ожидания, прилегающие к платформе 1-го пути, можно увидеть высокие потолки, обильный лепной декор на стенах, огромные окна с полуциркульным завершением.

Элементы прежнего строения, которые мешали строительству, выдаваясь наружу, разобрали. Так пришлось снести две башенки и входной портик. Двухсветные залы разделили на разные этажи бетонными перекрытиями, отстроили новое крыло для пригородных электропоездов Горьковского направления и большой зал со стороны площади. Появились удобные тоннели, на платформу и в залы ожидания можно было попасть практически сразу из вагона метро.

Не забыли и о привокзальной площади. Она была расширена почти вдвое. Для посадки пассажиров на автотранспорт обустроили две платформы островного типа, соединенные тоннелями с пассажирским залом и перронами. На привокзальную территорию раскрылись фасады многоэтажных домов по Садовому кольцу и Верхней Сыромятнической улице.

Курский вокзал после реконструкции, 1974 год. Фото: pastvu.com
Курский вокзал после реконструкции, 1974 год. Фото: pastvu.com

Надо сказать, в проект реконструкции терминала по ходу строительных работ вносились правки. Например, изначально для облицовки собирались использовать необработанный бетон, но в итоге в дело пошёл мрамор. Исчезла из плана и 30-этажная гостиница в южном секторе привокзальной площади.

Кстати, реконструкцию вокзала организовали так, что движение поездов не прекращалось ни на минуту. Терминал не закрывался, продолжая выполнять свои функции. Новое здание возводили по секторам. Сначала была перестроена подземная часть, затем постепенно изменялись наземные участки и достраивались новые объёмы.

Строительство нового здания Курского вокзала, 1970. Фото: pastvu.com
Строительство нового здания Курского вокзала, 1970. Фото: pastvu.com

Открытие обновлённого Курского вокзала, естественно, не могло остаться незамеченным в прессе. 29 марта 1972 года в газете «Гудок» появился репортаж об этом событии: «В корзинах московских цветочниц появились подснежники. … Букетик таких неприхотливых цветов можно купить возле каждого вокзала. Но ни один из них не выглядит сейчас так по-весеннему свежо, как Курский. Ему уже семьдесят пять лет, но он помолодел, преобразился. Куда девались старомодные башенки, приземистый фасад? Их нет и в помине. На площади легко и свободно поднялось огромное стеклянное здание. Открытые солнцу зеркальные витражи, складчатая крыша, напоминающая растянутую во всю ширь русскую гармонику, придают обновлённому вокзалу оригинальный облик». Из той же заметки узнаем, что «…главный пассажирский зал настолько велик, что в нём можно было бы разместить два футбольных поля. Двадцать две высокие пирамидальные колонны, облицованные белоснежным уральским мрамором, несут на своих плечах складчатое перекрытие. Собранное из шестидесяти шести огромных пустотелых железобетонных конструкций, перекрытие весит три тысячи триста тонн. Но потолок не давит. Лёгкость ему придают прозрачные стеклянные «пакеты» общей площадью в одну тысячу квадратных метров. Через них в зал свободно льётся дневной свет. И его здесь целое море. Архитектура зала отличается простотой и выразительностью. Ей чуждо «украшательство».

Центральный зал Курского вокзала, 1972 год. Фото: pastvu.com
Центральный зал Курского вокзала, 1972 год. Фото: pastvu.com

Все последующие перестройки на Курском были связаны главным образом с привокзальной территорией и железнодорожными платформами. Так в начале 2000-х годов перед терминалом со стороны Земляного вала вырос торгово-развлекательный комплекс «Атриум». А в 2020-х годах в связи с пуском МЦД-2 и МЦД-4 прошла комплексная реконструкция перронов Курского вокзала. Немного обновили здание изнутри в 2008-2009 годах. Тогда были установлены новые табло и эскалаторы, появились лифт для инвалидов и детская комната.

Панорама на Курский вокзал и стоящий на против него «Атриум», 2023 год. Истчоник: Яндекс Карты
Панорама на Курский вокзал и стоящий на против него «Атриум», 2023 год. Истчоник: Яндекс Карты

Понравилась история? Ставьте 👍

--------------------------------------------------------------

Также может быть интересно: