Найти в Дзене
КОСМОС

Секретная причина, по которой США опередили СССР в гонке за Луну

Шестьдесят лет назад Советский Союз был значительно впереди США в космической гонке. Но один критический момент изменил всё.

В 1969 году «Аполлон-11» впервые доставил людей на поверхность Луны. На фотографии Базз Олдрин настраивает эксперимент по изучению солнечного ветра в рамках миссии «Аполлон-11», а Нил Армстронг делает снимок.
В 1969 году «Аполлон-11» впервые доставил людей на поверхность Луны. На фотографии Базз Олдрин настраивает эксперимент по изучению солнечного ветра в рамках миссии «Аполлон-11», а Нил Армстронг делает снимок.

В 2024 году человечество по всему миру, включая Соединённые Штаты, отметило 55-ю годовщину кульминации космической гонки: стремления отправить человека на Луну и безопасно вернуть его на Землю. 20 июля 1969 года человечество достигло мечты, которая была старше самой цивилизации, когда люди впервые ступили на поверхность другого мира за пределами Земли — Луны, находящейся на расстоянии около 380 000 км. С 1969 по 1972 годы на лунной поверхности побывали 12 американских астронавтов, что остаётся единственным случаем в истории, когда люди ступили на твёрдую поверхность другого небесного тела.

Если бы какая-либо нация могла это сделать, большинство считало, что это будет Советский Союз. СССР стал первым во всех предыдущих этапах космической гонки:

  • первый искусственный спутник,
  • первый пилотируемый космический полёт,
  • первый человек на орбите,
  • первая женщина в космосе,
  • первый выход в открытый космос,
  • первые аппараты, достигшие других планет,
    и многое другое.

После катастрофического пожара на Аполлоне-1 казалось почти очевидным, что именно СССР первым отправит человека на Луну. Однако они даже близко не подошли к этой цели. Почему? Ответ заключается в имени, о котором мало кто слышал: Сергей Королёв. Вот что должен знать каждый.

Сергей Королёв, справа, изначально был авиапилотом и студентом, изучавшим работы Циолковского, а затем стал конструктором ракет и космических аппаратов. На фото он запечатлён с конструктором Борисом Черановским рядом с планёром БИЧ-8 в 1931 году. (Фото из общественного достояния)
Сергей Королёв, справа, изначально был авиапилотом и студентом, изучавшим работы Циолковского, а затем стал конструктором ракет и космических аппаратов. На фото он запечатлён с конструктором Борисом Черановским рядом с планёром БИЧ-8 в 1931 году. (Фото из общественного достояния)

Задолго до того, как человечество преодолело гравитационные оковы Земли, несколько учёных начали разрабатывать новую научную область — теоретическую космонавтику. Хотя она во многом основывалась на классической аэродинамике, базирующейся на законах Ньютона, освоение космоса ставило дополнительные задачи:

  • необходимость топлива, способного работать в отсутствие атмосферы,
  • возможность длительного ускорения,
  • материалы, которые могли бы защитить людей и оборудование при экстремальных температурах и давлениях,
  • защита от солнечной и космической радиации и от жестокого вакуума космоса,
  • расчёты для максимального увеличения полезной нагрузки с ограничениями на топливо и массу ракеты.

В начале XX века все эти проблемы решались исключительно теоретиками. Среди пионеров выделяются: Роберт Годдард, создатель первой ракеты на жидком топливе; Роберт Эсно-Пельтри, начавший с проектирования самолётов, а затем разработавший концепцию управления ракетами; и Герман Оберт, создатель ракетных двигателей, ракет и наставник молодого Вернера фон Брауна.

Уравнение Циолковского для ракеты необходимо для описания того, как быстро космический корабль, сжигающий часть своего топлива для создания тяги, может в конечном итоге путешествовать по Вселенной. Необходимость брать с собой собственное топливо на борт является серьезным ограничивающим фактором, поскольку скорость, с которой мы можем путешествовать по межгалактическому пространству
Уравнение Циолковского для ракеты необходимо для описания того, как быстро космический корабль, сжигающий часть своего топлива для создания тяги, может в конечном итоге путешествовать по Вселенной. Необходимость брать с собой собственное топливо на борт является серьезным ограничивающим фактором, поскольку скорость, с которой мы можем путешествовать по межгалактическому пространству

Но прежде всех них был Константин Циолковский, который впервые понял важную связь между ракетным топливом, массой, тягой и ускорением. Возможно, ни один человек не оказал такого влияния на развитие космонавтики, как Циолковский. Его работы повлияли на развитие космических исследований по всему миру. И хотя Годдард был американцем, Эсно-Пельтри — французом, а Оберт — немцем, Циолковский жил и работал в России, а после Октябрьской революции — в Советском Союзе.

