Проповедь «Христианин делает все наоборот» от протоиерея Димитрия Смирнова 2011.10.01.
Когда Лука и Клеопа шли в Эмаус из Иерусалима и Господь им повстречался, и стал у них спрашивать, что было в Иерусалиме. Они говорят, ну как же, неужели ты вот не слышал, что был такой вот человек. Как они сказали, Иисус Назарянин.
Не стали говорить, что он Мессия, Сын Божий. Почему? Потому что вера их поколебалась.
А почему Господь их встретил? Господь их встретил, чтобы эту веру укрепить.
Это говорит о том, как бесконечно дорог каждый человек самому Богу.
Вот представьте себе, создатель Вселенной только для того, чтобы укрепить веру двух мужиков является им и с ними беседует. Так вот, их подталкивает к этому. И в завершение, когда преломлял хлеб, стал невидим.
Чтобы убедить их только в одной вещи, что Он воистину воскрес и Он есть действительно Сын Божий. И все то, чему Он их учил, все это истина.
Мог бы обидеться, а ну не верите и не надо. Мог бы вообще пренебречь. Да мало ли на земле миллионов людей живут. Подумаешь там двое больше, двое меньше.
Нет. Каждый человек бесконечно дорог Христу Спасителю.
Конечно, Он своих учеников выделял. Господь всегда замечает. Хотя людей таких немного. Даже среди ходящих в храм. Потому что в храм люди ходят обычно по нужде.
Вот что-то ему надо. У кого-то там трудности, у кого-то несчастья, у кого-то ещё какие-то соображения. Ну, в общем, пришёл. Господь и таких всякими разными путями старается людей к себе приблизить.
Но у Бога только одна цель о человеке — его спасти.
Конечно, большинство людей, даже закончившись какие-то духовные учебные заведения, не понимают, что такое спасение. И даже если человеку вот так объяснить, чтобы он понял. Прошло два дня, опять съезжает на старую колею. И по ней продолжает ехать. Потому что она уже как-то наезженная и знакомая.
А духовная жизнь требует от человека постоянных усилий.
И Господь знает об этом. Знает о нашем маловерии. Знает о непостоянстве. Знает о том, что мы практически всегда предпочтем самого себя другому. Из двух людей, он или я, мы всегда выберем я.
Есть такая сказка у Маршака, называется «Старуха, дверь закрой». Рядятся муж и жена, кому дверь закрыть. Он, конечно, хочет, чтобы она. А она хочет, чтобы он. И пока они рядились, воры всё вынесли из дома.
Потому что очень трудно человеку грешному, который всегда предпочитает себя другому человеку, сделать наоборот. А христианство как раз в этом наоборот и заключается.
Христианин — это тот, который делает наоборот.
Вот все плывут по течению, а он против течения. Все живут как люди живут, а ему нет. Ему надо куда-то в монастырь уйти или свои деньги куда-то отдать.
Вот как хоккеист, который погиб в самолете. Он не только в хоккей играл, капитаном был, а вот выяснилось, что он ещё и миллионы давал денег болящим. Тайком, фамилию свою не подписывал. Вот как-то он чувствовал, что не в деньгах счастье.
Вероятно, батюшка говорит о Иване Ткаченко, капитане ХК «Локомотив». Он погиб в авиакатастрофе под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Уже после его смерти журналисты выяснили, что Иван анонимно пожертвовал на благотворительность 4,5 млн рублей [прим. ред.].
Много таких людей сейчас по России, которым 30 лет, чтобы они знали, что не в деньгах счастье? Что-то про таких не очень много слыхать. Но вот про одно услышали. Вот так в 30 лет человек уже понимает, что такое христианство.
А христианство заключается в том, чтобы дать, но так дать, чтобы об этом никто не узнал. Вот как надо это делать ловко.
Как и Господь говорит, пусть правая твоя рука не знает, что делать левой. Не труби перед собой.
И вот, к сожалению, так вроде мы приходим в храм. Значит, как бы у нас есть стремление, но надо всегда задуматься о том, что я собираюсь сделать вообще.
Угодно ли это Богу? То, что я хочу делать, это я делаю для Бога или, в общем, для себя? Это я делаю, чтобы прославить Бога или для того, чтобы я прославил самого себя и получил удовлетворение от собственного поступка?
Получил? Получил. Молодец, получил награду свою. А что значит, получил награду свою здесь на земле? Значит, на небесах ты уже за это не получишь.
Потому что награда на небесах — это награда, когда ты приношение свое, молитву или какой-то поступок, ты приносишь одному единому Богу. И об этом знает только он и ты.
А у нас как? Если даже что-то мы сделали, то стараемся. Ну, мы уже люди взрослые, конечно, хвастаться, как маленькие дети в пятом классе мы не будем. Но мы так хитренько, вскользь, обязательно об этом упомянем.
А если человек не зафиксирует свое внимание, мы к этому вернемся ещё раз. Чтобы обязательно увидеть реакцию. Потому что мы на самом деле не хотим ничего для Бога. А хотим больше для своего тщеславия, честолюбия.
