Найти в Дзене

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РАЗВОД: декрет, который прошёл незамеченным

В 1917 году население России было тяжело удивить каким-нибудь очередным декретом ̶ едва ли не каждый день появлялись новые. Поэтому, когда 16 декабря 1917 года в газетах появилось очередное постановление Советского правительства под названием «Декрет о расторжении брака», на него мало кто обратил внимание. А зря. Это был первый подобный закон в мире, который можно назвать по-настоящему революционным. Подарок большевиков Инициаторами этого декрета были В.И. Ленин и его верный соратник, Владимир Бонч-Бруевич. Вождь мирового пролетариата, как известно, состоял в браке с Н.К. Крупской, Бонч-Бруевич тоже был примерным семьянином - женился во второй раз только после смерти своей первой супруги. Так что, инсинуации на тему того, что декрет был принят в угоду какихи-то личных соображений, как минимум, неуместны. Приняв этот закон, большевики убили сразу несколько зайцев. Во-первых, они щёлкнули по носу своих политических оппонентов ̶ демократов и социалистов, которые, несмотря на громоглас

В 1917 году население России было тяжело удивить каким-нибудь очередным декретом ̶ едва ли не каждый день появлялись новые.

Поэтому, когда 16 декабря 1917 года в газетах появилось очередное постановление Советского правительства под названием «Декрет о расторжении брака», на него мало кто обратил внимание. А зря. Это был первый подобный закон в мире, который можно назвать по-настоящему революционным.

Подарок большевиков

Инициаторами этого декрета были В.И. Ленин и его верный соратник, Владимир Бонч-Бруевич. Вождь мирового пролетариата, как известно, состоял в браке с Н.К. Крупской, Бонч-Бруевич тоже был примерным семьянином - женился во второй раз только после смерти своей первой супруги. Так что, инсинуации на тему того, что декрет был принят в угоду какихи-то личных соображений, как минимум, неуместны.

Приняв этот закон, большевики убили сразу несколько зайцев.

Во-первых, они щёлкнули по носу своих политических оппонентов ̶ демократов и социалистов, которые, несмотря на громогласные рассуждения о непростой женской судьбе, ничего для женщин так и не сделали.

Во-вторых, этот закон подчеркнул равноправие мужчины и женщины в глазах новой власти. Уже в первой статье декрета встречаются любопытные строки о том, что брак расторгается после заявления обоих супругов или хотя бы одного из них. По тем временам ̶ небывалый прорыв не только для советского семейного права, но и для мирового.

Целесообразность декрета

А что, разве этот декрет был так востребован обществом? Вообще-то, да. Развод в дореволюционной России считался делом не личным, а общественным, точнее ̶ церковным. Только церковь могла дать «добро» на развод, но добиться его было колоссально тяжело. Исключения делались только для представителей высшего света, а женщина могла стать инициатором разрыва только в единичных случаях.

Точное количество тех, кто решил сразу воспользоваться этим правом неизвестно, но шум был изрядный. И как ни странно, но мнение общественности по этому вопросу разделилось. Так, либеральная пресса тех лет над большевиками просто издевалась и комментировала декрет в прессе таким образом: «Запрещено вступать в гражданский брак более 17 раз в день».

-2

Но в целом выход декрета не вызвал активной реакции общества ̶ времена были не те. В 1917 году (да и в последующие годы) у людей не было возможности в полной мере оценить значение этого шага. Это было впереди.