Влияние Циолковского и путь Королёва

Хотя Циолковский умер в 1935 году, его научное наследие продолжило развиваться, особенно в России. Сергей Королёв стал его экспериментальным последователем. Королёв мечтал о путешествиях на Марс и запустил в 1933 году первую советскую ракету на жидком топливе и первую гибридную ракету. Однако в 1938 году он стал жертвой сталинских репрессий и был отправлен в ГУЛАГ, где пробыл до 1944 года.

После окончания Второй мировой войны космические программы США и СССР получили мощный толчок благодаря привлечению немецких учёных. США заполучили большинство ведущих немецких специалистов и множество ракет Фау-2. Однако Советский Союз захватил множество немецких чертежей и документов, а также важного учёного Хельмута Греттрупа. Кроме того, благодаря наследию Циолковского, у СССР было начальное преимущество.

Сергей Королев, изображенный на фото в 1961 году, выполнял множество функций в советской космической программе, в том числе был командиром капсулы с Земли во время многих пилотируемых космических полетов 1960-х годов.
Сергей Королев, изображенный на фото в 1961 году, выполнял множество функций в советской космической программе, в том числе был командиром капсулы с Земли во время многих пилотируемых космических полетов 1960-х годов.

Роль Королёва в успехах СССР

Сочетание технологий Фау-2, теоретических работ Циолковского и таланта Королёва стало основой для невероятных успехов СССР в космосе. После освобождения из ГУЛАГа карьера Королёва пошла в гору.

В 1945 году его назначили полковником Красной армии, и он сразу же начал работу над разработкой ракетных двигателей. Позже в том же году Королёв был награждён знаком Почёта, а затем отправлен в Германию для изучения технологий Фау-2. К 1946 году он возглавил команду, включавшую немецких специалистов, для разработки советской программы ракет и ракет-носителей.

Уже к 1947 году под руководством Королёва запускались ракеты Р-1 — точные копии немецких Фау-2. Хотя США занимались чем-то похожим, проводя запуски Фау-2 на полигоне в Уайт-Сэндс, Нью-Мексико, в конце 1940-х годов, советская команда под руководством Королёва быстро начала совершенствовать конструкцию ракет Р-1. Это привело к увеличению дальности полёта и внедрению ступенчатых полезных нагрузок, которые можно было использовать в качестве боеголовок.

Первая ракета Р-1, запущенная из России, была запущена в сентябре 1948 года с полигона Капустин Яр. Из 12 доставленных ракет девять были запущены, и семь успешно поразили свои цели: примерно на уровне показателей успешности немецких ракет V-2, которые они были призваны копировать .
Первая ракета Р-1, запущенная из России, была запущена в сентябре 1948 года с полигона Капустин Яр. Из 12 доставленных ракет девять были запущены, и семь успешно поразили свои цели: примерно на уровне показателей успешности немецких ракет V-2, которые они были призваны копировать .

К 1949 году Советский Союз начал запускать ракеты Р-2, разработанные Королёвым, которые имели вдвое большую дальность и улучшенную точность по сравнению с оригинальными клонами V-2. Но Королёв уже думал о будущем. Ещё в 1947 году он разработал совершенно новый проект ракеты Р-3 с дальностью в 3000 километров, что позволяло бы достичь Англии из Москвы.

Постепенные улучшения ракетных технологий под руководством Королёва накапливались с ошеломляющей скоростью. К 1957 году Советский Союз провёл первый успешный испытательный полёт ракеты Р-7 «Семёрка» — первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Р-7 представляла собой двухступенчатую ракету с максимальной дальностью 7000 километров и грузоподъёмностью 5,4 тонны, что позволяло доставить советскую ядерную бомбу из Ленинграда в Нью-Йорк.

