Май 1907 года, крыльцо клубного дома города Алапаевска (ныне это городской Дворец культуры). На большой групповой фотографии собрался весь «цвет» алапаевского общества: инженеры, заводские служащие, полицейские чины, священнослужители, уездное начальство. Присутствующие собрались по случаю отъезда В.Е. Грум-Гржимайло из Алапаевска. Фотография ярко иллюстрирует историю Алапаевска того времени, является интереснейшим историческим документом.
Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, выдающийся русский металлург, внесший огромный вклад в разработку научных основ в металлургии, в теорию и практику металлургического производства, в советское время ставший членом-корреспондентом Академии наук СССР, профессором, основателем, руководителем Бюро металлургических и теплотехнических конструкций (в дальнейшем институт «Стальпроект»), родился 12 февраля 1864 года в Петербурге, в дворянской семье. После окончания Горного института в Санкт-Петербурге поступил на службу на Нижне-Тагильские заводы наследников Павла Павловича Демидова. В 1897 году назначен управляющим Верхне-Салдинского завода, в 1901-м – управителем Нижне-Салдинского завода, показав себя одним из лучших инженеров - руководителей на Урале.
В конце 1902 года был приглашен на должность главноуправляющего Алапаевского горного округа в очень непростое время. Страну в это время накрыл экономический кризис, который особенно тяжело проявился на горных заводах Урала. Рабочие, недовольные своим тяжелым положением, устраивали акции протеста.
В ночь на 22 ноября 1902 года 17 горнорабочих из деревни Алапаихи совершили погром на Тягунских рудниках и оставили записку: «Нет, мы не воры, мы голодны, как волки. Неволя заставляет воровать…», которую написал житель деревни Алапаихи Иван Григорьевич Глухов. Василий Семенович Киселев, рабочий доменного цеха и житель деревни Алапаихи Гаврила Иванович Кабаков арестованы как подстрекатели. Суд приговорил их к 15 годам каторжных работ. Широкий общественный резонанс данного процесса, грамотная защита адвоката Владимира Наркисовича Мамина (младшего брата писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка) привели к тому, что Гаврила Иванович через 12 месяцев освобожден и вернулся в деревню Алапаиху.
Деятельность Грум-Гржимайло в Алапаевске можно разделить на два периода. В 1903-1904 годах дела по руководству Алапаевскими заводами шли успешно. Кроме заводской металлургии, много внимания уделялось геологическим работам по открытию новых месторождений железной руды в Алапаевском округе. Для проверки своих инженерных и научных идей Владимир Ефимович создал при заводе лабораторию. Представление о работе печей он сумел обобщить и дать им научное объяснение. Итоги всех размышлений были представлены в опубликованной в «Горном журнале» в 1905 году статье «Элементарная теория построения металлургических печей».
В начале 20-го века в Алапаевске появились первые революционные кружки, активно распространялась нелегальная литература. Алапаевские рабочие давно прослыли строптивыми бунтарями. Революционный радикализм алапаевских рабочих Грум-Гржимайло объяснял их невежеством, низким уровнем культуры. Он всячески стремился проводить просветительскую работу, в чем ему активно помогала его супруга Софья Германовна, читавшая лекции по литературе и культуре, принимавшая активное участие в самодеятельных спектаклях. Жена по своей инициативе открыла приют для детей-сирот и богадельню для престарелых. Благодаря активной помощи главноуправляющего в Алапаевске была открыта женская прогимназия. В 1904 году с размахом отметили 200 лет Алапаевскому заводу, торжественно открыли памятную доску на доме управляющего, посвященную жизни композитора П.И. Чайковского в Алапаевске. Событием общегородского масштаба стали похороны в 1904 году старейшего служащего Алапаевского завода Четвергова Николая Алексеевича, прослужившего на заводе с 1855 по 1902 годы. С 1892 он стал механиком всех Алапаевских заводов, заведующим заводской чертежной. Высокая стелла на его могиле и сегодня привлекает внимание всех, кто попадает на Екатерининское кладбище Алапаевска.
В 1905-1907 годах в России бушевала 1-я русская революция. Алапаевские рабочие самым активным образом включились в революционную борьбу. Стачки, забастовки, первые Советы на Урале, городские пожары, политические демонстрации, солдаты, казаки, направленные для подавления выступления революционных рабочих – время нескончаемой борьбы. О себе Грум-Гржимайло говорил: «Лично я обладаю тяжелым характером. Нервный, несдержанный, резкий «ругатель», я часто обижал людей». И если на Салдинских заводах он сумел найти взаимопонимание с рабочими, то для алапаевских в годы революции стал символом эксплуатации, угнетения, вся их негативная энергия была направлена против него, что вылилось в несколько покушений на его жизнь.
В это же время главноуправляющий испортил отношения со многими служащими. Ярким примером является его конфликт с управителем Ирбитского завода Алексеем Игнатьевичем Софоновым. В письме от 26 августа 1906 года владельцам Алапаевских заводов В. Е. Грум-Гржимайло писал: «Я положительно убежден, что если тянуть дело так же, сидеть полгода без управителя, а остальные полгода держать сумасброда, хотя и очень заслуженного, А.И. Софонова, то мы наделаем дел в Ирбитском заводе, что потом и не расхлебаем. Николай Пудович, откройте глаза!» 25 сентября 1906 года письмо в главную контору в Санкт-Петербург: «В Ирбитском заводе предстоит выставка (насильственное выдворение) Софонова, чего добиваются как рабочие, так и служащие. Упрямство Асеева будет жестоко наказано».
В конце концов у многих жителей Алапаевска, включая представителей городской администрации сложилось мнение, что именно В.Е. Грум-Гржимайло является главным раздражителем, главной причиной столь бурных событий в Алапаевске. На общеволостном сходе было составлено письмо владельцам Алапаевских заводов с просьбой отстранить Грум-Гржимайло от руководства заводами. Владельцы дали согласие и Владимир Ефимович стал готовиться к своей отставке. В это время проходили выборы во 2-ю Гос. Думу и Грум решил баллотироваться. Его работа в Гос. Думе, писал он владельцам Алапаевских заводов, принесет много пользы заводам, поэтому просил его всячески поддержать. Считая своим главным соперником на выборах крестьянина деревни Алапаихи Гаврилу Ивановича Кабакова, Грум-Гржимайло поручил Владимиру Наркисовичу Мамину, служившему в то время юристом при Алапаевских заводах, найти как можно больше компромата на этого бунтаря. Несмотря на все усилия, Кабаков Гаврила Иванович победил и стал депутатом 2-й Государственной Думы 1907-го года. В одном из последних писем владельцам Алапаевских заводов Грум-Гржимайло сообщает, что в третьем номере журнала «Русское богатство» опубликовано интервью Гаврилы Кабакова, в котором он «много правды сказал о грехах ваших предков».
После отставки Владимир Ефимович Грум-Гржимайло со всем своим семейством на все лето 1907 года переезжает из Алапаевска в Уктус, заводскую и дачную окраину Екатеринбурга в дачный дом родной тетки своей жены, начальницы Екатеринбургской гимназии Софьи Августовны Тиме. Оттуда осенью 1907 года он отправится в Санкт-Петербург, чтобы возглавить кафедру металлургии стали в Политехническом институте.
Елфимов И.А.