Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Поёт Алиса Фрейндлих. 7 песен в исполнении народной артистки СССР

Оглавление

В начале декабря 90-летний юбилей справила Народная артистка Советского Союза Алиса Бруновна Фрейндлих, выдающаяся актриса театра и кино, старожил и мастодонт актерского цеха. «Я не хочу исчезать», - сказала в одном из интервью Алиса Бруновна ,и она остается на экранах и театральной сцене на протяжении долгих лет. Актриса воплотила целую вереницу ярких образов от «главной мымры» советского кино товарища Калугиной и величественной королевы Анны до любопытной старушки-сыщика из «Женской логики» и «родительницы строго режима» в фильме начала 20-х годов нового века, снятом её внуком.

Алиса Бруновна - актриса поющая, в кино и в театре ей часто доставались роли, в которых необходимо петь. Она выступала и в качестве закадровой исполнительницы, записывая песни для кино и мультфильмов, выступала с музыкальными номерами на телевидении. На музыкальном канале логично сделать акцент именно на этой ипостаси творчества Алисы Фрейндлих. В сегодняшнем материале вспомним несколько песен в её исполнении.

Алиса Фрейндлих – коренная петербурженка и потомственная актриса, появилась на свет на берегах Невы 8 декабря 1934 года. Уже с самого рождения её судьба оказалась связана с театром, ведь именно театр свел её родителей. Бруно Фрейндлих – ленинградец немецкого происхождения, познакомился со своей супругой на сцене театра рабочей молодежи, где оба играли. Он был известным в свое время актером.

В начале карьеры Алису Бруновну, как и многих детей знаменитостей, воспринимали как «невзрачную дочку прославленного папы». При взгляде из современной эпохи актер Бруно Фрейндлих остался видной фигурой в истории советского театра, чьё наследие памятно театралам, историкам искусства, культурологом, а широкой аудиторией он воспринимается как отец выдающейся актрисы Алисы Фрейндлих.

Отец и дочь. Бруно и Алиса Фрейндлих
Отец и дочь. Бруно и Алиса Фрейндлих

Творческая семья жила в самом центре Ленинграда, в коммунальной квартире, окна которой выходили на Исаакиевский собор. Природная питерская интеллигентность, привитая средой формирования, стала неотъемлемой частью образа и ампула актрисы, в котором сдержанность и скромность соседствуют со статью и умением преподнести себя. Грубые, вспыльчивые, со сложным характерным героини, коих Алисой Бруновной сыграно немало, в её исполнении приобретали трогательную нотку интеллигентности, что придавало образам особый шарм.

Детство девочки из актерской семьи пришлось на непростые блокадные годы. Война началась, когда Алиса училась в начальной школе. Бруно Фрейндлих вместе с труппой был эвакуирован в Казахстан. Дочь с матерью остались в Ленинграде, пережив трагедию этого города. После войны Фрейндлихи на некоторое время переехали в Таллин, но уже в 1948 вернулись в родной город на Неве.

Воспитание и происхождение предопределили профессиональный путь коренной ленинградки. Она демонстрировала тягу к актерству уже с раннего детства, едва научившись ходить.

«Мой первый театр был между тремя ножками рояля»,

- с иронией вспоминает Алиса Бруновна.

Алиса Фрейндлих в детстве
Алиса Фрейндлих в детстве

Школьницей она посещала театральный кружок под руководством Марии Призан-Соколовой. Профессиональное образование получила в Ленинградском театральном институте имени Островского, с отличием закончив курс актерского факультета, мастером которого был заслуженный артист РСФРС Борис Зон.

Театральную карьеру начала на сцене театра им. Комиссаржевской, где проработала 4 года. На артистку обратил внимание режиссер театра Ленсовета Игорь Владимиров и пригласил к себе в труппу. Он станет вторым супругом Алисы Бруновны (первый раз она вышла замуж ещё в студенчестве). Именно Игоря Владимирова Фрейндлих назовет тем человеком, который сделал её как актрису. Они прожили вместе 20 лет, наследники творческой пары пошли по их стопам, дочь Варвара – актриса, внук – Никита – режиссер и продюсер, который снимает бабушку в своих фильмах.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров

В театре Ленсовета Фрейндлих служила до 1983 года, сыграв в более чем двух десятков постановок, многие из которых стали классикой ленинградской театральной сцены.

Последующая театральная карьера Алисы Бруновны связана с театром им. Товстоногова. В труппе БДТ она значится по сей день, и по данным официального сайта учреждения занята в 4-х постановках текущего репертуара.

