Найти в Дзене

Ключи от знаний Ивана Соколова

Оглавление

Или трудиться ИТР на ювелирном предприятии. Но выбрал… педагогику, увидев в ней свое призвание. И теперь в его руках – «ключи», которыми он открывает дверь в увлекательный мир химии. Наш рассказ – о преподавателе профессиональных дисциплин ГБПОУ «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» Иване Соколове.

Химия как песня

Родом наш герой из деревни Крутец, что в Костромской области. За достойное воспитание благодарит родителей: рос ответственным и трудолюбивым мальчишкой. Приходя из школы, сразу же садился за уроки.
А потом помогал матери с отцом. В деревне дел, когда у тебя свой огород да домашнее хозяйство, хоть отбавляй.

Школа-девятилетка находилась в трех километрах, в соседнем селе. В любую погоду пешком полчаса туда и обратно: школьных автобусов не было. Как, впрочем, и столовой: перекус носили с собой. Зато в классе было всего 15 человек: за соседом не спрячешься. Плюс дисциплина, взаимоуважение между ребятами. Педагоги – «старой закалки»: в учеников вкладывали душу и при необходимости занимались с ними дополнительно даже после уроков. И никакой нужды в репетиторах не было.

Старшие классы Иван оканчивал в районной школе поселка Островское. Именно здесь он решил связать свою будущую профессию с химией. За любовь, привитую к этому предмету, говорит спасибо учителю – Галине Михайловне Мухиной. Проводимые ею наглядные эксперименты, демонстрационные опыты произвели на него большое впечатление. Это ее слова он теперь повторяет своим студентам: «Вы, главное, поймите химию, а потом она будет как песня!».

В 2010 году молодой человек без труда поступил на химфак Костромского государственного университета. Повезло: по окончании вуза получил не только основной диплом – химика, но и дополнительный – преподавателя химии.

Доклад министру

Кстати, о педагогике он задумался уже на втором курсе. Очень уж интересной оказалась дисциплина «методика преподавания химии». Посещая костромские школы и техникумы, он наглядно учился, как заинтересовать своим предметом. А еще его вдохновила личность легендарного Антона Макаренко, о котором он писал свою первую курсовую работу. И уже на последнем курсе Иван Соколов стал учителем химии в школе, которую окончил сам.

После вуза была срочная служба в армии. И не где-нибудь, а в научной роте Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Чтобы попасть туда, нужно было быть обладателем безупречной репутации, биографии и диплома со средним баллом не ниже 4,8. Плюс пройти более чем серьезное предметное тестирование и личное собеседование с начальником академии Игорем Кирилловым.

Срочник Соколов, «прикрепленный» к кафедре спецвеществ, разрабатывал имитационные средства отравляющих веществ.

«Суть их в том, что вредного воздействия на человека они не оказывают, а приборы и датчики на них реагируют. И это помогает курсантам отрабатывать действия в условиях, максимально приближенных к боевым. Мы усовершенствовали некоторые существующие и разработали несколько новых средств»,объясняет Иван Владимирович.

Как доказательство важности проводимых исследований – участие Ивана Соколова в выставке «Армия­2016» в парке «Патриот». Такой чести нужно было суметь удостоиться! Представленной установкой заинтересовался даже присутствующий на форуме Сергей Шойгу.

«Конечно, я очень волновался. Всё-таки не каждый день случается делать доклад министру обороны! Но Сергей Кужугетович меня похвалил, сказал, что разработка интересная и востребованная»,улыбаясь, вспоминает Иван Владимирович.

Равнение – на практику и интерес

На вопрос, почему же он не остался в науке или не устроился, как планировал когда-то, на ювелирный или химический завод, преподаватель ДХТ отвечает:

«Как бы громко это ни звучало, но я понял, что мое призвание – это делиться с подрастающим поколением своей любовью к химии. Демобилизовавшись, я снова устроился в школу. Организовал там научный кружок «Пищевая химия», где мы с учениками устраивали опыты, проводили эксперименты и, подобрав реактивы и методические рекомендации, анализировали продукты питания. Практическая химия – это всегда занимательно. Увлекаются даже самые, казалось бы, равнодушные ребята. Смотришь – раз сами попробуют, второй – и уже с учебником и тетрадкой сидят: изучают, что к чему добавить, чтобы опыт красивый получился…».

Волею судеб в 2018 году Иван Соколов вместе с молодой супругой оказался в Дзержинске. Увидел вакансию преподавателя в ДХТ имени Красной Армии, отправил резюме и… стал подыскивать ключи, открывающие дверь в мир химии, уже для студентов.

-2

Индивидуальный подход к каждому – один из его главных принципов. Ведь молодые люди приходят из разных школ: качество их знаний отличается. Иван Владимирович разработал методические рекомендации различного уровня. Кто-то решает задания «со звездочкой», кто-то – базовые. Но даже в последние он добавляет «изюминку»: чтобы студенты учились логически доходить до решения.

«Я стараюсь больше внимания уделять практике. Нас учили в университете: теория должна быть представлена наглядно. Когда студенты сами делают что-то своими руками в лаборатории, и у них это получается, появляется интерес. Плюс уже с первого курса я включаю в занятия профориентационную деятельность. Ведь наш техникум работает по проекту «Профессионалитет», суть которого – в тесной связи учебных заведений и потенциальных работодателей»,говорит Иван Владимирович.

«Люблю профессию за креативность»

Студенты Ивана Соколова участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», демонстрируя хорошие результаты. В активе преподавателя высшей категории даже есть медаль «За развитие науки у подрастающего поколения». Из его первого выпуска (он также является классным руководителем) половина молодых людей сейчас получают высшее образование. А за подготовку одного из них из Казанского государственного университета в техникум даже пришла официальная благодарность.

«У меня все студенты талантливые. Одни идут по научной стезе, другие – по волонтерской, третьи – по творческой. Классный руководитель в техникуме – это не мама-папа, как в школе, а наставник-куратор, который должен подготовить к взрослой жизни и дальнейшему трудоустройству. Чтобы выбранная профессия приносила не только финансовое благополучие, но и моральное удовлетворение»,с любовью характеризует свой курс Иван Владимирович.

Точно так же, как и ему самому. Он ходит на работу с большим удовольствием, получая от общения со студентами только положительные эмоции.

«Я открываю чудесный мир науки нашей замечательной молодежи и сам вместе с нею погружаюсь в него. Люблю свою профессию за креативность и за то, что постоянно нахожусь в состоянии саморазвития и самосовершенствования»,такими словами завершает Иван Соколов нашу беседу.

Напомним, 13 школьников получили награды олимпиады по химии в Дзержинске.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из архива Ивана Соколова