Старинные фото –это история в картинках, на которых оживает далёкое прошлое. Мы видим героев, локации, пейзажи, словно застывшие в моменте, заколдованные. А что если расколдовать? Найти те же ракурсы? Попробовать «повторить» старые фото и посмотреть, что изменилось в том или ином месте спустя время? Искать ответы на эти вопросы – занятие увлекательное, которое может стать прекрасным приключением выходного дня.
Именно с этой целью мы отправились в краеведческую экспедицию в старинное село Устье Собинского района, которое с середины XIX века было популярным местом отдыха владимирской интеллигенции, зажиточных мещан и купечества.
Дачники начали массово приезжать в Устье по железной дороге после 1861 годам когда появилась станция Колокша, от которой до Устья около километра. Местные жители сдавали свои дома в наём. Есть сведения, что владимирский писатель Златовратский писал здесь свой роман о пореформенной деревне - «Устои».
О дачном облике Устья упоминалось и в газете «Старый владимирец» за в 1909 год:
«Село Устье. Для многих владимирцев Устье – единственное дачное место. Здесь рядом хороший крупный лес сосновый. Для купания — Клязьма. Удобное сообщение – станция (15 верст) по ж/д от Владимира. Все указанные удобства подкупают владимирцев, и каждый год семейства…стремятся на дачу в село Устье».
Несколько лет назад в СМИ были опубликованы снимки из архива Софьи Цветковой с видами Владимира и окрестных селений.
В объектив фотографа попало и дачное Устье. Разошедшиеся в сети фотографии предположительно были сделаны их дедом - Абрамом Коилем, сыном известного владимирского издателя Исайи Самуиловича Коиля. Абрам Исаевич увлекался фотографией и мог приезжать в Устье летом, как и другие дачники. Кстати, дом Исайи Коиля сегодня известен владимирцам как ВОДРИ.
Итак, мы отправились в Устье, чтобы найти нужные ракурсы.
Фотопара № 1. Фото с колокольни Свято-Никольского храма
На старом снимке видно, что съемку вели с северной стороны храма, вероятно, со второго или третьего яруса колокольни. Очевидно, что захоронений на кладбище меньше, чем на современном снимке. При внимательном рассмотрении видно, что на земле лежат упавшие кресты. Возможно, это связано с запустением погоста, ведь снимок сделан в 20-е богоборческие годы XX века. А вот само Устье практически не изменилось. На церковной улице и сейчас сохранились те же самые старинные дома. Их облик остался прежним. А вот дом священника либо не вошел в кадр, либо еще не был построен.
Белая каменная ограда, которая окаймляет кладбище, тоже полностью сохранила свой облик вековой давности. Единственное, что изменилось, растительность: за сто лет часть деревьев подросла, а часть просто исчезла. Возможно, это связано с благоустройством и уборкой на кладбище. Но по пышным кронам можно понять, что черно-белый снимок был сделан летом, что косвенно подтверждает версию о дачном визите фотографа. Стоит также отметить, что Свято-Никольская церковь, построенная в 1803 году, с приходом советской власти не закрывалась и работала почти все время за исключением нескольких военных лет. Она принимает прихожан и по сей день.
Фотопара № 2. Дачники на Старице
Судя по ширине русла и изгибам, съемки велись на Старице, которая обходит природный остров и соединяется с основным течением Клязьмы чуть ниже Устья. При исследовании течения старого русла было обнаружено два места, которые могли быть запечатлены на фото Абрама Коиля. Здесь река имеет характерные излучины. И обе эти точки находятся чуть выше по течению – около деревни Ивлево. Таким образом, дачники в лодке плывут от Ивлева в сторону Устья. По правой стороне узнается остров с невысокой растительностью.
Берег, с которого велась съемка, крутой, высокий. Слева мы можем видеть дома, что также фиксируется на современных снимках. Ширина русла на старом и новом фото соотносятся. Таким образом, с высокой вероятностью можно утверждать, что ракурс старого фото найден. Других изгибов реки, похожих на снимок Абрама Коиля, в этих местах нет.
Фотопара № 3. Девушка под плакучими ивами на Клязьме
На старом фото мы видим девушку, сидящую на берегу широкой реки. И это, скорее всего, основное русло Клязьмы в месте, где оно «расходится» со Старицей. В перспективе виден песчаный пляж. Героиня сидит под плакучими ивами, которые в большом количестве растут на клязьминских берегах. Учитывая это, можно предположить, что фото было сделано со стороны деревни Ивлево. При этом рельеф берега за сто лет сильно изменился. На реке появились отмели, протяженность пляжа увеличилась, образовались протоки, которые не позволяют сейчас добраться до места предполагаемой съемки, поэтому мы сделали снимок неподалеку, куда вошли ива, пляж и фрагмент берега, где могла бы сидеть юная дачница сто лет назад.
Фотопара № 4. Московские дачники на фоне Никольского храма
Дачники в Устье ездили и после Великой Отечественной войны. Это черно-белое фото относится уже к другому периоду жизни села. Снимок был найден в архиве жительницы Владимира Елены Волковой, дедушка которой жил в деревне Иваньково, относящейся к приходу Свято-Никольского храма.
«На первой фотографии - мой дедушка Федор Федорович Кочешков с родственниками из Москвы на фоне Никольского храма. Они в 1961 году снимали дачу в Устье», - поясняет Елена.
При сравнении старого и современного фото очевидно, что перед храмом исчезли дома с пристройками, которые немного закрывали двухэтажное здание церковно-приходской школы. Сейчас оно видно полностью.
«Мой дедушка рассказывал, что учился в церковно-приходской школе Устья. Хорошо тогда учили, подчерк у него был каллиграфический», - добавляет Елена.
Фотопара № 5. У могилы родителей
История второго фото из семейного архива Кочешковых ставит прекрасную точку в нашем фотообзоре. По этой выцветшей фотографии Елене точно определила, где на кладбище в Устье похоронены ее прабабушка и прадедушка.
На старом снимке мы видим, что дед Елены стоит со склонённой головой у высокого креста. Это захоронение его родителей. Могилы находятся напротив третьего окна в стене храма. Позади угадывается козырек бокового входа. На заднем плане – живописный сосновый бор около села и заливной луг, который особенно живописно выглядит в весенний разлив.
Делая современный снимок, мы тоже ориентировались на третье окошко. При сравнении можно заметить, что в целом композиция осталась той же, разве что слева появился новый ряд захоронений, что является верным признаком течения времени и сменяемости поколений…
В заключении этого обзора хочется сказать: фотографии – это больше, чем просто фотографии. Они, как машина времени, способны переносить нас на десятки лет назад, чтобы мы, устремленные в будущее, не забывали об ушедшем и в полной мере ощущали связь времен. В этом и есть мудрость и равновесие жизни.
Дарья Ермолина
Фото автора, а также из семейных архивов Цветковых и Кочешковых. Сокращенный вариант данного текста был подготовлен автором для сетевого издания «КЛЮЧ МЕДИА»