Найти в Дзене

Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем

Оглавление

Вышла коллективная монография. В разделе искусство написано о Маринетт Мортем. Калеева Ж.Г. Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем //Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы: монография. Выпуск 93, глава 17 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2024. – 304 с. С- 288-300

Текст главы монографии находится по ссылке

https://aeterna-ufa.ru/sbornik/KM-93.pdf

Апология культурного релятивизма на примере  творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем
Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем

Аннотация

Культурный релятивизм, утверждающий равную ценность всех культур, играет важную роль в творческом, личностном и профессиональном развитии поколения Z. В данной главе рассматривается, на примере режиссера и художницы Маринетт Мортем, как культурный релятивизм способствует расширению мировоззрения, развитию эмпатии и толерантности, а также созданию уникальных художественных произведений, объединяющих элементы различных культур. Примеры из творчества Маринетт Мортем иллюстрируют, как культурный релятивизм помогает преодолевать культурные барьеры и строить диалог между разными культурными группами.

Ключевые слова
Культурный релятивизм, Личностное развитие,

Художник, Режиссер, Мультикультурализм, Межкультурный диалог,

Символика и образы, Искусство и культура

Введение

Культурный релятивизм – это философское направление, утверждающее равную ценность всех культур, независимо от их происхождения и уровня развития. Этот подход предполагает, что каждая культура обладает своей уникальной системой ценностей, убеждений и традиций, которые должны восприниматься и оцениваться исключительно в контексте этой культуры. В последние десятилетия культурный релятивизм стал важным фактором личностного роста и профессионального развития многих художников, режиссеров и писателей (2). В данной статье рассматриваются примеры культурного релятивизма в живописи и режиссуре и способы, которыми этот подход проявляется в творчестве современных художников поколения Z. Один из характерных примеров – Маринетт Мортем, чье творчество наглядно демонстрирует, как культурный релятивизм может влиять на личное развитие и художественное самовыражение.

В данной главе рассматривается влияние культурного релятивизма на личное и профессиональное развитие режиссера и художника Маринетт Мортем, как представителя поколения зумеров (1). А так же подробно описывается, как культурный релятивизм помогает расширить мировоззрение, развить эмпатию и толерантность, а также способствует созданию уникальных художественных произведений, объединяющих элементы различных культур. Примеры из творчества Маринетт Мортем иллюстрируют, как культурный релятивизм может служить мощным инструментом для преодоления культурных барьеров и построения диалога между представителями разных культур.

Актуальность

В современном мире, характеризующемся высокой степенью культурного многообразия и глобализации, культурный релятивизм приобретает особую значимость. Он становится важным фактором социально-культурной проблемы личностного роста и профессионального развития, особенно среди молодежи, выбирающей себе творческие профессии (3). В данной главе монографии рассматривается влияние культурного релятивизма на личное и профессиональное развитие личности на примере режиссера и художницы Маринетт Мортем.

Цель

Цель данной статьи – проанализировать и понять принятие и воспроизводство принципов культурного релятивизма представителями поколения Z через призму творчества Маринетт Мортем. Культурный релятивизм представляет собой философскую концепцию, согласно которой нормы, ценности и традиции различных культур должны оцениваться исключительно в контексте их собственной культурной среды, без привнесения внешних стандартов (4). Целью исследования является показать на примере ее творчества отражение этой концепции через погружение в различные культуры, исследование их уникальных особенностей и попытке передать их своеобразие через свои произведения. Эта глава монографии также рассмотрит, каким образом художественный подход Маринетт Мортем способствует пониманию культурных различий и уважению многообразия человеческих традиций в мультикультурном обществе.

Обзор литературы

Для более глубокого понимания влияния культурного релятивизма на личностное развитие и творческую деятельность, был проведен обзор литературы по данной теме. Были проанализированы основные идеи известных антропологов и философов, таких как Франц Боас, Б. К. Малиновского, и М. Дж. Херсковица, которые внесли значительный вклад в разработку и популяризацию концепции культурного релятивизма. Их работы помогли понять, как культурный релятивизм может способствовать расширению мировоззрения, развитию эмпатии и толерантности, а также созданию уникальных художественных произведений, объединяющих элементы различных культур (9).