Эти достижения принесли Королёву национальную известность в Советском Союзе. Он был полностью реабилитирован и начал продвигать идею использования Р-7 для запуска спутника в космос. Поначалу эта идея встретила полное равнодушие со стороны Коммунистической партии. Однако, когда американская пресса начала обсуждать планы вложения миллионов долларов в запуск спутника, Королёв воспользовался шансом. Менее чем за месяц был спроектирован, построен и запущен спутник «Спутник-1».

Техник работает над «Спутником-1» перед его запуском 4 октября 1957 года. После трёх месяцев на орбите «Спутник-1» упал на Землю из-за аэродинамического сопротивления, что остаётся проблемой для всех спутников на низкой околоземной орбите даже сегодня.
Техник работает над «Спутником-1» перед его запуском 4 октября 1957 года. После трёх месяцев на орбите «Спутник-1» упал на Землю из-за аэродинамического сопротивления, что остаётся проблемой для всех спутников на низкой околоземной орбите даже сегодня.

4 октября 1957 года официально началась космическая эра. Ракеты Королёва вывели человечество за пределы земной гравитации и на орбиту. Хотя Хрущёв изначально был равнодушен к запускам Королёва, международное признание успехов СССР оказалось слишком значимым, чтобы его игнорировать. Менее чем через месяц был запущен «Спутник-2», который имел массу в шесть раз больше, чем «Спутник-1», и доставил в космос собаку Лайку.

В мае 1958 года был запущен сложный «Спутник-3», оснащённый научными приборами и примитивным устройством для записи данных, что продемонстрировало возможности советской космической программы. Но Королёв уже нацелился на более крупную цель: Луну. Поначалу он планировал использовать Р-7 для доставки полезного груза на Луну, но затем модифицировал верхнюю ступень ракеты, оптимизировав её исключительно для работы в космосе, что стало первым примером такой разработки.

Несмотря на огромный недостаток финансирования, жёсткие временные рамки и невозможность тестировать оборудование перед запуском, Королёв был полон решимости отправить полезный груз на Луну. 2 января 1959 года миссия «Луна-1» достигла Луны, но вместо запланированного столкновения пролетела мимо, промахнувшись менее чем на 6000 километров. 14 сентября 1959 года «Луна-2» добилась успеха, став первым искусственным объектом, достигшим поверхности Луны.

Оригинальное изображение обратной стороны Луны, сделанное миссией СССР «Луна-3» (А), современная цифровая реставрация (B) и современный вид обратной стороны Луны с орбитального аппарата NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (C). Фото обратной стороны Луны, сделанное «Луной-3» в 1959 году, стало очередным «первым» достижением СССР в космосе.
Оригинальное изображение обратной стороны Луны, сделанное миссией СССР «Луна-3» (А), современная цифровая реставрация (B) и современный вид обратной стороны Луны с орбитального аппарата NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (C). Фото обратной стороны Луны, сделанное «Луной-3» в 1959 году, стало очередным «первым» достижением СССР в космосе.

Меньше чем через месяц «Луна-3» сделала первое в истории фото обратной стороны Луны. В области освоения космоса СССР достигал новых вех, в то время как США пытались догонять. Достижения Королёва открывали путь вперёд, а его мечты становились всё масштабнее. Он стремился совершить первую мягкую посадку на Луну и нацелился на исследование Марса и Венеры. Но его самой большой мечтой было освоение пилотируемых полётов — доставить человека в любую точку, куда могли долететь его ракеты.

В 1958 году Королёв начал проектирование того, что станет кораблём «Восток»: полностью автоматизированной капсулы, способной вместить человека в скафандре. В мае 1960 года был запущен беспилотный прототип, который совершил 64 витка вокруг Земли, но сгорел при повторном входе в атмосферу. 19 августа 1960 года в космос были запущены две собаки, Белка и Стрелка, которые успешно вернулись, став первыми живыми существами, отправленными в космос и возвращёнными обратно.

12 апреля 1961 года модифицированная Р-7 вывела Юрия Гагарина в космос, сделав его первым человеком, преодолевшим гравитационные оковы Земли, и первым, кто совершил орбитальный полёт. Последующие полёты «Восток» под руководством Королёва включали первые межкорабельные связи, стыковки и полёт первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Королёв затем начал работу над программой «Восход», целью которой было отправить в космос несколько космонавтов и в конечном итоге достигнуть Луны. Уже в 1961 году он приступил к проектированию сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1, оснащённой двигателем на жидком топливе НК-15 и сравнимой по размерам с Saturn V. Она была рассчитана на экипаж из трёх человек и могла совершать мягкую посадку при возвращении, что ставило СССР в выгодное положение для следующего шага в космической гонке.

