Найти в Дзене
Соль Земли

Истоки создания группы Соль Земли. Часть 1 (период 1992-1993)

Истоки группы Соль Земли проистекают из конца двадцатого столетия нашей, или Новой эры, или от Рождества Христова, то есть из широко нам известных своей сомнительной репутацией девяностых. Будущий основатель (Дмитрий), году ещё так в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом, балующийся по примеру своих старших родных братьев простенькой гитаркой и написанием песенок, тексты которых имели философский подтекст, твёрдо решил найти единомышленников. Робкие мысли о создании группы в голове указанного персонажа варились уже года за два до обозначенного момента, данным решением единственно и примечательного. Однако опирались они на зыбкий фундамент неопределённости. Трудно было молодому любителю (которому ещё в детском саду на репетиции праздничного концерта для родителей художественной руководительницей было не лестно сказано: тебе, дорогой, на ухо медведь наступил, не знаю что с тобой делать!) представить себя величиной равнозначной местным матёрым музыкантам, выступлениями которых он засл

Истоки группы Соль Земли проистекают из конца двадцатого столетия нашей, или Новой эры, или от Рождества Христова, то есть из широко нам известных своей сомнительной репутацией девяностых. Будущий основатель (Дмитрий), году ещё так в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом, балующийся по примеру своих старших родных братьев простенькой гитаркой и написанием песенок, тексты которых имели философский подтекст, твёрдо решил найти единомышленников. Робкие мысли о создании группы в голове указанного персонажа варились уже года за два до обозначенного момента, данным решением единственно и примечательного. Однако опирались они на зыбкий фундамент неопределённости. Трудно было молодому любителю (которому ещё в детском саду на репетиции праздничного концерта для родителей художественной руководительницей было не лестно сказано: тебе, дорогой, на ухо медведь наступил, не знаю что с тобой делать!) представить себя величиной равнозначной местным матёрым музыкантам, выступлениями которых он заслушивался ещё не достигшим периода полового созревания подростком, держась довольно не слабыми для своего возраста ручонками за прутья ограждения с внешней стороны танцевальной площадки, до упора забитой молодёжью, влюбляющейся под переделанные на свой лад западные рок-хиты, или снятые почти один в один песни популярных отечественных вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.

Но вот час Ч-е настал. Сколько можно топтаться на месте? Надо предпринимать решительные действия! И данное лицо, собравшись с духом, пошло по культурным учреждениям родного города, на базе которых ещё существовали хорошо известные ему, и не очень, музыкальные составы.

То время для местной рок-тусовки было не самым лучшим. Многие музыканты в силу возраста отошли от дел. Те кто остались организовывали свои выступления от случая к случаю. Малознакомые нашему будущему основателю коллективы, сформировавшиеся по меркам своей продолжительности не очень давно, не испытывали особого желания знакомиться с творчеством пришельца, всё больше демонстрировали свои интерпретации известных всей стране шлягеров вроде "Большой медведицы" из репертуара М. Боярского. Играя во дворах в случайных компаниях свои произведения, искатель единомышленников неоднократно наталкивался на реплики некоторых слушателей, по видимому знавших о чём говорят - Ты под Цоя косишь! Это звучало иной раз как обвинение. Но дело в том, что наш герой в ту пору о Цое что-то знал лишь отдалённо и ещё ни разу не слышал группы "Кино". А когда услышал, то согласился - действительно похоже. Бывают же такие совпадения!

Дмитрий Балалин, 1992 год
Дмитрий Балалин, 1992 год
Дима нюхает бытовой советский микрофон
Дима нюхает бытовой советский микрофон