Метод

Для достижения поставленной цели используется комплексный метод анализа, включающий исследование насмотренности Маринетт Мортем, и рассмотрение конкретных примеров из ее творческих работ, отражающих и выражающих концепцию культурного релятивизма. Проводится анализ просмотренных ею фильмов и сериалов, имеющих отношение к теме культурного релятивизма и его воздействия на личностное развитие.

Биографический анализ

Маринетт Мортем родилась и выросла в городе Орске Оренбургской области, население которого составляют русские, казахи, татары, украинцы, башкиры, немцы, мордва, азербайджанцы, армяне, корейцы. Это позволило ей с детства познакомиться с различными культурными традициями и особенностями разных народов, в условиях отсутствия национальной сегрегации или выделения только какой-то одной доминирующей культуры. Успехи образовательной системы в мультикультурном просвещении отражаются и в успехах ученицы, которая помимо других 19 грамот за время учебы получила сертификаты об участии в игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» (2013 г.) и по английскому языку «British Bulldog» (г. Орск, 2015 г.), что способствовало ее знакомству с различными культурными практиками и системами ценностей (5). В настоящий момент Маринетт Мортем - студентка 4 курса Северо-Западного университета по направлению подготовки «режиссура кино и телевидения». В своем творчестве она активно экспериментирует с культурными мотивами, заимствуя элементы из разных культур и внося их в свои произведения в области режиссуры, живописи и графики. «Создавая картины, которые содержат культурные символы и мотивы, но без явного акцента на их культурную принадлежность, она интересуется тем, как такие символы могут быть интерпретированы разными аудиториями, тем самым Маринетт Мортем расширяет свой творческий горизонт» (6). Возможно, именно благодаря широкому взгляду на культурные общности и различия, в ноябре 2023 года Маринетт Мортем получила две награды на Международном фестивале поддержке Министерства культуры Российской Федерации «Народный артист»: в номинации «Театральное искусство» дипломом лауреата Первой степени отмечена её работа «Просто скажи нет», в номинации «Фото и видео» – мультфильм «Как живёт рептилоид Тоби?» (7).

Векторы анализа творчества:

Творчество Маринетт Мортем иллюстрирует принципы культурного релятивизма. В своих фильмах и картинах она использует символику и образы различных культур, показывая, как они могут приобретать разные значения в зависимости от интерпретации. Анализ ее работ позволяет понять технические, стилистические, композиционные и идейные аспекты ее произведений, наглядно демонстрирующие проявление апологии культурного релятивизма. Художница и режиссер часто использует символы и образы из различных культур, придавая им новые значения в зависимости от контекста. Эти элементы объединяются в её работах, создавая произведения, которые не только привлекают внимание своей визуальной стороной, но и побуждают задуматься о культурных различиях и их влиянии на восприятие и взаимодействие людей (8).

Апология культурного релятивизма

Апология культурного релятивизма заключается в его защите и утверждении, подчеркивании его важности и значимости. В живописи и режиссуре апология культурного релятивизма проявляется через активное заимствование и творческую переработку символов и образов различных культур, а также их креативную ассимиляцию. Креаторы используют культурные различия для создания произведений, которые могут быть поняты и оценены представителями разных культурных групп (10).

Апология культурного релятивизма в живописи и режиссуре играет важную роль в создании произведений, которые могут быть поняты и оценены представителями разных стран и народов. Примеры творчества таких художников демонстрируют как культурный релятивизм может быть использован для создания произведений искусства, которые расширяют традиционные границы и стереотипы. В условиях современного мультикультурного мира, где культурное многообразие становится нормой, апология культурного релятивизма способствует созданию более инклюзивного и гармоничного общества, где ценятся различия и где каждый может найти свое место (11).

Апологет культурного релятивизма – Маринетт Мортем

Апология культурного релятивизма в творчестве Маринетт Мортем технично показывает, что любая личность живет в своем собственном культурном пространстве, и восприятие мира формируется этим пространством. Но за счет принятия и объединения культурных традиций расширяется и восприятие, и понимание мира в целом.

