Найти в Дзене
Павел Мессир

Фильмы о греко-персидских войнах

Оглавление

Сегодня мы упомянем и рассмотрим тот мировой кинематограф, что касается греко-персидских войн, проходивших с различными перерывами с 500 по 449 годы до нашей эры. С одной стороны у нас Персия времен династии Ахеменидов, а с другой, казалось бы, разобщённые греческие полисы-государства. В истории намертво закрепились такие фразы, как: «Марафонская битва», «300 спартанцев», «Наказать море» и другие. Разумеется, не мог не осветить эти события и мировой кинематограф. Помимо документального кино вышли и художественные картины весьма разного содержания и качества. О них мы тут и поговорим.

Гигант Марафона (Марафонская битва) 1959 год.

Первым художественным фильмом, посвященным греко-персидским войнам, стал итальянский фильм «Гигант Марафона», имеющий еще одно название – «Марафонская битва». У фильма два режиссёра, первый, снявший большую часть ленты, Жак Турнер, а второй – Марио Бава, который посвятил свой талант хронометражу сражений. Ходит легенда, что когда значительная часть картины была отснята и дело дошло до съемок Марафонской битвы, Жак Турнер поразился скромности бюджета, что на неё выделили. Марио Бава сумел снять само сражение, используя множество отснятых кадров конкретных локальных эпизодов битвы. Получилась вполне неплохая «Марафонская битва». По сюжету победитель недавних олимпийских игр атлет Филиппид, которого сыграл актер Стив Ривз, влюбляется в прекрасную Андромеду, роль которой исполнила Милен Демонжо. Политические перипетии в Афинах, куда после победы вернулся Филиппид, переходят на второй план после новости о том, что войска Дария вторглись в Грецию. Впереди Марафонское сражение, которое греки выигрывают не без помощи могучего Филиппида, сбрасывавшего на персов булыжники. В целом благодаря таланту Бавы удалось неплохо показать сражение. Также в фильме очень хорошие подводные съемки, особенно в эпизоде, где греки готовят подводную засаду для персидских кораблей, приближавшихся к Афинам после Марафона. Фильм превозносит атлетизм и четко показывает грань между победителями олимпийских игр и обычными знаменитыми борцами. Общество Греции в целом показано несколько идеализированным, так, например, во всей картине мы не увидим рабов. Персы же здесь также не показаны абсолютными негодяями, что можно видеть и в сцене высадки войск Дария.

300 спартанцев. 1962 год

Вскоре после «Гиганта Марафона» в 1962 году выходит второй фильм, о Греко-персидских войнах, но посвященный на сей раз другой эпохе и другому событию. Дарий умер, но дело его живёт, в Грецию вторгается многочисленное войско его сына Ксеркса. События фильма посвящены на сей раз Фермопильскому сражению и подвигу царя Леонида и его трёхстам воинам. На бюджет в этот раз не поскупились, всё-таки фильм вышел не в Италии, а в США. Режиссёром кинокартины стал Рудольф Мате, и надо сказать, что для исторических фильмов того времени он получился достаточно неплохим и даже достоверным. Нет, конечно, участь рабов-илотов в Спарте мы не увидим, зато нам покажут систему двух царей. Когда в этом городе-государстве было два правителя, один для мирных дел, второй для военных. И Леонид является как раз военным царём Спарты. Упоминают и пророчество оракула о том, что Афины могут спасти только деревянные стены, что в фильме приняли не как военный флот, а как стену копий. Упоминаются и празднества, отчего на войну вынужден выйти лишь Леонид и его 300 храбрецов, но не забывает кино и об остальных греках, принимавших участие в Фермопильском сражении. Последнее, кстати, не просто снято эпично при наличии массы статистов, но на тех самых местах, где происходил реальный бой. Фильм снова идеализирует греков, но не принижает и персов. Несмотря на то, что последние в фильме предстают антагонистами, их не лишают представления о благородстве. Например, они показаны как те, кто может уважать своего противника, не говоря о том, что Ксеркс пощадил жизнь спартанского шпиона. В фильме множество реальных исторических персонажей – Леонид, его супруга Горго, Фемистокл, Ксеркс, Демарат, Артемисия и другие. Кино получилось масштабным, в нём используется широкоэкранная съёмка, демонстрирующая масштаб армий с помощью панорамных кадров, изображающих марши персидской армии. А эта музыка… ммм…

