Найти в Дзене
Мы и Они | Мария Шахова

Сладкая революция. Как Пётр Прокопович изменил пчеловодство

На первый взгляд, может показаться, что это не самое удивительное изобретение, но, на самом деле, два века назад это было настоящем прорывом! Для Руси XII–XIV воск являлся очень важным экспортным товаром, на него был огромный спрос в связи с тем, что восковые свечи регулярно использовались для освещения храмов. Поначалу разведением пчёл никто не занимался, люди собирали мёд из диких ульев, позже пчеловодство всё же появилось на Руси и за рубежом. Нельзя не отметить, что даже при появлении пчеловодства подход не стал более гуманным, а мёд и воск не стали отличаться исключительной чистотой и высоким качеством, ведь при сборе использовали колоды, что вело к наличию личинок пчёл и пыльце в продукте. На тот момент никто и не подозревал, что Петру Прокоповичу удастся навсегда решить эту проблему. Начало революции в пчеловодстве Пётр всегда мечтал учиться в Московском университете, однако его мечты не совпадали с ожиданиями отца. Отец Петра хотел, чтобы его сын стал священником, и приказал у

На первый взгляд, может показаться, что это не самое удивительное изобретение, но, на самом деле, два века назад это было настоящем прорывом! Для Руси XII–XIV воск являлся очень важным экспортным товаром, на него был огромный спрос в связи с тем, что восковые свечи регулярно использовались для освещения храмов.

Поначалу разведением пчёл никто не занимался, люди собирали мёд из диких ульев, позже пчеловодство всё же появилось на Руси и за рубежом. Нельзя не отметить, что даже при появлении пчеловодства подход не стал более гуманным, а мёд и воск не стали отличаться исключительной чистотой и высоким качеством, ведь при сборе использовали колоды, что вело к наличию личинок пчёл и пыльце в продукте. На тот момент никто и не подозревал, что Петру Прокоповичу удастся навсегда решить эту проблему.

-2

Начало революции в пчеловодстве

Пётр всегда мечтал учиться в Московском университете, однако его мечты не совпадали с ожиданиями отца. Отец Петра хотел, чтобы его сын стал священником, и приказал учиться в духовной академии, после чего отправил его в армию. По состоянию здоровья Пётр Прокопович ушел в отставку, что очень не понравилось его отцу, и он прекратил любую финансовую помощь сыну. В связи с такими обстоятельствами Петру пришлось оставить мечту об учебе и задуматься о работе. Изначально он построил небольшую винокурню, денег это особо не принесло и, заметив тренд на одомашнивание пчёл, взялся за это дело. Особых знаний о пчёлах и о том, как за ними ухаживать, у Петра Прокоповича не было, он стал общаться с опытными пчеловодами и читать множество разных книг на эту тему, но узнать, что то по-настоящему полезное, он так и не смог и в дальнейшем полагался лишь на собственный опыт и предпочитал метод “проб и ошибок”, благодаря этому уже через несколько лет у него было 580 ульев, что приносило стабильный доход.

Осознавая негуманность классического для того времени метода сбора мёда и воска, в 1814 году Прокопович разработал рамочный улей — деревянный ящик с направляющими для рамок, на которых пчёлы строили соты. Это позволило собирать мёд и воск без вреда для пчёл. После изобретения рамочного улья он создал свою пчелиную империю. К 1830 году на его пасеке было 10 тысяч пчелиных семей — это была самая большая пасека в мире. В России высоко оценили вклад Прокоповича в развитие пчеловодства, наградили орденом Святого Владимира IV степени, а мёд с его пасеки даже поставляли к столу царской семьи!

-3

Распространение идеи и наследие Прокоповича

Позже, в 1838 году, польский пчеловод Ян Дзержон, путешествуя по России, увидел систему Прокоповича и создал аналогичные конструкции в Европе. Но «смекалистее» оказался американец Лорен Лангстрот, который добавил в улей еще несколько рамок, и в 1851 году запатентовал своё изобретение. К сожалению, у нас в стране на тот момент не было патентной системы, и именно Лангстрот по сей день считается «отцом» американского пчеловодства. Но мы с вами знаем настоящую историю…

Несмотря на то, что изобретения Петра Прокоповича не получили должной поддержки и патентной защиты в начале 20 века, его вклад в развитие пчеловодства невозможно переоценить. Его инновации изменили методы сбора мёда и ухода за пчёлами, что принесло огромную пользу как пчеловодам, так и самим пчёлам. Наследие Прокоповича живёт и по сей день, напоминая нам о важности инноваций и тех, кто не боится пробовать и ошибаться.