Технические, стилистические, композиционные и идейные способы проявления культурного релятивизма в творчестве Маринетт Мортем позволяют подчеркнуть важность культурного контекста. Она часто включает в свои произведения зарубежные символы и образы, чтобы показать, как заимствованные изображения и отсылки к другим культурам могут иметь разные значения в зависимости от культурного фона. Все эти элементы работают вместе, чтобы создать произведения искусства, которые не только визуально привлекательны, но и вызывают размышления о культурных различиях и их влиянии на человеческое восприятие и взаимодействие.

Мультикультурализм и насмотренность

Мария Ефимова в своей статье «Что такое дорамы и почему они так популярны» проанализировала соответствие сюжетов дорам (современных сериалов производства таких стран, как Япония, Корея, Китай, Тайвань и Гонконг) основным событиям фильма Маринетт Мортем «Плохой день» (2022), таким как болезнь, смерть, измена, предательство и финансовые потери. Искусствовед и кинокритик описала особенности восточных и азиатских фильмов, используя сюжет фильма «Плохой день» в качестве основы для анализа. Она продемонстрировала, что эти темы являются универсальными и находят отражение в кинематографе различных культур, подтверждая наличие культурного релятивизма в работах Мортем и их связь с дорамами (14).

Помимо знакомства с восточной культурой, фильмы стран всего мира предоставляют возможность погрузиться в различную культуру через призму искусства. На формирование мировоззрения художника и режиссера влияет не только окружающая среда, но и широта его культурных впечатлений, то есть «насмотренность». Этот термин, используется для обозначения уровня визуального опыта и знаний, полученных человеком через просмотр аудиовизуальных материалов (видео, фильмов, сериалов и др.) Этот термин особенно популярен среди тех, кто занимается созданием кино, анимацией или другими видами визуального искусства. Насмотренность помогает формировать вкус, понимание композиции, монтажных приёмов, стиля и других элементов, важных для создания качественного визуального продукта. Чем больше разнообразного контента человек смотрит, тем шире становится его кругозор и тем легче ему ориентироваться в мире визуальной культуры.

Анализ профиля Маринетт Мортем на портале «Кинопоиск» (13) позволяет изучить статистику по просмотренным ею фильмам по странам-производителям, жанрам и годам их выпуска. Консолидация разных стран для создания фильмов демонстрирует, как различные государства объединяются посредством искусства. Это позволяет режиссёрам и зрителям приобрести опыт взаимодействия культурных особенностей в созданных проектах и глубже понять принципы культурного релятивизма. Ниже представлена Таблица 1, отображающая эксклюзивные сочетания разных стран-создателей фильмов.

Таблица 1. Фильмы просмотренные Маринетт Мортем,

выпущенные международными копродукциями

Япония:

Германия:

1. На гребне волны (1991, Япония, США)

Черная кошка, белый кот (1998, Франция, Германия, Югославия, Австрия, Греция)

1. Мертвец (1995, Германия, Япония, США)

Догвилль (2003, Дания, Нидерланды, Швеция, Германия, Великобритания, Франция, Финляндия, Норвегия, Италия)

2. Настасья (1994, Польша, Япония)

1. Шпион, выйди вон! (2011, Великобритания, Франция, Германия, США)

3. Леди Баг и Супер-Кот (сериал 2015 – ..., Франция, Корея Южная, Япония, США)

2. Уроки фарси (2020, Россия, Германия, Беларусь)

4. Кот в сапогах 2: Последнее желание (2022, США, Япония)

-

Австралия:

Китай:

5. Великий Гэтсби (2013, Австралия, США)

1. Веном (2018, США, Китай)

6. Кэрол (2014, Великобритания, США, Австралия)

Зелёная книга (2018, США, Китай)

7. Апгрейд (2018, Австралия, США)

Стекло (2019, США, Китай)

Испания:

Гонконг:

1. Парфюмер: История одного убийцы (2006, Германия, Франция, Испания, США)

