Найти в Дзене
Малый театр

Старинная традиция русского театра

«Да! водевиль есть вещь, а прочее всё гиль» – фраза, знакомая каждому со школьной скамьи. Гиль, кстати, означает «вздор, нелепость, чепуха». А что собой представляет водевиль? И какое отношение он имеет к Малому театру? Водевиль зародился во Франциии вырос из насмешливых уличных песенок XVI века. Как самостоятельный театральный жанр он существует с середины XVIII столетия, сочетая занимательную интригу с музыкой, танцами, и, главное, куплетами – меткими и злободневными. Своим названием водевиль обязан долине нормандской речки Вир (VaudeVire), а возрождению и популярности – знаменитому драматургу Эжену Скрибу, который, по словам театроведа Елены Финкельштейн, «угадал постоянную симпатию зрителей к живой наблюдательности, к свежей, сегодняшней новости, к узнаванию знакомых черт нравов и быта». Первые водевили на русской сцене были переделками французских оригиналов. Переводом занимались сами артисты, адаптировавшие иностранные реалии на русский лад. Отдельное удовольствие – названия эт

«Да! водевиль есть вещь, а прочее всё гиль» – фраза, знакомая каждому со школьной скамьи. Гиль, кстати, означает «вздор, нелепость, чепуха». А что собой представляет водевиль? И какое отношение он имеет к Малому театру?

Водевиль зародился во Франциии вырос из насмешливых уличных песенок XVI века. Как самостоятельный театральный жанр он существует с середины XVIII столетия, сочетая занимательную интригу с музыкой, танцами, и, главное, куплетами – меткими и злободневными. Своим названием водевиль обязан долине нормандской речки Вир (VaudeVire), а возрождению и популярности – знаменитому драматургу Эжену Скрибу, который, по словам театроведа Елены Финкельштейн, «угадал постоянную симпатию зрителей к живой наблюдательности, к свежей, сегодняшней новости, к узнаванию знакомых черт нравов и быта».

Первые водевили на русской сцене были переделками французских оригиналов. Переводом занимались сами артисты, адаптировавшие иностранные реалии на русский лад. Отдельное удовольствие – названия этих весёлых лёгких пьес: «Волшебный нос, или Талисманы и финики», «Дядя напрокат», «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», «Сват невпопад» и т.д. Несмотря на их «несолидность», в водевилях участвовали лучшие актёрские силы, включая Михаила Щепкина, Павла Мочалова, Сергея Шумского.

К концу XIXвека популярность жанра постепенно сошла на нет. Его возвращение на нашу сцену состоялось в 2003 г., когда Юрий Соломин поставил спектакль «Таинственный ящик» Петра Каратыгина. «Водевили – рассказывал Юрий Мефодьевич, – это старинная традиция русского театра вообще и Малого в частности. Раньше после драматического спектакля обязательно должны были давать водевиль. Существует даже такой театральный анекдот. Когда заканчивается драма Островского «Гроза», Тихон говорит последние слова над умершей Катериной: «Хорошо тебе, Катя!» И шёпотом добавляет ей на ухо: «А мне ещё водевиль играть!»»

Если говорить о самом известном представителе жанра на русской сцене, это, безусловно, «Лев Гурыч Синичкин» (1839). Актёр и драматург Дмитрий Ленский взял за основу «Отца дебютантки» Эммануэля Теолона и Жана Баяра. Сохранив сюжетную канву, он насытил текст приметами русского театрального закулисья – в результате французский водевиль заиграл новыми красками. Оригинальная пьеса быстро сошла со сцены, но сочинение Ленского пользуется успехом до сих пор.

И сегодня мы предлагаем нашим зрителям вспомнить, с чего начинался
русский театр. Ждём вас на премьере водевиля «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»!