Найти в Дзене

Алексеевская церковь в Хотьково. Фарфорозаводчики Поповы

Бывшее село Горбуново сегодня вошло в границы города Хотьково. В нем издавна существовала церковь святителя Алексия митрополита Московского. Каменное церковь была построена в 1857-1863 гг. на средства Алексея Гавриловича Попова – владельца местного фарфорового производства. Поповский фарфор называли вторым по значению и качеству изделий в середине XIX века после знаменитого фарфора "Мануфактуры Гарднер в Вербилках". Деревянная церковь в селе Горбуново была построена в 1836 году, и этот храм имел три престола: иконы Божией Матери "Утоли моя печали", святителя Алексия Московского и мученицы Александры Римской. Выбор посвящений престолов церкви был связан с именами небесных покровителей купца Алексея Гавриловича Попова и его супруги Александры. Кроме того, посвящение придела горбуновской церкви редкой святой Александры было связано с именем супруги правившего в то время царя Николая I – Александры Феодоровны. Купец Алексей Гаврилович Попов начал строительство каменного здания Алексеев

Бывшее село Горбуново сегодня вошло в границы города Хотьково. В нем издавна существовала церковь святителя Алексия митрополита Московского. Каменное церковь была построена в 1857-1863 гг. на средства Алексея Гавриловича Попова – владельца местного фарфорового производства. Поповский фарфор называли вторым по значению и качеству изделий в середине XIX века после знаменитого фарфора "Мануфактуры Гарднер в Вербилках".

Деревянная церковь в селе Горбуново была построена в 1836 году, и этот храм имел три престола: иконы Божией Матери "Утоли моя печали", святителя Алексия Московского и мученицы Александры Римской. Выбор посвящений престолов церкви был связан с именами небесных покровителей купца Алексея Гавриловича Попова и его супруги Александры. Кроме того, посвящение придела горбуновской церкви редкой святой Александры было связано с именем супруги правившего в то время царя Николая I – Александры Феодоровны.

-2

Купец Алексей Гаврилович Попов начал строительство каменного здания Алексеевской церкви с приделом Александры Римской в 1857 году. После его кончины дело завершили уже дети фабриканта. Церковь была выполнена в псевдорусском стиле по проекту архитектора И. Е. Сафонова. В статистическом справочнике 1862 года указано, что в селе Горбуново находились сразу две церкви: каменная и деревянная. Старый храм Поповы вскоре передали Спасо-Влахернской обители в селе Деденево Дмитровского уезда, где в 1864 году он был заново собран и освящен уже в честь Димитрия Солунского. В 1935 году Алексеевскую церковь в Горубново закрыли, а после Великой Отечественной войны переоборудовали в клуб. В советские годы было утрачено убранство храма, многие элементы которого, по воспоминаниям старожилов были выполнены из фарфора.

Алексеевская церковь в советские годы
Алексеевская церковь в советские годы

Горбуново, как и знаменитые Вербилки, исторически относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. В начале XIX века сотрудник фабриканта Франца Гарднера Карл Яковлевич Милли основал свою фабрику в селе Горбуново Дмитровского уезда. В 1811 году ее выкупил московский купец Алексей Гаврилович Попов. В то время в России работало всего около 40 фарфоровых фабрик, однако производство в Горубново при новом владельце достигло небывалого успеха. И. В. Лазаревский в книге "Среди коллекционеров" 1922 года писал:

В тридцатых и сороковых годах XIXвека достигает своего наивысшего расцвета завод А.Попова, самый значительный и самый интересный из всех русских фарфоровых заводов середины прошлого века.
-4

Алексей Гаврилович Попов безупречно выстроил техническую часть фабрики, лично входил во все детали производства, вникая в работу мастеров и художников. Попов отыскал для своего завода наиболее одаренных мастеров округи. Большим спросом пользовалась прочная и нарядная чайная, "трактирная" посуда. Известность получили блюда для подношения хлеба и соли с яркой росписью и орнаментом, чайники, сахарницы, сливочники, чернильницы и вазы.

Кроме посуды в Горбуново производили уникальные статуэтки - образы деревенских жителей, горожан, военных, арлекинов, казаков, пляшущих вприсядку мужиков, танцующих девушек в сарафанах. Мастера поповской фабрики делали и сложные группы фигур. Вот некоторые популярные сюжеты: два боярина за игрой в шахматы, дама за клавесином, сцена басни Крылова "Демьянова уха", "Старик, плетущий лапти" и другие. Статуэтки с народными типами фарфорового завода Попова повлияли на промысел деревянной резной Сергиево-Посадской игрушки.

После Алексея Гавриловича, который был погребен в подклете Алексеевской церкви, предприятие перешло к Дмитрию Алексеевичу и Татьяне Алексеевне Поповым, а затем к сыновьям Дмитрия: Василию, Ивану, Алексею и Николаю. Дети и внуки Попова не смогли продолжить успех его дела. В 1860-х годах завод был отдан в аренду купцу Жукову, а вскоре вовсе был продан. Фарфоровым предприятием некоторое время владели Рудольф Федорович Шредер, армянин Халатов, купец Василий Фомин. При нем в 1875 году фарфоровое производство было остановлено окончательно, а формы изделий и рецепт красок проданы конкурентам.

-5

В конце XIX века помещения фабрики были переоборудованы под бумаго-ткацкое и красильное производство. В селе Горбунове находилась богадельня, которая и при новых хозяевах фабрики содержалась на проценты с капитала еще прежнего владельца и храмоздателя Попова. Последними до революции хозяевами на тот момент уже ткацкой фабрики в Горубново были братья Сазоновы.

-6

Уже через четыре года после приобретения Поповым фабрики в Горбуново "Северная почта" в выпуске от 6 января 1815 года писала о трех фарфоровых фабриках Москвы и Московской губернии (Гарднеров, Алексея Попова и Дмитрия Насонова), где искусство мастеров не уступало иностранцам. После подробного описания гарднеровской фабрики говорилось:

В том же уезде состоящая фабрика купца Попова, хотя существует и не так давно, как фабрика гг. Гарднеров, но достигла также большого совершенства в своих изделиях. Как состав массы, так равно живопись, делает честь вкусу фабриканта и умению его сделать все свои украшения в своих произведениях так, что они составляют одно целое, прельщающее взоры знатоков.