Так или иначе, никому из находившихся в теме музыкантов, не было особого дела до нашего героя. Тем не менее он не сомневался в своём успехе по поиску сотоварищей и расширил радиус действия не в физических пределах, а в качественных. Иными словами решил действовать по принципу - всё начинается с нуля - раз сам он практически ноль с маленькой палочкой после запятой, то и единомышленников надо искать в этой среде. И первым делом, куда он направился, как вы думаете? К своему школьному знакомому из параллельного класса, хорошо игравшему на гитаре в джазовом стиле, Юрию. Вместе они создали интересную по ощущениям нашего героя инструментальную джаз-роковую композицию, которая ассоциируется у автора идеи с прекрасной девственной местностью, по которой бежит в узком русле весёлый ручеёк, и на перегонки с ним прыгают ребятишки. Это образ безвозвратно ушедшего детства с его неискушённостью и чистотой, ярким солнцем и прочими восхитительными деталями. К сожалению кустарная магнитофонная запись была утрачена как и детство. Школьный товарищ рекомендовал обратиться к опытному музыканту, занимающемуся собственным творчеством, правда в другом городе. Но город от города отделяла небольшая дистанция, всего километров в десять, и наш ободрённый предстоящим много обещающим знакомством персонаж, не подозревающий что происходящие в его жизни события стоят уже на пороге достижения первоначальной цели, сначала созвонился, а потом отправился в указанном направлении. Новый знакомый (Геннадий), внимательно прослушавший привезённую кассету, и поделившийся с гостем кроме примеров своих музыкальных пристрастий в роде таких групп как Black Sabbat, Deep Purple и Led Zeppelin своими собственными плодами творчества в стиле арт-рока на носителе в виде бабины серьёзного катушечного магнитофона, сообщил ему, что впервые встретил в родном районе кого-нибудь пишущего вполне достойный материал, невзирая на плохую технику игры, чем польстил будущему основателю, в последствии, в связи с уже имеющимся у него ребёнком, принявшему от коллег прозвище "Батя". Впрочем в этом доброжелательном посыле содержится двоякий смысл, замешанный ещё и на некоторой разнице в возрасте.

С того дня прошло не очень-то много времени, когда наш основатель сунул свой заинтересованный нос на первое занятие по игре на гитаре, организованное в районном доме культуры. Вход был объявлен свободным для всех желающих. Там-то и нашли друг друга среди разнопёрой малышни два будущие основателя новой группы, которая существует и творчески плодоносит и по сей день.

Оба были "профи" в музыкальных делах серьёзного подхода. Зато оба не лишены определённой доли творческого таланта. У каждого в арсенале имелись собственные песни. То и другое - неопытность в техническом плане и желание творить - стало объединяющим началом для двух молодых людей разного возраста. Но первый из них не испорчен английской чопорностью и потому не ставил себя выше второго - Виталия, более молодого, от чего тот чувствовал по настоящему товарищеское единение. Придя к общему мнению, что занятия в кружке по игре на гитаре для них, имеющих какую ни какую начальную базу, выражающуюся в пресловутых трёх аккордах, не актуальны, они набрались наглости и заявились в тот же самый районный культурный центр с предложением взять на себя роль новой рок-команды. На что, вопреки своим субъективным ожиданиям большой вероятности категорического отказа, получили с лёгкой руки хрупкой миловидной женщины, представляющей директора, охотное одобрение и не отходя от кассы получили из её рук ключи от комнаты, которая целиком и полностью со всем своим содержимым поступала в безграничное их пользование, конечно в разумных пределах и пределах казённого помещения. И этого малого стало выше крыши для наших приятно удивлённых друзей. Они бродили среди столов с незнакомыми аппаратами и инструментами весьма озадаченные. Носитель идеи создания группы, работающей со своим материалом, а не сдирающей эстрадные хиты, взял электрогитару и поискал глазами на стенах электрическую розетку, подчиняясь неосознанному образу из индийского блокбастера "Танцор диско", в котором именно так, сунув в розетку вилку от шнура питания толи гитары, толи ещё чего-то (по данной мизансцене фильма это не совсем ясно), и пытались нехорошие люди поразить играющую на гитаре звезду сцены электрическим током. К счастью, на взятом в руки нашим героем (Дмитрием) инструменте не оказалось шнура питания, и это обстоятельство, как ввело начинающего рок-музыканта в некоторое замешательство, так и спасло от логичного казуса, или даже несчастного случая...

Виталий Овечкин с гитарой Аэлита
Виталий Овечкин с гитарой Аэлита

Приведённый пример обнажает до самого существа характер неподготовленности наших друзей в теории и на практике, но это не явилось преградой их шагу на следующую ступень развития, что могут взять на заметку такие же желающие творить "профи", пребывающие в адекватных для характера своего текущего состояния сомнениях.

