Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Изгнанница. Дочь фаворита Бирона Екатерина Черкасова

Оглавление

Когда она входила в зал, перед ней склонялись вельможи, а молодые люди с обожанием смотрели на Гедвигу Елизавету, которая здесь, в России, скоро станет именоваться Екатериной Ивановной. Принцесса не была красива. Напротив, над её уродливым горбом и косолапой походкой нередко потешался родной отец. Однако статус дочери Бирона, фаворита императрицы, значил очень много.

С юных лет принцесса Гедвига привыкла, что на неё, словно из рога изобилия, сыплются всевозможные блага и привилегии. Она даже рассчитывала выйти замуж за какого-нибудь влиятельного иностранного князя. Но императрица умерла, а вместе с тем и могущественный папенька утратил своё влияние.

Однако Екатерина Ивановна всё же сумела удержаться «на плаву». Какой же оказалась «непотопляемая» принцесса? И как неловкая горбунья оказалась мастером «самопиара»?

Некрасивая дочь

В XVIII столетии в Российской империи имя Эрнста Иоганна Бирона было у всех на слуху. Этот фаворит императрицы Анны Иоанновны обладал огромной властью и влиянием в стране. Его презирали, ненавидели и порицали, однако никто не мог отрицать его могущества.

Погреться в лучах милости императрицы довелось и дочери Бирона, принцессе Гедвиге Елизавете. С ранних лет она ни в чём не знала отказа. И если её братья оказались ленивы и, как считал отец, непригодны к государственной службе, то Гедвига отличалась живым умом и многими талантами. Но отца мало радовали успехи дочери. Быть может, причиной тому стало внешнее уродство – горб, над которым нередко смеялся даже сам Бирон.

Сама же Гедвига, так мечтавшая о ласковом отношении, тайно страдала от холодности своего могущественного родителя. Но отец лишь насмехался над ней, не воспринимая всерьёз. Уже в юности она поняла, что нужно прятать свои истинные чувства и уметь просчитывать действия наперёд.

Франц Липпольд «Портрет герцогини Бенигны Готлиб Бирон», мать Гедвиги
Франц Липпольд «Портрет герцогини Бенигны Готлиб Бирон», мать Гедвиги

Перед Гедвигой склонялись вельможи, молодые люди говорили ей массу комплиментов, императрица одаривала её ценными подарками. Но все, в том числе и сама принцесса, понимали – её личной заслуги в том не было. Просто окружение старалось лебезить перед всесильным Бироном. Анна Иоанновна хотела поощрить фаворита, а оттого и исполнялись хвалебные оды в адрес его ничем не отличившейся некрасивой дочери.

В ссылке

Смерть императрицы в 1740 году перевернула всю жизнь Гедвиги. В скором времени Бирон и его семейство были арестованы. Более полугода принцесса провела в казематах, ожидая приговора для своего родителя и для себя. В конце концов смертную казнь герцога заменили на пожизненную ссылку в Сибирь. Его дочь приняла это известие спокойно – ничто не могло сломить её духа.

По прибытии на место ссылки Бирон тяжело заболел. Вместе с матерью Гедвига сидела у постели отца, мысленно оценивая своё будущее. По сути, вся её жизнь даже после смерти герцога должна была пройти в изгнании. Но разве могла смириться с этим молодая женщина? Конечно, нет. Но Бирон не умер, а спустя несколько месяцев пришло известие о дворцовом перевороте и воцарении императрицы Елизаветы Петровны.

Арест Эрнста Иоганна Бирона
Арест Эрнста Иоганна Бирона

Новая государыня возвращала герцогу его прежние привилегии, однако приказывала обосноваться в Ярославле и в Петербург не являться. Вот тогда-то Гедвига по-настоящему разозлилась. Она устала от отцовского гнёта и жизни в провинции. Но главное – она знала, как изменить свою жизнь.

Решительный шаг

«Он преследует меня, – со слезами говорила принцесса, глядя на императрицу. – А ведь я всего лишь хочу принять другую веру. Это то, чего желает моя душа…». Встреча с государыней была вполне ожидаемой для Гедвиги. Заявив отцу, что хочет принять православие, она получила решительный отказ.

На это принцесса и рассчитывала. Бежав в Троицкую лавру, она представила себя несчастной жертвой, преследуемой жестокими родителями. Дошло до того, что набожная Елизавета Петровна приказала привезти к ней Гедвигу. Выслушав её, императрица прослезилась и лично приняла участие в крещении принцессы. С той поры Гедвига стала именоваться Екатериной Ивановной.

Разумеется, нравственный долг не позволял императрице отправить несчастную женщину снова в ссылку. При дворе к принцессе, принявшей православие, относились с сочувствием. Вскоре Екатерина Ивановна получила специально созданную для неё должность второго надзирателя за фрейлинами.

Поговаривали, что она играла немалую роль в устройстве браков своих подопечных и в придворных интригах, а порой даже выполняла поручения иностранных послов.
Иосиф Дарбес «Портрет баронессы Екатерины Ивановны Черкасовой» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иосиф Дарбес «Портрет баронессы Екатерины Ивановны Черкасовой» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ловкая горбунья наладила и личную жизнь, выйдя замуж за барона Александра Черкасова (конечно, и здесь не обошлось без содействия государыни). И если прежние женихи шарахались от некрасивой Екатерины Ивановны, то этот дворянин сумел оценить привилегии от брака со столь влиятельной дамой.

К слову, сам союз этот оказался вполне счастливым, супруги прожили вместе 35 лет. Оставив придворную суету, Екатерина Черкасова предпочла спокойную жизнь в имении мужа, где воспитывала сына и дочь, занималась хозяйством и, вспоминая былое, не раз хвалила себя за решительный шаг, позволивший оторваться от опального отца и приблизиться к императрице. Умерла принцесса Курляндская в возрасте 69 лет.