Зрители из разных уголков нашей необъятной страны знают и любят Алису Бруновну по её кинообразам, хотя сама она считает себя прежде всего театральной артисткой. «Кинематограф - не моя дорога, моя дорога - театр. Кино - это рядом и очень драгоценно для меня», - говорила актриса в интервью 2022 года.

В кино Алиса Фрейндлих дебютировала ещё студенткой, в фильмах 50-х – 60-х она играла небольшие роли. Первой главной ролью считается работа в картине 1974 года «Анна и Командор», за которой последовала череда больших и памятных ролей. Перечислять и описывать их можно долго, в этом материале мы остановимся только на песнях, исполненных за кадром и в кадре от лица героинь и на театральной сцене.

Актерская песня - это особый жанр, и Алиса Бруновна ярчайшая его представительница. Для актерского пения вокальные данные, приёмы и красивый тембр не так важны, как трансляция смыслов, передача эмоций и настроения. Бывают песни, для которых вокальные излишества просто-напросто не нужны. Певческое наследие Алисы Фрейндлих ярко это иллюстрирует.

«У природы нет плохой погоды»

Муз. А. Петрова, ст. Э. Рязанова

Пожалуй, самыми известными в песенном репертуаре Алисы Фрейндлих стали композиции, исполненные ею в сотрудничестве с режиссером Эльдаром Рязановым при работе над его фильмами. При фразе «Поёт Алиса Фрейндлих» первой в голову приходит песня, стихи которой написаны самим режиссером. Спела её Алиса Бруновна для того самого фильма, в котором воплотила незабвенный образ «мымры», директора статистического учреждения Людмилы Прокопьевны Калугиной.

Алиса Фрейндлих в образе Людмилы Калугиной, героини х.ф. "Служебный роман".
Алиса Фрейндлих в образе Людмилы Калугиной, героини х.ф. "Служебный роман".

«Служебный роман» - картина 1977 года – стала реакцией Рязанова на экранизацию пьесы «Сослуживцы», написанной им в соавторстве с Эмилем Брагинским ещё в 1971 году. Спектакли по её мотивам с аншлагами шли в Театре им. Маяковского в Москве и Театре комедии в Ленинграде. Вышедшая в 1973 году телеверсия не впечатлила Рязанова, и он решил представить своё кинематографическое воплощение этой истории.

Композитором фильма был Андрей Петров, с которым режиссер Рязанов часто сотрудничал и соавторствовал, прикрываясь именами великих. Так для песни к «Служебному роману» он подсунул Петрову стихотворение, якобы написанное Уильямом Блейком, а чтобы композитор не полез в собрание сочинений англичанина, Рязанов наврал, что это новый перевод.

Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман"
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман"

На самом деле стихи написал сам Эльдар Александрович. Поэзией он баловался ещё в юные годы, а потом «забросил» это дело. Стихотворение о том, что «У природы нет такой погоды» ознаменовало его возращение к поэтическому творчеству, на тот период Рязанову было уже 49 лет. На его написание режиссер вдохновился во время прогулки, строки родились сами собой.

«Он гулял в лесу. И, как он сам говорил, стихотворение само из него выползло»,

- рассказывала дочь режиссера Ольга Эльдаровна Рязанова.

Считавший себя поэтом-дилетантом великий режиссер, по натуре человек скромный, не хотел навязывать свои поэтические опусы композиторам и решение «прикинуться Блейком», чтобы не ставить Петрова в неудобное положение:

«Я подумал: если я его пошлю Андрею Петрову и напишу в письме, что это моё стихотворение, я поставлю его в очень неловкое положение. Если ему не нравится стихотворение, ему будет неловко мне сказать»,

- рассуждал Эльдар Александрович

Переживал он зря. Стихи понравились. «У природы нет такой погоды» назвали одной из лучших песен 1977 года, и Рязанов признался в своём авторстве. Так благодаря Рязанову главная актриса фильма Алиса Фрейндлих обзавелась сразу двумя «визитными карточками»: ролью товарища Калугиной и песней про погоду.

В отрыве от «Служебного романа» эта песня в исполнении Фрейндлих прозвучала в фильме-концерте «Спасибо за нелетную погоду» 1981 года.

А на эстраде песню «по горячим следам» стала петь Людмила Сенчина, именно она представила хит Андрея Петрова и Эльдара Рязанова в финале концерта «Песня-78». Также песня исполнялась Ириной Понаровской.

Обе прекрасные певицы, с узнаваемыми сильными голосами, исполнили эту песню вокально, но каноническим остается актерское пение Алисы Фрейндлих в её характерной, повествовательной манере.

