Интервью с Сергеем Щербаковым, вокалистом и поэтом группы МИРНЫЙ АТОМ (Москва).
– Вообще, в России вроде бы целых четыре группы под названием МИРНЫЙ АТОМ. Наш мы начали в девяностых играть, а в 2005 году Влад Селиванов предложил на более серьезной и осмысленной основе делать музыку – девяностые-то кончились. Название оставили прежнее, и несколько старых песен оставили. Еще есть МИРНЫЙ АТОМ из Дубны, но группа моложе нашей, энергичнее, и у них больше идеализма. В Ростове есть МА, они фолк играют – с ними как-то играл наш барабанщик Женя Лабыч. Еще есть московский АТОМ, но там нечто экспериментально-электронное.
- Сергей, ты постоянно постишь на своей странице целые фоторепортажи из московских пригородов и заброшек. Откуда такая страсть?
– Заброшки – это из детства, как и увлечение техникой. В школе было тоскливо, но рядом со школой был долгострой. В восьмидесятые годы их было много, плюс депо со списанными локомотивами. И всегда были единомышленники в желании там полазить. Позже уже предпочитал в одиночку с бутылкой портвейна на пустыре каком-то с видом на руины посидеть... Шаманизм такой...
- Когда мы приехали на концерт ЧЕРНОЗЁМА в декабре 2023 года, сначала мы даже не поняли, что вы и есть тот самый МИРНЫЙ АТОМ. Подумали, что вы какие-то инженеры из ЖЭУ.
– В прошлом году я уже не стал пить перед концертами – ибо допился уже. Ну и в коллективе мало кто уже пьет... Кроме меня... Музыкой и организацией всего у нас Влад Селиванов занимается, а я пишу тексты и со сцены ору.
- Костя Мишин говорил, что МИРНЫЙ АТОМ и до этого играл с ЧЕРНОЗЁМОМ...
– Да, он прав – всего с ЧЕРНОЗЁМОМ мы играли три раза: первый раз в «Живом уголке», потом в «Вермеле» и вот год назад в клубе «Город». Что касается сибпанка, то я традиционно первой услышал ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ – тогда у меня была температура под сорок градусов, и меня услышанное поразило. А до этого слушал ДДТ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Стал искать информацию про ГО, и познакомился в школе с парнем, он меня года на три постарше. Вот он и рассказал про Сибирь, дал послушать ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЫЖИВАНИЮ и ЯНКУ, и рассказал, что это – панк. Потом я на районе нашел еще одного панка, стал ездить на Тишинский рынок, там от рок-лаборатории работала музыкальная лавка. Вот так и узнавал понемногу.
- А дома у тебя рок слушали?
– Рок слушали родители, но в целом без энтузиазма. Дедушка слушал Высоцкого, да и другой музыкой интересовался. Печально, что в те времена была определенная передозировка советской эстрадой и песнями советских композиторов. Хотелось чего-то более впечатляющего, и я по достоинству оценил советские песни уже после распада СССР.
А во дворе и в школе все слушали металл. Но никто толком ничего не знал, и я к металлам глух остался. На рок-концерт впервые попал на фест «Рок из Кремля». Меня настолько поразила БРИГАДА С, да и сама атмосфера концерта, что я себе и другу обратно склеил билеты, и мы на второй день попали. А концертов тогда мало было, поэтому ходил на все подряд – и на АЛИСУ, и на КОРРОЗИЮ МЕТАЛЛА.
Году в 1993 познакомился с Лехой Сорокиным – он знал Костю Мишина и дал послушать СОЛОМЕННЫХ ЕНОТОВ, ТЕПЛУЮ ТРАССУ, РЕЗЕРВАЦИЮ ЗДЕСЬ. Стал ходить на квартирники, меня там Мишин поразил выступлением, и мы с Лехой решили свою группу создать. Название Леха и предложил.
- В репертуаре МА есть несколько каверов...
