Если вам немного за 50 , ну или если вы любите читать, то вам не надо рассказывать кто такой Венедикт Ерофеев, которого чаще современники называли Веничкой.
А вот для молодежи сделаю небольшой экскурс в историю, чтоб им было понятнее что предстоит увидеть. Ведь спектакль хоть и в обновленной версии, но все равно в контексте того советского времени.
Если сейчас все исключительно ЗОЖ-ники, это не просто модно, это образ жизни многих. То в далекие советские годы творческая интеллигенция курила и выпивала( посмотрите фильмы о шестидесятниках).
Писатель Венедикт Ерофеев( автор «Вальпургиевой ночи») - личность неоднозначная и неординарная.
Он - самый интеллектуальный пьяница Советского Союза.
Он мог бы стать ученым, способности были. Он учился в МГУ на филфаке, но не закончил. К сожалению, многих одаренных людей алкоголизм приводил к печальным последствиям.
В СССР отправить на принудительное лечение могли и настоящего шизофреника, и диссидента ( так боролись с вольнодумцами). Алкоголики и наркоманы также туда попадали. Достаточно было заявления от родственников или автоматически после шести ходок в вытрезвитель.
Подробно это рассказываю , потому замысел возник у автора после очередной госпитализации в больницу имени Кащенко ( психушку).
И герой «Вальпургиевой ночи» Лев Гуревич ( актер Евгений Панферов), поэт-алкоголик, попадает в такое же учереждение за пьянство. А за пьянство ли только? Ведь по советским меркам он еще и вольнодумец , и говорит то, что не стоило бы вещать.
Мне кажется перед просмотром спектакля ознакомится с произведением и фактами биографии писателя необходимо. Особенно молодежи, которые про СССР наверно только знают по комедиям Гайдая типа «Бриллиантовой руки»))
Первая публикация «Вальпургиевой ночи» была в парижском журнале «Континент» в 1985 ( в СССР ее издали в 1990г)
Поэтому ,на мой взгляд, режиссер спектакля Евгений Славутин сделал вызов советской системе, поставив спектакль на сцене Студенческого театра МГУ (ныне Театр МОСТ)в 1989 году и был «революционером» в некотором смысле.
Это сейчас «Вальпургиева ночь» ставится во многих театрах страны.
Я смотрела в Ленкоме в 2015 г версию Захарова с роскошным Игорем Миркурбановым, по которому сейчас сохнет добрая половина женского населения, налюбовавшись в «Содержанках» и «Безопасных связях» Кости Богомолова.
Смотрела в МХТ им Чехова 3 года назад премьеру. Так что я «в материале»)).
А тогда в 89-ом поставить спектакль по этому произведению - это было очень смело и ответственно.
И ведь какая прекрасная постановка получилась! Идет до сих пор. Сейчас в спектакле играет молодежь. Играет ярко, с задором, харизмой. У меня было полное ощущение присутствия на премьере. Очень комично вырисованы по- актерски персонажи: посетители психушки и медперсонал. И порой ощущение кривого зеркала: а кто здесь более психически здоров?
Произведение Ерофеева обозначено жанром трагикомедии.
Рядом со мной сидела возрастная пара. И я видела по их лицам- они совершенно иначе воспринимали спектакль, чем молодежь. Молодые больше видели «комедию» и смеялись. Старики ощущали кожей трагедию. Трагедию целого поколения того времени.
Пьющий поэт и философ Лев Гуревич - это же конечно в каком-то смысле сам Ерофеев, автор пьесы.
Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Так природа захотела.
Почему? Не наше дело.
Для чего? Не нам судить.
Ерофеев в своей пьесе дерзко для того времени объединил в сюжете ночь накануне первомая, чуть ли не главного праздника советской страны, праздника труда ( Помните лозунги «Мир, труд, май!») с попойкой пациентов психушки, которые все умрут наутро. Эдакая отсылка к европейскому празднику шабаша всех ведьм и колдунов - Вальпургиева ночь.
Шабаш «психов» закончился тем, что поутру они НЕ проснулись.
А потому что Гуревич спёр в подсобке метиловый спирт, а не этиловый, и устроил обитателям ( и самому себе) «праздник».
Горько…
горькое чувство от того, что система многих подминала, ломала и только с помощью пьянства люди уходили в параллельный мир «свободы», счастья , где им было хорошо и комфортно.
Каждая роль актерами тонко прочувствована и сыграна. Меня всегда поражает, как режиссер и художественный руководитель театра Евгений Славутин делает эту магию в каждом спектакле.
Ведь практически все актеры еще не родились, когда Веничка писал свою пьесу.
Близость актеров к зрителю, благодаря маленькому залу театра, дает острее все чувствовать и буквально кожей ощущать всю наэлектризованность происходящего.
Если вы театрал со стажем, то наберитесь терпения, пока страна отгуляет все новогодние праздники( а театр МОСТ вас будет развлекать «Кабаре» , о нем мой предыдущий пост), и сходите на этот спектакль, он пополнит вашу копилочку хороших качественных постановок.
Следующий спектакль 31 января 2025 г.