Более позднее исполнение «Погоды» солисткой «А-студио» Кэти Топурией в модной манере и аранжировке, в которой песня совершенно потерялась, только подтверждает специфику и неповторимость актерского пения. Философский опус Рязанова, положенный на музыку Петровым, - из тех песенных произведений, где смысл и атмосфера важнее всего, чем проще поёшь эту песню, тем лучше получается.

«Моей душе покоя нет»

Муз. А. Петрова, ст. Р. Бернс, С. Маршак.

Другая песня, исполненная Алисой Фрейндлих для «Служебного романа» написана Андреем Петровым на настоящие стихи классика зарубежной литературы, великого поэта с британских островов – шотландца Роберта Бернса.

Картину Эльдара Рязанова невозможно себе представить без памятной мелодии «на-нара-нара-нара-нара-ра-ра-рам» и песенки о том, «где найти кого-то», сопровождающей страстный поцелуй «Мымры» и Новосельцева. Композиция на русском языке официально названа по первой поэтической строчке «В моей душе покоя нет», а в народе её иногда иронично именуют «песенкой про кого-то».

Поэтический первоисточник – стихотворение «Для кого-то», написанное Робертом Бернсом в 1797 году. Русский текст, взятый за основу хита композитора Андрея Петрова в исполнении Алисы Фрейндлих – творение «классического» переводчика поэзии Бернса и других англоязычных авторов прошлого – Самуила Яковлевича Маршака.

«Песенка голубого щенка»

Муз. Г. Гладков, ст. Ю. Энтин

Заметной работой Фрейндлих в качестве актрисы озвучки и закадровой вокалистки стал мультфильм «Голубой щенок» режиссера Ефима Гамбурга, выпущенный в 1976 году. Стараниями сценариста и поэта Юрия Энтина и композитора Геннадия Гладкова сказка венгерского писателя Дьюлы Урбана «Щенок, с которым никто не дружит» превратилась в мюзикл, воплощенный в мультипликации. Песни из мультфильма были изданы отдельно на пластинке мелодии. Состав актеров, которые говорили и пели за персонажей, изобилует звездными именами: Михаил Боярский, Александр Градский, Андрей Миронов.

Алисе Бруновне Фрейндлих достались партии главного героя. «Песня голубого щенка», впечатавшаяся в память нескольких поколений детей, звучит её голосом.

«Песня о хорошем настроении»

Муз. и сл. Ю. Ким

Со своим партнером по «Служебному роману» - «товарищем Новосельцевым» - Андреем Мягковым Алиса Бруновна впервые пересеклась на съемочной площадке ещё в 1965 году в фильме Элема Климова «Похождения зубного врача». Для обоих артистов этот фильм стал значимым в карьере. По иронии судьбы, актер Андрей Мягков, чьей звездной ролью стал напившийся под новый год врач Женя Лукашин, дебютировал в кино именно в образе медика. Главная роль доктора Чеснокова в «Похождениях зубного врача» - первое появление Андрея Мягкова в кино. А для Алисы Френдлих, к тому моменту уже неоднократно мелькавшей на экране, роль Маши стала, пожалуй, самой крупной и памятной на раннем этапе карьеры. В этом фильме она пела. «Песенка о хорошем настроении», исполненная Фрейндлих в кадре под гитару, до сих пор остается одной из самых прослушиваемых записей актрисы на Яндекс музыке, уступая только хиту «У природы нет плохой погоды».

Начинается фильм «Похождения зубного врача» с поющей Алисы Фрейндлих. В первых кадрах картины её голосом звучит «Песня о луне». Оба произведения написаны выдающимися представителями бардовской песни. Автор «Песни о хорошем настроении» - Юлий Ким, а «Песня о луне» - творение одной из самых известных женщин-бардов – Новеллы Николаевны Матвеевой.

«Отчаяние королевы»

Муз. М. Дунаевский, ст. Ю. Ряшенцев

Песни в исполнении поющих актеров театра и кино, как правило, привязаны к их ролям. Говоря об Алисе Фрейндлих, нельзя обойти стороной легендарную картину Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором она воплотила образ Королевы Анны. Картина наполнена песнями композитора Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева. Первым делом, конечно, вспоминаются хиты, доставшиеся исполнителю главной роли – Михаилу Боярскому, а также баллада Атоса «Есть в графском парке Черный пруд», которую за исполнителя роли Вениамина Смехова пел Владимир Назаров. Большинство артистов в фильме поют своими голосами. У Алисы Фрейндлих в образе Королевы Анны - несколько вокальных номеров. Она поёт дуэтом с герцогом Бэкингемом - Алексеем Кузнецовым и кардиналом Ришелье – Александром Трофимовым.