– Ну мы обычно всем коллективом обсуждаем, что сыграть из ПЕРЕДВИЖНЫХ ХИРОСИМ, что из ЗАЗЕРКАЛЬЯ, что из МЕРТВОГО ТЫ...Жалею, что с последними пообщаться не получилось, Ротен ушел раньше, чем я в тусовке появился, Колоколова тоже не видел. Я еще по дурдомам начал ездить, выпадал из культурной жизни. В Ростове, к несчастью, тоже не был, и участников ЗАЗЕРКАЛЬЯ видел только в составе УРБЛЮД ДРОМАДЕР. С ЧЕРНОЗЕМОМ тоже Мишин познакомил, а там и группы Черного Лукича, Манагера, КООПЕРАТИВ НИШТЯК узнал и полюбил. Тогда стало больше концертов, но я все чаще был изолирован от общества, все больше злоупотреблял...
- А как у тебя с литературой и кинематографом?
– Музыка от них, конечно, неотделима. В детстве в принципе выбор литературы был достаточно одинаков у всех – первое, что осознанно прочел, как научился читать в первом классе, это «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини. Читал Дюма, Купера, Майна Рида, Сетон-Томпсона, Марка Твена... «Поднятая целина» Шолохова понравилась. Есенина и Маяковского с детства читал. «Цусиму» Новикова-Прибоя не забуду и «Порт-Артур», но автора не помню... У бабушки было много фантастики: Стругацкие, Варшавский, Гаррисон, все классики, которых при СССР разрешали издавать. Собрание сочинений Джека Лондона, Конан Дойля... Стал постарше – прочитал Кронина, Ремарка, Хэмингуэя... Мопассана всего прочел, а вот Бальзак чего-то не особо понравился. Многое не по возрасту прочитано и хоть и не в коня корм, но запомнилось.
Потом уже перестройка расцвела, и стали появляться авторы ранее неиздаваемые или не просто не попадавшиеся – Курт Воннегут, Филип Дик. С Ефремовым (не актером-дтпшником) еще в ранне-среднешкольные годы ознакомился, перечитывал многократно.
Так же в перестройку много ереси печатать стали, все не упомнить. Как раз Солженицына издали – услышав о нем в одной из песен ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, почитал – такая дрянь оказалась. Зато Шаламов, конечно, поразил...
Всего не упомнить, многое перечитывается, многое нет... Не помню, когда прочёл впервые «Мастера и Маргариту» - а вот «Белую Гвардию» до сих пор не хочу читать, и все.
Потом как-то более упорядоченное чтение пошло – там антиутопии отдельно, Лимонов отдельно, Достоевский в отдельную папку... Газет много появилось – «Лимонку» не забыть, но вот сотни других вообще не запомнились.
Отдельно выделю «книги в оранжевых обложках». Хантер Томпсон, Берроуз, Паланик, прочие экстремисты, наркоманы и психопаты. К каждому, конечно, отношение отдельное.
Кино. В детстве – советское кино и что в кинотеатрах крутили: «Чапаев», «Броненосец «Потёмкин», «Угрюм-Река», книга вообще прекрасна, «17 мгновений...», вся классика. Перестроечное кино – отдельная страница. На «Маленькую Веру» в Москве не пустили, а в посёлке – спокойно. «Камышовый рай». Много их было...
Сейчас по режиссёрам ориентируюсь – Балабанова смотрю. Тарковского больше одного раза в несколько лет фильм смотреть сложно. Вот сколько раз нормальный человек может посмотреть «Андрея Рублёва»? Раз в жизни. А кино сильное. Вендерс, Фон Триер, Херцог – много режиссёров достойных, не побоюсь сказать – великих. С кино ещё много непросмотренного, неосмысленного, тоже повод жить... И надо с живописью разобраться – а то для меня вся живопись делится на «нравится» и «не нравится».
- В октябре ты был на фесте «Обратная перспектива»: как тебе новосибирские ИЗЫЛЫ! и Алина Морковина?
– Они мне очень понравились! От ИЗЫЛЫ! мощные ощущения, даже слов не хватает описать – я просто в диком восторге! Давно такого не ощущал и буквально влюбился в них.
- Спасибо за оценку и за интервью!
– Рад был ответить на вопросы!
Беседовал Юрий Фомиченко.
«МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла» в ВК. Присоединяйтесь!
ПИШЕМ СТАТЬИ о музыкантах и их поклонниках
Группа МИРНЫЙ АТОМ в ВК