Наши ребята не лыком шиты - довольно быстро сориентировались и разобрались что к чему. Дальше дело стало за главным, а именно работой над созданием уже серьёзных произведений музыкального искусства. Тут ох как выяснилась нехватка в технике исполнения! К счастью команда недолго оставалась в количестве двух участников. Однажды к ним на огонёк, то бишь на невразумительно звучащую тремя аккордами электрогитару (остающийся не у дел бас печально стоял в сторонке), заявились двое молодых людей Максим и Роман, как выяснилось позже, два брата-акробата, старший из которых был нашими друзьями неоднократно замечен в стенах настоящего культурного учреждения в качестве тренера по каратэ у группы детей младшего школьного возраста. Вот этот тренер и нашим ребятам в их области деятельности показал мастерский класс. Оба друга остались под впечатлением его уверенной игры на гитаре и способностям к аранжировке! С того дня новоприбывшие лица стали неотъемлемыми участниками новой команды. Ура! Полноценная группа существует! Путь первого основателя к достигнутой цели был тернист и довольно долог, но он не сомневался, что всё так и будет!

Некоторое время группа сохранялась в аморфном состоянии. Трое обращались к гитаре, младший по возрасту из братьев и из всего состава, Роман, который впоследствии возьмёт на себя хлопотные обязанности технического директора и администратора группы, пробовал себя на басу и клавишах, и никто не помышлял о роли ударника. Однако в техническом плане обозначилось движущее ядро команды – тот, кто лучше всех играет на гитаре, а в определённое время суток машет ногами на полу тренировочного зала, то есть Максим или Макс! Не путать с Безумным Максом!

Материалом для работы нашей четвёрке служили уже некоторые готовые вещи двух основателей, но в придачу к ним в творческой атмосфере созревали и рождались и общие композиции. Например, ставшая на начальном этапе работы группы коронным номером композиция "Это был сон". По существу все произведения можно считать результатом общей работы, потому как каждый из участников при создании вносил свою лепту. Так продолжается и поныне. Группа начиналась и остаётся как демократический союз творческих людей.

Обладающие широким музыкальным кругозором, и открытые для общения ребята по предложению основателя коллектива "бати", отправились к его новому уже упомянутому знакомому музыканту в другом городе, Геннадию, работавшему со своим материалом в содружестве с коллегами из областного центра, который с периферии нашим героям казался космосом, то есть высотой в контексте музыкальной деятельности недоступной простому смертному.

Геннадий Шеин
Геннадий Шеин

Общение в плане познавательности и приобретения дополнительного технического оборудования принесло хорошие плоды, но главным результатом стало крещение группы! Старший по музыкальному опыту коллега, к которому был нанесён визит нашими героями, внезапно поинтересовался:

- Подождите-ка... а кто у вас кто?

Друзья-товарищи растерянно переглянулись и двое из них уверенно показали пальцем на третьего, а именно, на мастера пояса:

- Он точно гитарист!

- А кто басист? Ударник?

Выслушав неловкие объяснения, авторитетный коллега направил по очереди палец на двоих не определившихся:

- Ты будешь басистом - на Виталия, так как тот держал при себе бас-гитару - а ты... - на Дмитрия - само собой разумеется вокалист.

Роман, который пропустил судьбоносный визит по причине учёбы, так как был ещё школьником, заочно сделался барабанщиком. По приезде три товарища поставили его перед свершившемся фактом. Немного посетовав на выпавшую ему без всякого на то основания не завидную долю, наделённый многосторонними талантами, будущий директор группы приступил к освоению доверенного инструмента, а точнее целой кухни инструментов, состоящей из тарелочек, томов и прочих прелестей, сверкающих металлическими деталями. Впрочем, это не мешало ему периодически генерировать фразы и поворотные моменты партий иных инструментов, взяв в руки бас гитару, или присаживаясь за клавиши.

Смиренно сетовал на несправедливую судьбу и новоявленный басист Виталий, который в свою очередь тоже был назначен на своё место в разрез с намерениями: вот, дескать, нежданно-негаданно в басисты записали, а он на ритм-гитаре собирался играть.

Как бы то ни было, группа получила благословение на дальнейший путь развития. Каждый теперь чётко осознавал свою роль в общем деле. Тут-то и стало получаться что-то отвечающее по форме взятому размаху.

Дмитрий Балалин.

Продолжение часть 2