Я даже не знала, что по вокзалам можно проводить экскурсии. Пару лет я подписана на блог девушки Наташи, которая живёт в Петербурге. Читаю, глазею, погружаюсь во всякие атмосферы, разделяю любовь к городу и к Тотальному диктанту.
В сентябре мы спонтанно собрались на свидание с городом на Неве, а параллельно я увидела в её посте анонс об экскурсии по Витебскому вокзалу, которую проводит подруга Наташи - Александра, а сама Наташа присутствует на ней как фотограф. Какое совпадение - в день экскурсии мы как раз в Петербурге! Пишу ей, бронирую два места и - ура! - мы счастливые обладатели кучи красивых совместных фотографий и новых впечатлений.
Витебский вокзал - первый железнодорожный вокзал, построенный в России. Он, конечно, мало похож на привычный нам современный вокзал, особенно, внутри - это здание, как и многие в Петербурге, памятник архитектуры и объект культурного наследия.
Это один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга, к тому же, самый старый - одноэтажное деревянное здание было построено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село.
Вокзал назвали Царскосельским, и именно он застал торжественный дебют паровоза с восьмивагонным составом 30 октября 1837 года. Управлял им сам Франц Герстнер, приглашённый руководитель строительства железной дороги и инженер, а одним из почётных пассажиров был император Николай I. Поезд доехал до конечного пункта всего за 35 минут вместо привычных нескольких часов на лошадях.
В 1918 году Царское Село переименовали в Детское, так что вокзал получил соответствующее название — Детскосельский. Второй и последний раз переименование случилось уже в 1935 году, и теперь вокзал знаком нам как Витебский, поскольку конечный пункт поездов был и остаётся город Витебск.
Новое здание отличало немало трендовых новшеств. Так, например, в проекте была заложена непривычная для того времени архитектура, включающая в себя обилие металла.
Здание стало одним из первых общественных построек в стиле модерн. Оно отличалось планировкой, непривычной для подобных сооружений начала XX века — когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения.
Когда мы пришли, за шторами работала какая-то платная выставка и нас сначала не хотели пускать в этот зал, но потом Александре, как аккредитованному экскурсоводу, всё же разрешили зайти.
А Женя был бы не Женя, если бы не сделал фотку в подобном стиле:
Кто знает, сохранилось бы это здание во время Великой Отечественной войны, если бы не одна хитрость: Витебский вокзал нарочно превратили в разрушенный, тщательно замаскировав.
Многие горожане не сомневались, что от него остались руины после вражеских налётов, но на самом деле вокзал даже функционировал, а работники сумели сохранить интерьер и мебель.
Возможно, поэтому он является единственным в Петербурге вокзалом, дореволюционный облик которого дошёл до наших дней, недаром Витебский стал идеальной площадкой для кинематографистов: тут снимали свыше ста фильмов, включая «Анну Каренину», «Приключения Шерлока Холмса», где Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория», «Брат», «Вокзал для двоих», «Улицы разбитых фонарей».
Теперь буду пересматривать эти фильмы и обязательно обращать внимание на вокзальные виды.
Нам очень повезло с погодой и с несвойственной вокзалам безлюдностью, поэтому получилось много классных памятных кадров. Думаю, что с удовольствием ещё раз при случае побываем на Витебском вокзале - мы почему-то любим возвращаться в те места, где нам понравилось, ну, а пока смотрим в светлое будущее и идём к новым путешествиям.
Спасибо, что дочитали до конца, поставьте лайк, если не трудно - это поможет мне продолжать вести канал.