В материал я решил включать сольный номер в её исполнении – эмоциональную композицию «Отчаяние королевы», не просто спетую, а сыгранную Алисой Бруновной.

«Песня о судьбе Аздаке»

(Дуэт с М. Боярским)

Муз. Г. Гладков, ст. Б. Брехт, С. Апт

Со своим известным земляком, Д’Артаньяном советского кино, Алиса Бруновна пересекалась не только на съемочной площадке. Они много лет служили вместе в театре им. Ленсовета и как поющие актеры часто выступали на сцене с музыкальными номерами, пели дуэтом.

Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский предстали в качестве певцов в знаменитом спектакле концерте «Люди и страсти», основанном на произведениях немецких классиков. Музыку к постановке писал Геннадий Гладков. Премьера состоялась в театре Ленсовета в 1974. На весь Советский Союз постановка была показана в киноверсии в 1978 году.

Из множества композиций, исполненных в этом спектакле, в сети чаще всего встречается дуэт Боярского и Фрейндлих с «Песней о судьбе Аздаке» на стихи Бертольда Брехта в русском переводе Соломона Апта.

Поклонникам Алисы Бруновны, меломанам и театралам известны и сольные композиции Алисы Фрейндлих, исполненные в рамках этой постановки. Сразу три песни из спектакля - «Вопросы», «Посвящения» и «Она угасла» - были изданы на пластинке фирмы «Мелодия» «Поёт Алиса Фрейндлих» 1979 года. Выражаясь языком музыкальной журналистики это был «первый сольный альбом» Фрейндлих как певицы.

«Любовь готова всё прощать»

(Дуэт с О. Басилашвили)

Муз. А. Петров, ст. Э. Рязанов

Начинал я подборку с песни Андрея Петрова на стихи знакового для карьеры Фрейндлих режиссера и поэта Эльдара Рязанова и закончу творением тех же авторов. Песню «Любовь готова всё прощать» она спела не одна, а вместе с «товарищем Самохваловым». Актер Олег Басилашвили – привычный партер Алисы Бруновны в кино и на сцене, коллега по театру им. Товстоногова. Оба стали живыми легендами ленинградского и санкт-петербургского театра, до преклонного возраста выходя на сцене в тандеме.

Режиссер Эльдар Рязанов, скрывший своё авторство в песне для «Служебного романа», ещё несколько раз предлагал Петрову свои стихи под видом чужих, но в дальнейшем стал соавторствовать с ним от своего лица. Так, начавшееся с вранья сотрудничество переросло в успешный тандем. «Любовь готова всё прощать» - заметное произведение в совместном наследии Петрова и Рязанова. Песня «Любовь готова всё прощать» была исполнена актерским дуэтом Фрейндлих и Басилашвили на творческом вечере-встрече с Эльдаром Рязановым в 1987 году.

Эпилог

У Алисы Бруновны много песен, но большинство из них всё-таки из спектаклей, а потому не слишком известны широкой аудитории. На упомянутой выше пластинке «Поёт Алиса Фрейндлих» наряду с кинохитами из нетленки Эльдара Рязанова и песнями из спектакля «Люди и страсти» вышли композиции из других постановок театра им. Ленсовета. Аншлаговым в 70-х был спектакль «Интервью в Буэнос-Айресе».

Пишут, что на постановку крайне сложно было достать билеты. Алиса Бруновна сыграла в нём роль Марты. Изданная на пластинке композиция из спектакля называется « Молитва Марты».

Наряду с песнями из фильмов и спектаклей Алиса Бруновна исполняла и старые, хорошо знакомые хиты. Например, знаменитую «Весну», известную по строчке «Весна идет, весне дорогу», написанную старшим представителем династии Дунаевских – Исааком Осиповичем, она спела в фильме концерте «Вместе с Дунаевским» 1984 года.

Алиса Фрейндлих – целая эпоха в истории советского и российского театра и кино, актриса многих граней таланта, для которой пение – один из творческих инструментов, ставший неотъемлемой частью её амплуа. Разноплановые образы созданные ей с телеэкранов входят в каждый дом, став любимыми и родными для многих поколений. Вот уже 7 десятилетий Алиса Бруновна преданно служит искусству в кино и на сцене, объединяя в себе разные эпохи в истории нашего кино. В свои 90 Народная артистка совсем не выглядит на столь почтенный возраст. С прошедшим юбилеем, Алиса Бруновна.

Материал создан в ознакомительных и развлекательных целях, на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке, как и о кино и театре, всегда субъективны.