300 (300 спартанцев). 2006 год

Следующим фильмом, посвященным греко-персидским войнам, становится кинолента 2006 года за режиссурой Зака Снайдера «300». В нашей локализации «300 спартанцев». Поскольку данная картина является не историческим фильмом, а экранизацией одноименного комикса за авторством Фрэнка Миллера и Линна Варли, то и ждать от неё чего-то исторически путного не стоит. Спартанцы теряют доспехи, но приобретают все как один спортивный пресс, персы превращаются в жестоких и уродливых монстров, а Ксеркс из правителя династии Ахеменидов перевоплощается в полуголого прессингованного стриптизёра. Вместе с историчностью картина про 300 спартанцев потеряла и живые съемки на настоящих локациях, отдавая предпочтение хромакею. Съемки самой картины проходили в течение 60 дней, из которых львиная доля событий была отснята в павильонах Монреаля и лишь 2 дня было потрачено на съемку на натуре. В этой сцене использовали кадры с лошадьми. Роль Леонида исполнил Джерард Батлер, Ксеркса сыграл Родриго Санторо, а роль супруги Леонида королевы Горго досталась будущей Серсее всея Вестероса Лене Хиди. Как я уже сказал, от историчности в новой картине практически ничего не осталось, но совсем выкинуть события Фермопильской битвы фильму не удалось. Осталось и предательство Эфиальта, здесь ужасно и уродливо горбуна, и наличие в армии греков не только спартанцев, и их героическая гибель. Но, отбросив историю, фильм дал нам самое главное – фразу «This is Sparta». Пафоса в фильме столько, что хватило бы и на вселенную «Warhammer 40,000». Масштабных сражений, впрочем, в фильме не увидеть, и кажется, что вся многочисленная армия Ксеркса это человек 50, стоящих в очередь, чтобы их убил очередной спартанец.

300 спартанцев: Расцвет империи. 2014 год

Следующим и последним на сегодняшний момент художественным фильмом о тех событиях стало прямое продолжение «300 спартанцев», приобретшее добавочное словосочетание «Расцвет империи». На режиссёрском посту Зака Снайдера сменил Ноам Мурро, а события фильма происходят частично до первой части, частично во время неё и часто после, захватывая такие события, как Марафонскую битву, сражение при мысе Артемисий, сожжение персами Афин и, что более главное, Саламинское сражение. Был также намёк на сражение при Платеях, условное начало которого мы увидели в конце оригинального фильма. Истории снова не подвезли, поэтому Артемисия больше не правительница Галикарнаса, а гречанка-помощница Ксеркса, царь Дарий лично руководит высадкой при Марафоне, там же и получает смертельное ранение, а силами греков при том же Марафоне руководит не Мильтиад, а Фемистокл. Событийно в фильме гораздо больше событий, нежели в первой части, например, показан переход персов через Геллеспонт, однако события эти к историческим относятся только своими названиями. Картина снова снималась на фоне хромакея, а к своим ролям вернулось большинство героев первой картины. Однако к ним присоединились и новички, например, роль Фемистокла исполнил Салливан Степлтон, а Артемисию сыграла очаровательная Ева Грин. Кстати, в этом фильме они с Ксерксом поменялись местами. Когда оригинальная Артемисия уговаривала Ксеркса не участвовать в Соломинском сражении, тут она наоборот настаивает на нём, когда Ксеркс, наоборот, не уверен. Поскольку во второй картине есть масса сцен морских баталий, то создатели обратились к специалистам из фирмы Scanline, которые создали воду и эффекты разрушений в программе Flowline. Сцены, где присутствует настоящая вода, снимались в бассейне Warner Bros в Лондоне.

Документальные и юмористические фильмы

Помимо художественных фильмов о греко-персидских войнах, вышло и несколько неплохих документалок, например работа 2007 года «Последний бой 300 спартанцев», рассказывающий о Фермопильском сражении.

Или же документальный сериал "Величайшие сражения древности" за режиссурой Дэвида Падруша, вышедший в 2009 году и повествующий, к примеру, о Марафонской битве.

Вместе с документальными работами вышли и юмористические пародийные фильмы, например «Знакомство со спартанцами», также был ряд пародирующих передач разной юмористической сомнительности.

Другие подборки:

Видеоверсия ролика

Фильмы о Троянской войне

Фильмы о декабристах