Найти в Дзене
Homo mobilis

Щелкунчик. Топ-5 балетов в Новый год

Какое же предновогоднее настроение без Щелкунчика П. И. Чайковского и конечно, той самой истории о Маше (Кларе) и игрушечном Щелкунчике, ставшем принцем. Небольшой сравнительный опус 5 основных балетных постановок 2-х столиц. Особое внимание хочу обратить на сценографию, акцентуацию сюжета и конечно, ключевое культовое па-де-де (и адажио). 5 место. Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Хореография Ю. Посохова. Относительно новая версия всеми любимого балета, с характерным почерком хореографа. Акцент в сюжете сделан на взрослении Мари, ее преображении. Красивые, но довольно сдержанные декорации, фактическое отсутствие новогодней ёлки. Безусловно основной сюжет и балетные формы сохранены из классической постановки. Но здесь мы не увидим танца феи Драже, хотя та самая челеста участвует в орекстре, Чайковский цел. Просто этот номер вписан в па-де-де Маши и принца. Дополнительных кавалеров у Мари нет, только принц. Кто знает, понимает о чем я)) Интересные решения при сохранении о

Какое же предновогоднее настроение без Щелкунчика П. И. Чайковского и конечно, той самой истории о Маше (Кларе) и игрушечном Щелкунчике, ставшем принцем.

Небольшой сравнительный опус 5 основных балетных постановок 2-х столиц. Особое внимание хочу обратить на сценографию, акцентуацию сюжета и конечно, ключевое культовое па-де-де (и адажио).

5 место.

Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Хореография Ю. Посохова.

Относительно новая версия всеми любимого балета, с характерным почерком хореографа. Акцент в сюжете сделан на взрослении Мари, ее преображении.

Красивые, но довольно сдержанные декорации, фактическое отсутствие новогодней ёлки. Безусловно основной сюжет и балетные формы сохранены из классической постановки.

Но здесь мы не увидим танца феи Драже, хотя та самая челеста участвует в орекстре, Чайковский цел. Просто этот номер вписан в па-де-де Маши и принца. Дополнительных кавалеров у Мари нет, только принц. Кто знает, понимает о чем я))

Интересные решения при сохранении общего празднично-сказочного духа. Лично я всегда за обновления, особенно в "малых театрах", где же еще эксперементировать, если не здесь?

Фото с сайта театра МАМТ
Фото с сайта театра МАМТ

-2
-3

4 место.

Мариинский театр, постановка В. Вайнонена.

Классический, всеми любимый "зефирный" спектакль. Почему 4 место? Думаю пора стряхивать песок и реставрировать и декорации, и костюмы. А еще впечатления очень сильно будут зависеть от состава исполнителей. С каждым годом все сложнее выбрать любимчиков. Легенды уходят, молодые артисты пока еще подрастают. Со слезами на глазах вспоминаю самого красивого принца Мариинского театра, безвременно ушедшего недавно Владимира Шклярова...

По части оформления здесь все пастельное, воздушное, такое немножко рококо. У Маши есть дополнительные кавалеры, конечно. Хоть это и определенный архаизм, но вот где-где, а в адажио они создают объем, подстать великой музыке.

Фото с сайта Мариинского театра
Фото с сайта Мариинского театра

-5
-6

3 место.

Михайловский театр. Хореография Н. Дуато.

Я как многие помнят, фанат Начо Дуато, и практически всего что он делает. Щелкунчик не исключение, уж простите.) Если бы я просто расставила по вкусу, то наверное он бы занял первое место, но стараюсь быть объективной.

Чем люблю эту постановку? Хореография по сути во многом сохранена классическая. Однозначно нравится сценография - очень стильно, в прочем как и всегда. Чувствуется дух предреволюционной России, в которе перенес действие хореограф. Тематические номера очень волшебно и сказочно реализованы. Безусловно, понравится детям.

Па-де-де без кавалеров)) В финале начинается снег, который как бы намекает, на трагичный конец, как в оригинальной сказке Гофмана. Но только намекает.

-7

-8

Фото с сайта Михайловского театра
Фото с сайта Михайловского театра

2 место.

Все тот же Мариинский театр. Думаете Шемякин? Нет-нет, снова Вайнонен.

Только в исполнении студентов АРБ им. Вагановой. Постановка та же, что и у труппы театра, но хочу выделить именно детский Щелкунчик, т.к. дети всегда танцуют шикарно! Зачастую лучше профессиональных артистов балета. Так что если будете выбирать между этими двумя спектаклями в Мариинке, конечнг, рекомендую пойти на воспитанников Академии.

-10

-11

-12

1 место.

Большой театр. Хореография Ю. Григоровича.

Не удивила, я думаю. Спектакль, на котором плачут. На мой взгляд, идеально точное попадание в музыку. Идеальное сильное па-де-де. Те самые принцы: Лиепа, Васильев, Цискаридзе...Оформление спектакля яркое и узнаваемое, принц в красном.

Здесь нужно смотреть, не хочется даже в сотый раз описывать что-то.

Кстати 31 декабря мы сможем это сделать в прямом эфире первого канала. Если вы не видели, посмотрите, это то, чем можно гордиться современному русскому балету.

Е. Максимова и В. Васильев
Е. Максимова и В. Васильев

Н. Цискаридзе
Н. Цискаридзе

-15

-16

А какая ваша любимая постановка? Поделитесь в комментариях.

Больше о балете на канале. Подписывайтесь, чтобы не потерять.