12 октября 1964 года экипаж из трёх советских космонавтов — Владимир Комаров, Борис Егоров и Константин Феоктистов — совершил 16 витков вокруг Земли на борту «Восход-1». Пять месяцев спустя Алексей Леонов на борту «Восток-2» совершил первый в истории выход в открытый космос. Следующим шагом была Луна, и Королёв был готов. После отставки Хрущёва в 1964 году Королёв получил полный контроль над пилотируемой космической программой, с целью осуществить посадку на Луну к октябрю 1967 года, что совпадало бы с 50-й годовщиной Октябрьской революции. Всё казалось достижимым.

Королёв начал разработку космического корабля «Союз», который должен был доставить экипажи на Луну, а также аппаратов серии «Луна» для мягкой посадки на Луне и роботизированных миссий к Марсу и Венере. Королёв также стремился воплотить мечту Циолковского — отправить людей на Марс, разрабатывая замкнутые системы жизнеобеспечения, электрические ракетные двигатели и орбитальные станции как стартовые площадки для межпланетных миссий.

Но не суждено было: 5 января 1966 года Королёв поступил в больницу для, как считалось, рутинной операции на кишечнике. Девять дней спустя он умер от, как сообщалось, осложнений рака толстой кишки, хотя многие до сих пор подозревают неладное. Без Королёва в роли главного конструктора всё для СССР быстро пошло под откос. Пока он был жив, Королёв отбивал попытки вмешательства со стороны конкурентов, таких как Михаил Янгель, Владимир Челомей и Валентин Глушко. Однако возникший после его смерти вакуум власти оказался катастрофическим.

Василий Мишин был выбран преемником Королёва, и сразу за этим последовали неудачи. Цели советской космической программы почти не изменились: планировалось, что люди облетят Луну в 1967 году, а чуть позже, в 1968 году, высадятся на её поверхность. Мишин находился под огромным давлением, так как провал считался недопустимым. 23 апреля 1967 года была запущена миссия «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту — первый пилотируемый полёт после смерти Королёва.

Несмотря на 203 выявленных конструктивных недостатка, о которых сообщили инженеры проекта, запуск всё же состоялся. Сразу же начались проблемы. Во-первых, одна из солнечных панелей не раскрылась, что привело к недостатку энергии. Затем отказали датчики ориентации, автоматическая система стабилизации тоже вышла из строя, а запуск «Союза-2», который должен был состыковаться с «Союзом-1», был отменён из-за грозы. На 13-м витке Комаров сообщил о проблемах, и было принято решение об экстренном завершении миссии. Через 5 витков (примерно 7 часов) «Союз-1» включил тормозные ракеты и вошёл в атмосферу Земли. Из-за ещё одного дефекта основной парашют не раскрылся, а запасной, выпущенный вручную Комаровым, запутался.

Первый полёт под руководством преемника Королёва закончился наихудшим возможным образом: первой гибелью человека в космосе в истории всех космических программ на Земле. И это оказалось не единичным случаем. Последующие неудачи стали нормой. В 1968 году Юрий Гагарин, первый человек в космосе, трагически погиб во время тренировочного полёта. У Мишина начались проблемы с алкоголем, совпавшие с многочисленными авариями и взрывами ракет Н-1, которые преследовали советскую космическую программу на протяжении 1969 года. Единственным ярким моментом стал январь 1969 года, когда удалось провести стыковку, пересадку экипажей и обмен между двумя космическими кораблями «Союз».

Но именно смерть Королёва и ошибки его преемников стали реальной причиной, по которой СССР потерял лидерство в космической гонке и так и не достиг цели высадки человека на Луну. Меньшие цели, такие как первый роботизированный луноход и первые беспилотные посадки на Марс и Венеру, были достигнуты советской космической программой в 1970-х годах, но главный приз был уже упущен. Если бы не внезапное ухудшение здоровья Королёва и его последующая смерть в критический момент, история могла бы сложиться иначе. В конце концов, лидерство (или его отсутствие) одного компетентного человека может стать решающим фактором между успехом и провалом.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos