Найти в Дзене

Поль Гоген «Сюзанна за шитьём. Этюд обнажённой натуры»

Сын Поля Гогена (1848–1903) утверждал, что моделью для этой картины послужила няня семьи Жюстин.

Он также считал, что именно эта картина стала "первым симптомом возвращения к примитивизму" в живописи отца, и что положительный приём критиков придал Гогену решимости оставить свою финансовую карьеру и полностью посвятить себя искусству.

В 1892 году в письме жене Гоген назвал данную картину «Сюзанна».

Что вызвало много споров среди специалистов.

Историк искусства Андерс Бодельсен утверждал, что Гоген, скорей всего, нанял профессиональную модель с таким именем, но искусствовед Виктор Мерлес указал, что "Сюзанна" может быть обобщенным именем для моделей, и что, как и Эдгар Дега (1834–1917), Гоген считал свои современные обнаженные натуры продолжением традиционного сюжета старых мастеров «Сюзанна и старцы».

Якопо Тинторетто. Сусанна и старцы
Якопо Тинторетто. Сусанна и старцы

Современный Гогену критик искусства Жорис-Карл Гюисманс высоко оценил данную картину и в своем обзоре шестой групповой выставки импрессионистов 1881 года, описал её как парадигму реализма, которая затмила знаменитые обнажённые натуры Гюстава Курбе (1819–1877), напомнив о гениальности Рембрандта (1606–1669).

Гюстав Курбе, Женщина с попугаем
Гюстав Курбе, Женщина с попугаем

Вероятно, Гюисманс имел в виду конкретно «Вирсавию с письмом царя Давида» Рембрандта, поскольку эта неидеализированная трактовка модели вполне могла стать отправной точкой для обнаженной натуры Гогена.

Вирсавия с письмом царя Давида
Вирсавия с письмом царя Давида

Однако, как заметил другой критик, даже по меркам Рембрандта обнаженная натура Гогена написана "исключительно уродливо".

Лицо модели покрыто синяками от теней, а её бледная грудь испещрена синими и зелеными пятнами. Хуже всего некрасивый профиль ее спины, который, кажется, переделывался несколько раз.

Можно предположить, что Гоген разрабатывал картину экспромтом в стиле Эдуарда Мане (1832–1883), стирая и закрашивая до тех пор, пока не достигал удовлетворительного воспроизведения любой нужной детали, поскольку не сохранилось подготовительных рисунков для данной работы.

Возможно, Гоген использовал скромное обозначение «Этюд» для этой амбициозной картины, именно для того, чтобы объяснить наличие таких переработанных областей.

Картину можно увидеть в Новой глиптотеке Карлсберга.

-5