На дворе сентябрь 1977-го года. Всемирно известная оперная певица Мария Каллас уже больше не поёт и наслаждается ранней пенсией, живя в дорогой квартире и обзаведясь помощью кухарки и дворецкого. Стороннему наблюдателю может показаться, что у Марии дела обстоят очень даже хорошо, ибо что ещё нужно для счастья, кроме шикарной жилплощади, прислуги и мирового признания? Однако на деле всё не так просто: женщина попросту теряет голос, она не может больше петь, вынуждена постоянно принимать таблетки и переживать экзистенциальный кризис по случаю окончания её карьеры. Ситуация омрачается тем, что из истории мы знаем, что это последние дни жизни Марии, и в этом смысле данный период представляется ещё более трагичным для оперной певицы.
Режиссёр Пабло Ларраин продолжает делать байопики про тех или иных видных деятельниц искусства и политики, и на сей раз в его распоряжении вновь оказалась возможность рассказать трагическую историю личности, правда, на главную роль удалось подписать без малого Анджелину Джоли. Получилось у постановщика достаточно неплохо, хоть и не без огрехов. Ларраин пытается в медленное, местами даже медитативное повествование, приглушая звуки окружения, играя с ракурсами камеры, монтажом, крупные и средние планы, стараясь максимально фокусироваться на личности главной героини, однако зачастую мужчина перебарщивает с неспешностью, нарочито предлагая зрителю проникнуться исследуемой персоной. Диалогов маловато, они средне написаны, а вкупе с постоянными попытками обратиться к высоким материям картина становится вычурно претенциозной, что, конечно, можно списать на масштаб и внутренний конфликт личности, однако сделать подобное можно лишь отчасти.
Благо, сценарий написал Стивен Найт, и вот уже по части скрипта лента оказывается куда более глубокой. Мария является безусловной звездой, и её заботят высокие проблемы, однако всё это по итогу приходит к исследованию тем собственной свободы, способности быть тем, кем человек искренне хочет быть, желания оставить след в истории, не переходя при этом грань между уверенностью и самоуверенностью, а также возможности примирения с собственными амбициями и принятия себя такой, какой ты есть. В конечном счёте перед нами история женщины, запертой в клетке из внешних и внутренних обстоятельств, и картина пытается понять, можно ли по итогу освободиться, и что важнее - внешние или внутренние ограничения. Да, не все эти линии сценарий грамотно доводит до конца, но всё-таки все поднимаемые в проекте проблемы можно спроецировать и на нашу жизнь, и задуматься после просмотра картина точно позволяет.
Пожалуй, главное достоинство фильма заключается в выборе актрисы для воплощения Марии, ибо Анджелина Джоли выдает прекрасный перфоманс, благодаря которому глубина сценария раскрывается ещё больше. Да, Джоли местами не хватает эмоционального спектра, а её хладнокровие и отстранённость кажутся порой уж слишком напускными, однако даже с учётом этих оговорок у женщины получилось воплотить столь сложный экранный образ, разыграв личностную драму с упором в экзистенциальные материи. Актриса демонстрирует весь свой драматический потенциал, и номинация на "Золотой глобус" не видится лишней. Будет ли потом номинация на "Оскар"? Вопрос открытый, но Джоли доказала, что с ролями подобного калибра она может справляться довольно успешно.
"Марию" стоит посмотреть, если вы любите пресловутый "театр одного актера", неспешное повествование, тягучую атмосферу и рассуждения о различных высоких материях, которые при прочих равных могут быть экстраполированы и на нашу действительность. От меня 7/10. В целом, это стандартный байопик с претензией на что-то более высокое, и по большому счёту я остался доволен данным творением, но включать ленту в список лучших в этом году я бы точно не стал, всё-таки были проекты куда более сильные.