Ла-Ла Ленд (2016, США, Гонконг)

2. Бегущий по лезвию 2049 (2017, США, Канада, Испания)

Чудо (2017, США, Гонконг, Канада)

3. 1917 (2019, Великобритания, США, Индия, Испания)

Телохранитель киллера (2017, США, Гонконг, Болгария, Нидерланды, Канада, Великобритания, Франция)

Новая Зеландия:

Южная Корея:

1. Реальные упыри (2014, Новая Зеландия, США)

Весна, лето, осень, зима... и снова весна (2003, Корея Южная, Германия)

2. Кролик Джоджо (2019, Новая Зеландия, США, Чехия)

1. Дом совы (сериал 2020 – 2023, США, Канада, Корея Южная)

Канада:

Франция:

1. Подземелье драконов (2000, США, Чехия, Канада)

Коко до Шанель (2009, Франция, Бельгия)

2. Убийственные каникулы (2010, Канада, Великобритания, США, Индия)

Соль Земли (2014, Франция, Италия, Бразилия)

3. Все страхи Бо (2023, США, Великобритания, Финляндия, Канада)

Телохранитель жены киллера (2020, Великобритания, США, Швеция, Болгария, Франция).

Диаграмма 1 позволяет увидеть распределение жанров фильмов, которые смотрела и оценивала Маринетт Мортем. Из диаграммы можно сделать вывод о том, что среди просмотренных ею 263 фильмов незначительно преобладают драмы и комедии, тогда как остальные жанры представлены примерно в равной степени. Это говорит о том, что вкусы Маринетт Мортем достаточно разнообразны, хотя она склонна отдавать предпочтение драматическим и комедийным картинам. Мультфильмы и аниме входят скорее всего в категорию «Другие».

Диаграмма 1. Распределение по жанрам фильмов,

просмотренных и оцененных Маринетт Мортем

Диаграмма 2 демонстрирует количество фильмов, просмотренных и оценённых Маринетт Мортем, распределённое по годам их выхода. Здесь можно заметить несколько интересных тенденций:

1. Минимальное количество просмотренных фильмов приходится на ранние годы. Фильмы, выпущенные в 1916, 1929, 1942 и 1955 годах, составляют незначительную часть общего числа. Это может говорить о том, что доступ к старым фильмам был ограничен либо они просто не привлекали её внимания.

2. Средний уровень просмотров наблюдается в период с конца 60-х до начала 90-х годов. Количество просмотренных фильмов в этот промежуток времени заметно увеличивается, но остаётся умеренным. Возможно, это связано с расширением доступности кинематографического материала благодаря развитию технологий и распространению видеопрокатов.

3. Максимальный пик просмотров приходится на начало XXI века. Наибольшее число фильмов имеет дату выпуска между 2000 и 2024 годами. Это свидетельствует о значительном увеличении доступности кинофильмов и об изменении предпочтений зрителей в сторону современных произведений.

Диаграмма 2. Распределение количества фильмов,

просмотренных и оцененных Маринетт Мортем по датам их выхода

Эти данные указывают на то, что разнообразие просматриваемых фильмов возросло вместе с развитием кинематографической индустрии и технологий распространения медиа-контента. Такое увеличение доступности и многообразия фильмов способствует мультикультурализму и культурному релятивизму, позволяя художникам и режиссера, таким как Маринетт Мортем, черпать вдохновение из различных источников и обогащать своё творческое видение.

Влияние культурного релятивизма на творчество

Творчество Маринетт Мортем, выбранное как пример для изучения способов проявления в нем принципов культурного релятивизма, иллюстрирует его живую и изменчивую основу. Маринетт Мортем активно исследует вопросы культурной идентичности и взаимодействия. В своих работах она часто сталкивает персонажей из разных культурных сред, заставляя их вести диалоги и обсуждать различия в их мировоззрениях. Это позволяет зрителям и читателям задуматься о собственных культурных установках и расширить свое понимание других культур.

