Найти в Дзене

«Сталкер»: анимация года. Рождество, Стена, Спать хочется

@Нина Спутницкая о призерах фестиваля «Расцветшая зима» (Студия «1а») Александра Бруньковского, посвященная Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра, — удивительная рождественская история возникшая из прозрачных воспоминаний, сияния снежинок и звона ледяного хрусталя. Фабула: эпизод жизни семьи — развод давно расставшихся супругов, сюжет — реакция природы на озвученные сценки и разыгранные диалоги. Тема — метафизика расставания, умение людей открыть друг друга заново. Новеллу Гуэрры Бруньковский, дебютант в анимации, экранизирует в собственной авторской технике с использованием огромного количества разных слоев акварели, обработанных в цифре. Красочный мир, то дребезжит, то чарует статичным городским или загородным пейзажем, портретом, деталью. В результате создано ощущение недосказанности, призрачности, эфемерности обид и признаний. Герои общаются на языке оригинала с одноголосой озвучкой. Он — автор графических романов, она — мать их детей. Он живет с другой, «слишком молодой», она —

@Нина Спутницкая о призерах фестиваля

Кадр фильма Расцветшая зима
Кадр фильма Расцветшая зима

«Расцветшая зима» (Студия «1а») Александра Бруньковского, посвященная Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра, — удивительная рождественская история возникшая из прозрачных воспоминаний, сияния снежинок и звона ледяного хрусталя. Фабула: эпизод жизни семьи — развод давно расставшихся супругов, сюжет — реакция природы на озвученные сценки и разыгранные диалоги. Тема — метафизика расставания, умение людей открыть друг друга заново. Новеллу Гуэрры Бруньковский, дебютант в анимации, экранизирует в собственной авторской технике с использованием огромного количества разных слоев акварели, обработанных в цифре. Красочный мир, то дребезжит, то чарует статичным городским или загородным пейзажем, портретом, деталью. В результате создано ощущение недосказанности, призрачности, эфемерности обид и признаний.

Рождественские фильмы и сериалы | Телекинет. Не|Искусство кино | Дзен

Герои общаются на языке оригинала с одноголосой озвучкой. Он — автор графических романов, она — мать их детей. Он живет с другой, «слишком молодой», она — одна, но позади — страшная история, попытка изнасилования (но реальная это история или фантазия — остается решать зрителю). Их беседа превращается в прогулку к вечным образам: легенды Запада и Востока, шедевры архитектуры, сюжеты музыки и живописи, кино и фотографии. Больше они никогда не увидят друг друга. Их отношения останутся в кадрах комикса, затухнут в шелесте страниц беллетристики или вдохновят кинематографистов на поиски киноязыка. Картина получила специальный диплом жюри фестиваля «Сталкер».

Кадр фильма «Стена»
Кадр фильма «Стена»

Неожиданная утрата семьи становится темой «Стены» Дмитрия Иванова (студия «Шар»), награжденной призом «за лучший анимационный фильм» ХХХ Фестиваля «Сталкер»). Фильм выполнен в графической технике. Зрителя встречают обитатели серо-зеленой пустыни: жизнерадостные коробки, причудливые создания с телами из железных бочек и змееподобной головой. Безобидные, но вездесущие. Есть место в этой, периодически терзаемой смерчами, местности и человеку — господину в костюме, растерянному, мучимому жаждой. Он пока еще уверенно ищет выход, согреваясь воспоминаниями о прошлом — жене и дочери. И однажды засияет надежда: удивительная звезда озарит серо-зеленые тона пустыни, белым светом, задержится на стене. За графитового цвета преградой герою чудится иная жизнь: яркие осенние пейзажи, лавандовое поле. Но как выбраться из этого мира, за темную плоскую стену? Герой строит башню из бочек, но она прорастает живыми организмами. Однако когда выбраться все-таки удастся, вокруг окажется та же пустыня. Цветной мир призрачен. Лишь в случайных отверстиях, с подсказки звезды, а может под воздействием напитка из причудливого колодца, герой видит жену и дочь как часть чарующего, но пока недостижимого осеннего пейзажа. Он мечется в поисках выхода. Финал открыт.

Спать хочется, анимация Волошина
Спать хочется, анимация Волошина

Но самое беспощадное высказывание предложил Игорь Волошин в своем анимационном дебюте «Спать хочется» (студия «Паровоз»). Автор извлекает из ранней прозы Антона Чехова пугающий образ тотального оцепенения. В монохроме с аккуратным добавлением магического леденящего голубого цвета он создает по-настоящему пугающий мир летаргии, дополняет историю мотивом впадающей в спячку землистого цвета толпы, в которой каждый способен на преступление.

Частная криминальная история о том, как тринадцатилетняя девочка задушила младенца — уже не только чеховская история не высыпающегося ребенка, сколько история болезни общества: деревню, в которой разворачивается история словно поражает пандемия сна и не в силах противостоять этому вирусу мужественная главная героиня — сирота Варя. Волошин дает беспощадный диагноз современному обществу. Фильм получил спецприз журнала «Телекинет» «Без компромиссов».

Приз партнера фестиваля Сталкер
Приз партнера фестиваля Сталкер

Другие фильмы конкурса

Рождественские фильмы и сериалы | Телекинет. Не|Искусство кино | Дзен