Мы хотим всё время утешения земного.
Нет ничего удивительного, что мы предпочитаем себя. Потому что сам себе родной человек. Сам к себе хорошо относишься. Сам себе желаешь такого всего хорошего, симпатичного, благополучного. Но остальные люди только как объект для реализации тщеславия и честолюбия.
А так сами по себе человечки, они-то не больно-то и нужны. И поэтому нет ничего удивительного, что мы можем ходить в церковь не годами, а десятилетиями, и так и не понять, что такое христианство.
А христианство как раз в этом заключается, чтобы поступать как Бог.
А Бог оставляет все свои божественные дела ради того, чтобы вернуть в Иерусалим этих двух мужиков. Которые шли, рассуждали, что такое случилось.
Видать, оказался не тот. Мы вот думали, что он сейчас спасет Израиль, а его самого распяли, все дело кончилось. Конечно, он такой замечательный человек. Помним, как он и пять тысяч накормил человека рыбой, хлебом. Помним, как Лазаря воскресил.
Но все-таки, вот видите, ничего, что мы надеялись, что от него выйдет утеха Израилю, ничего не вышло. Подвел. Ничего не вышло, подвел. И многих так Бог. Относятся люди к Богу и даже ропщут на него. Где твой Бог, да что там Бог. Бог подводит человека.
Почему? Ну а человек от Бога чего ждет? Что Бог его человека прославит, наградит, исцелит, поможет с его родными, детьми и так далее.
Потому что посмотришь, как дети мучаются от своих родителей. Посмотришь, какие педагогические приемы используют папа и мама в отношении своих детей. Поэтому понятно, что вырастают уроды, а потом родители начинают:
«Господи, помоги!»
А что тут помогать-то?
Вот плоды вашего антивоспитания. А как вы хотели? Вы же ничего не слушаете, ничего не читаете. Вы только хотите своё реализовать.
Вот получается урод. Вот это плоды твоей жизни. Ты урод и дети у тебя уроды. Потому что на яблоне апельсины не растут. Это совершенно другое дерево.
Как это возможно? А Бог Мол, давай, Бог виноват во всем. Бог не то, вот Бог не дает, Бог там это. Потому что человек обвиняет во всем Бога.
Опять, должно же быть все наоборот. Вот хорошо бы нам при нашей жизни еще, до того, как мы уже сомкнули свои веки окончательно, еще до того, как мы уже сомкнули свои веки окончательно, нам все-таки почувствовать всю нашу неправду перед Богом.
И может быть в чем-то, если уж не исправить, если говорить о тех же детях, но они уже выросли, что ты тут сделаешь? Ну хотя бы понять, что это ты виноват. Хотя бы оплакать свои поступки. И то это будет большое дело. Это будет большое дело не для твоих детей. Хотя впоследствии, может быть, они вспомнят о том, как ты плакал. Или кто-нибудь им расскажет.
Может это на них как-то повлиять и будет благо прежде все тебе потому что вот судя по этому эпизоду но господь каждого из людей любит и готов ему прийти на помощь всячески подтолкнуть его к пониманию истины Подтолкнуть к тому, чтобы не уходить из Иерусалима. А если куда-то ушел, чтобы всегда с полдороги была возможность вернуться И вот это все для нас И то, что Евангелист Лука, то, что он сам участвовал в этом Он там не пишет «я Лука».
Почему он так не пишет? Или там Иоанн Богослов не пишет «я Иоанн». Он пишет «ученик, которого Господь любил». Почему он на себя не указывает?
Ну, потому что он пишет это для другого, не для выставки. У него совершенно другая задача. Поэтому он как бы о себе умалчивает.
Но мы-то, конечно, из истории Церкви знаем, что это были и Лука, и Клеопа. И они вместе шли, а Лука, как свидетель, это всё описывает. Так описывает, что прямо вот явно видно, так вот ярко особенно, вот как они идут, рассуждают.
Господь с ним поравнялся. Сам Господь, Создатель Вселенной, Он с ним поравнялся, удостоил их беседы. Но себя как-то никак не выпячивает: никаких прав не качает, не говорит, вы должны, все кругом должны. Даже когда они собрались ужинать, Он сделал вид, что идет дальше. Ждал. Создатель Вселенной ждал, когда его пригласят на ужин.
Интересно, да?
Он по-другому не мог. Потому что он был Сын Божий. Сын Божий, Он никогда не лезет вперед. Он всегда ждет, когда его пригласят. Так же и Господь, Он никому себя не навязывает.
Он ждёт, когда его человек к себе позовет. Представляете? И того же Он ждет от учеников Христовых. Если мы это усвоим, то, конечно, многое мы в нашей жизни поймем. Это не значит, что оно станет легче нашей жизни, но, во всяком случае, мы будем ближе к истине.
А Господь нам в этом всегда поможет.
Текст основан на видео с канала «Чтобы помнили». Читайте ещё👇