Способы выражения культурного релятивизма

Техническое выражение культурного релятивизма. Технический культурный релятивизм в творчестве Маринетт Мортем проявляется через использование символов и образов из различных культур. Например, в её комиксе «Асоциальное сообщество» в главе «Чур не я» персонаж Солнышко-психопат Хару-Хару создан по прототипу персонажа Daycare Attendant (Воспитателя), известным как Солнце, из компьютерной игры Five Nights at Freddy’s: Security Breach, созданной канадской студией Steel Wool Studios и американским гейм-дизайнером Скоттом Коутоном. Там же прообразом Безглазого оленя Джерри является японская ханива 500 лет н. э. – игрушка из Нохара Кумагая-си Сайтама.

Стилистическое выражение культурного релятивизма. Стилистический культурный релятивизм в творчестве может выражаться через неожиданное заимствование и трансформацию различных художественных стилей и техник, вплоть до их полного переосмысления, что помогает передать сложность и многообразие культурных влияний. Примером такой работы служит мем-провокация Маринетт Мортем с Гарри Стайлзом (английский музыкант и актер), запечатленным в положении тела с расставленными ногами в полу приседе и костюме с пятнами леопарда. В этой работе присутствуют ирония над эстетическими нормами и вкусом, а так же элементы метапрозы, многослойности, метафоричности, а также игра на когнитивных искажениях, когда зритель пытается найти правильные интерпретации увиденного. Кроме того, несмотря на экспериментальную стилизацию своих работ, Маринетт Мортем, действует как эстетический идеалист, наполняет химией, гармонией и утонченностью образы злодеев из вселенной DC Comics Освальда Кобблпота (Пингвина) и Эдварда Нигму (Загадочника). Таким образом, в одном случае мы видим юмористическое произведение, которое радует глаз своим легкомысленным подходом, а в другом — работы, восхищающие зрителя подчеркнутой эстетикой формы и содержания.

Композиционное выражение культурного релятивизма. Композиционно культурный релятивизм в творчестве выражается через сочетание, разделение пространства на отдельные зоны, игру с узорами, цветами и формами, ассоциированными с различными этносами, культурами и влияниями. В провокационном коллаже «Укладчик поддонов — гусеничные головы» ритм рисунка задаётся гусеницами, сделанными из голов смеющегося шотландского актёра Дэвида Теннанта. Не стандартные композиционные решения с китайскими иероглифами присутствуют в рисунках Маринетт Мортем «Оправдание лени или Скучный автопортрет», «Китайский детектив». В картине «Блондин с катаной» изображена японская пагода, три ряда цветущих сакур и дерево бонсай.

Идейное выражение культурного релятивизма. Идейный культурный релятивизм в творчестве проявляется на уровне различий в менталитетах, парадоксах, тенденциях, что позволяет интегрировать культурные идеи и смыслы. Исследуя вопросы культурной идентичности и взаимодействия, а также сравнивая и противопоставляя культурные нормы и ценности, Маринетт Мортем затрагивает эти аспекты в адаптации к локациям Лондона своих сюжетов детективных игр «Статуэтка, детектив, математик») и «Тыковка, Эндрю Вуд и Музейная кража: Похищенное ожерелье». В этих играх взаимодействуют люди разных ментальных и социальных групп. Кроме того, Маринетт Мортем описывает национальные черты и американский менталитет в своих обзорах на сериал «В стиле Джейн» (США) и игру «Detroit» (выпущенную французской студией Quantic Dream и японской компанией Sony) (15).

Влияние культурного релятивизма на развитие личности

В ходе исследования были выявлены несколько ключевых аспектов влияния культурного релятивизма на личное и профессиональное развитие личности на примере Маринетт Мортем:

1. Расширение мировоззрения. Культурный релятивизм помог Маринетт Мортем увидеть мир глазами других людей, понять и принять их ценности и убеждения. Это способствовало расширению ее мировоззрения и позволило ей создавать более глубокие и многослойные произведения искусства.

2. Развитие эмпатии и толерантности. В процессе изучения и интеграции элементов различных культур в свое творчество, Маринетт Мортем развивала эмпатию и толерантность по отношению к представителям других культур. Это позволило ей создавать произведения, которые могли бы быть понятны и оценены людьми из разных культурных сред.

