Как ель стала символом дня Рождества?
Сказки. (Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета).
«После рождения в Вифлеемской пещере Младенца Христа к нему на поклон явились из разных концов земли деревья. Пришла местная красивая пальма, которая горделиво заняла первое место. Потом собрались из чужих стран клены, березы, тополи, эвкалипты и другие деревья. Наконец, до далекой Палестины, проделав большой путь, последней добралась скромная северная елочка. Стояла она в тени больших деревьев, и не было ее видно. Но вдруг – случилось настоящее рождественское чудо. С небосвода на землю стали падать ослепительно красивые звезды. Они приземлялись на северную гостью и украшали ее. Так ёлка, стала самым красивым деревом на свете. С тех пор люди всегда украшают ее на Рождественский праздник.
Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель к Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.
По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа, когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу».
Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Weihnachtsbaum - (деревом Христа).
Установлено, что традиция украшать Рождественскую елку возникла в Германии. Это произошло, по мнению исследователей, в XVI-XVII веках. Кто первым предложил украшать еловое дерево, доподлинно неизвестно. Мнение исследователей расходится. Одни считают, что это произошло в Эльзасе.
История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар — в Новом завете это мудрецы с Востока, которые увидели звезду, и пришли поклониться младенцу Иисусу.
Как ель стала символом Нового года?
В России ёлка появилась, как украшение, на светский Новый год. Эту традицию завёл Петр Первый.
Из всей затеи Петра Первого именно «украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» вызвало непонимание у русского народа. У древних славян любимыми и почитаемыми деревьями всегда были дуб и берёза. А ель отождествляли с печалью и скорбью: они считали её «деревом мёртвых», с праздником она никак не ассоциировалась. А еще она (как и сосна) играла немалую роль в русских погребальных обрядах. Их ветками, обязательно колючками вперед, устилали дорогу на кладбище, чтобы усопший нашел туда последнюю дорогу... и чтобы не вернулся обратно.
После смерти Петра традиция укрощения еловыми ветками по случаю наступления Нового года и в рождественские праздники прервалась.
Как ель стала символом дня Рождества?
В Библии нет конкретного упоминания о рождественских елках.
Синодальный период Русской православной церкви по отношение ёлок было не однозначно.
Языческое происхождение: один из наиболее распространенных критических замечаний по поводу использования рождественских елок в христианском богослужении. Христианское поклонение заключается в том, что они имеют языческое происхождение. Некоторые люди утверждают, что дерево — это символ плодородия, который использовался в языческих праздниках, и поэтому ему нет места в христианском богослужении.
Немецкое происхождение обычая рождественской елки.
Синод стал относиться терпимее только в начале XX века по отношение к ёлке, как к символу Рождества.
Супругами российских императоров часто становились немецкие принцессы. В Россию, вернуть рождественскую ёлку в первой четверти XIX века задумала жена, дочь кайзера Фридриха Вильгельма III, великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Памятуя о собственном детстве в Германии, она скучала по родным традициям. Вначале она ставит Рождественскую ёлку в 1817 г. для узкого круга во внутренних покоях, а затем, в 1828 году, уже, будучи императрицей - в Аничковым дворце.
Первая «публичная» елка была устроена в Петербурге в 1852 году в Екатерингофском вокзале.
При этом Новый год оставался сугубо светским.
В 1916 году Святейший Синод выпустил запрет на установку ёлок в общественных местах на волне патриотической ненависти ко всему немецкому - шла Первая Мировая война.
После прихода к власти большевиков.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый Советом народных комиссаров, упразднил все постановления Святейшего Синода.
Традиции Рождественской ёлки были ещё близки в народе и в новой власти.
«Ёлки в Сокольниках» положены воспоминания видного советского и партийного деятеля В.Д. Бонч-Бруевича, о Ленине В.И. В конце 1919 года «…доставайте, где хотите, пряников, конфет, хлеба, хлопушек с костюмами, масок, игрушек и поедем 24 декабря к вечеру».
«Ёлка в Горках» В мемуарах лечившего Ленина доктора В.П. Осипова записано: «На Рождество была устроена ёлка для местных детей».
Как ель стала символом Нового года?
На XV СЪЕЗД ВКП (б) 2-19 декабря 1921 г. Сталин отметил: «У нас имеется ещё такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы». В стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить традицию Рождественской - Новогодней ёлки. Народ, несмотря на запреты, продолжал отмечать Рождество, Новый год и устраивать праздничные ёлки детям.
В 1929 году Новый год исключили из праздничных дат.
В 1929 году Ленсовет издал декрет «О воспрещении прорубки и продажи зелёных насаждений в связи с религиозными обрядностями и обычаями».
Если полистать подшивку газеты «Правда», то 1 января1934 года статья Михаила Кольцова «Рождественская ёлка».
28 декабря 1935 г. в газете "Правда" была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) и 2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" 29 декабря 1935 года.
Моментально откликнулась газета "Правда" опубликовав постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 31 декабря и 1 января силами комсомольцев и пионеров ёлок в школах, детских клубах и детских домах.
30 декабря 1935 году в Харьковском дворце пионеров зажглась для детворы первая советская елка.
Петр Львович Слонима. Первый директор харьковского Дворца пионеров. Написал сценарий первого в СССР новогоднего утренника, который так и назывался «Первая ёлка».
Из воспоминаний:
« За четыре дня до Нового года пришла «молния» из Москвы от Постышева. «Надо организовать детям хорошую советскую елку»».
Под чутким руководством Петра Львовича украшали ёлку. К вершине ёлки была прикреплена пятиконечная красная звезда. Дед Мороз, со Снегурочкой и юный помощник. Зажигала первую ёлку пионерка Нина Логвинова. Взмахнув «волшебной палочкой», она произнесла: «Первая ёлка в СССР, зажгись!». Красный кафтан Деда Мороза был под цвет флага СССР.
Были созданы сценарии празднований новогодних ёлок в детских садах и школах. Восьмиконечную Рождественскую звезду преобразили в пятиконечную Кремлевскую. Ёлки стали украшать игрушками соответствующими времени...Лучшие писатели Л. Кассиль и С. Михалков, Преображенский Сергей Иванович трудились над сценариями. В 1964 году авторами сценария кремлёвской ёлки были Александр Курляндский и Эдуард Успенский.
С 1937 года Главная ёлка проходило в Колонном зале Дома Союзов, проводили вплоть до 1942 года. Возобновили праздничное мероприятие в 1945-м на том же месте.
1 января 1954 года Новогодняя ёлка переехала на территорию Кремля. Для неё выделили Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.
С 1961 году, новогоднюю ёлку стали проводить в Кремлёвском дворце съездов. (Теперь Государственный Кремлевский дворец)