3. Создание уникальных художественных произведений. Интеграция элементов различных культур в искусство Маринетт Мортем способствовала созданию художественных произведений, которые объединяют различные культурные традиции и создают новое, всеобъемлющее видение мира (12).

Результат исследования

Результат исследования показывает, что культурный релятивизм оказал существенное влияние на личное и профессиональное развитие Маринетт Мортем. Ее творчество демонстрирует, как культурный релятивизм может служить инструментом для преодоления культурных барьеров и построения диалога между различными культурными группами.

Выводы

Культурный релятивизм является важным фактором профессионального роста и успеха в условиях современного мультикультурного мира. Примеры из творчества Маринетт Мортем подтверждают, что интеграция элементов различных культур в искусство способствует созданию более инклюзивного и гармоничного общества, где ценятся различия и где каждый может найти свое место. Культурный релятивизм способствует преодолению культурных барьеров и строительству диалога между различными культурными группами.

Заключение

Культурный релятивизм играет важную роль в личностном развитии, помогая людям становиться более открытыми, толерантными и понимающими. Пример Маринетт Мортем, как представителя поколения Z, показывает, как этот подход может быть использован в современном искусстве для создания глубоких и многослойных произведений, которые способны объединить людей из разных культурных сред.

Список использованной литературы:

1. Ефимова, М. Поколение Z: кто они и как меняют мир? https://pakhotin.org/culture/gen-z/

2. Пухир, В.М. Культурный релятивизм как важная детерминанта межкультурной коммуникации Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 4. С. 145-148. http://www.nauteh-journal.ru/files/f35510b2-7021-47dd-9075-d727e0bc8014

3. Король Н.А., Илларионов Г.А., Кудашов В.И. Концептуализация познавательного релятивизма как социально-культурной проблемы Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 5. С. 652-665. https://elibrary.ru/download/elibrary_48682691_96794412.pdf

4. Большая российская энциклопедия культурный релятивизм. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010. https://bigenc.ru/c/kul-turnyi-reliativizm-2ede63

5. Школьные грамоты Маринетт Мортем (21 шт)https://dzen.ru/a/ZnhylRvN0X8CO2fx?ysclid=m4n2agqh2m99076322

6. Маринетт Мортем – апологет культурного релятивизма https://dzen.ru/a/ZvmY3NMJVHgGs_IL

7. Две победы нашей жительницы Колпино на Международном фестивале режиссера! https://kolpino.ru/news/2/dve-pobedy-nashey-zhitelnitsy-kolpino-na-mezhdunarodnom-festivale-rezhissera-/

8. Как искусствоведение признало, что художница Маринетт Мортем -апологет культурного релятивизма https://dzen.ru/a/ZzMcO66y_HMRu6e4?ysclid=m4n2jz8xq349919349

9. Культурный релятивизм. Термины https://bigenc.ru/c/kul-turnyi-reliativizm-2ede63

10. Ашурбекова А.А., Османов А.Ш. Культурный релятивизм и этноцентризм, как важный фактор развития общества и государства International Law Journal. 2023. Т. 6. № 6. С. 9-12. https://elibrary.ru/item.asp?id=54259125

11. Vechkanova, E.Yu. Functionalism and cultural relativism in the framework of intercultural communicationInternational Research Journal. 2021. № 12-5 (114). С. 10-12. Функционализм и культурный релятивизм в рамках межкультурной коммуникации https://elibrary.ru/download/elibrary_47488389_68508736.pdf

12. Культурный релятивизм как фактор личностного развития Маринетт Мортем https://dzen.ru/a/ZvmjL8lwai88BeYb

13. Профиль Маринетт Мортем на кинопоиске https://www.kinopoisk.ru/user/16119368/votes/

14. Ефимова, М. Что такое дорамы и почему они так популярны https://pakhotin.org/culture/dorams/

15. Маринетт Мортем - культурный релятивист https://dzen.ru/a/Z0XlOTWvoHa2BXa9?sid=262669135020610

© Калеева Ж.Г., 2024

Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем - Дива Яцура