Не оборачивается тот, кто устремлён к звездам.
Леонардо да Винчи
Человек не Бог. Человек всего лишь человек. Человек не идеал. Идеала не существует. Существует сочетание в разном процентном соотношении добра и зла. Во всех есть и ангел, и демон. Леонардо да Винчи не исключение. Таким мне видится посыл спектакля «Леонардо» в театре «Модерн».
В первые минуты после начала сложилось впечатление будто все, что видит вокруг себя Леонардо, воспринимается им через призму своих творений, а все окружающие люди – персонажи картин, как призраки, сошедшие с полотен и наполнившие мир безумца.
На сцене Леонардо рассуждает о том, что писать может лишь увиденное вокруг, что художник – это чистое зеркало, которое только транслирует отражение, при этом само оставаясь прозрачным. А что, если смотрящий плюнет в зеркало? Оно уже не будет столь кристально прозрачным, изображение исказится. Можно ли считать, что так же и искажена душа плюющего? А если зеркало подвергнется воздействию третьей силы, запачкается, треснет, запотеет, и потеряет свою способность к полному отражению? Останется ли в таком случае взгляд художника объективен? Леонардо, в одной из сцен спектакля, отказался брать натурщицей некую даму и делать прообразом девственницы, лишь взглянув на нее. Он не увидел чистоты в ее глазах, а глаза, как известно – зеркало души. Справедливо ли это? Утверждать невозможно. Все субъективно, как и рассуждения Богом или Дьяволом был величайший во все времена художник, писатель, ученый, изобретатель, чьи не разрешенные загадки до сих пор тревожат просвещенные умы всего человечества.
Фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане и по сей день хранит множество тайн, которые ученые во всех уголках мира пытаются разгадать. По одной из версий, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека с разницей в несколько лет, хотя живописец со сцены отрицал этот факт, но ведь такое теоретически могло иметь место. За несколько лет одухотворенность могла исчезнуть из глаз человека, вместе с обстоятельствами, в которых он вынужден был оказаться, опуститься, ослабеть духом, превратиться в подзаборного пьянчужку с одной мыслью о выживании в голове. Может ли добрый человек совершить плохой поступок и наоборот? Задавать эти и множество других вопросов себе и близким побуждает просмотр спектакля «Леонардо». Юрий Грымов думающий режиссер, «Модерн» - думающий театр. «Модерн» - не только яркая, неординарная картинка, но и пища для ума, основа для размышлений и анализа, развития, движения мысли. Все ответы в прошлом. Нельзя задумываться о будущем не зная прошлого.
В то время, когда жил и творил Леонардо, его современниками были еще два выдающихся художника, Микеланджело Буонарроти (Михаил Матыченко) и Рафаэль Санти (Евгений Казак), которые присутствовали и в версии театра «Модерн». В спектакле очень интересно и показательно обыграно их соперничество, зависть конкурентов, признание гениальности друг друга. Поразил момент, когда на потолке зрительного зала появилась проекция свода Сикстинской капеллы - домовой церкви в Ватикане, расписанного фресками Микеланджело на библейские сюжеты, к стенам которой прикасались руки Рафаэля, Боттичелли, Роселли, Перуджино, создавая истинные шедевры эпохи Возрождения. Леонардо подтверждает, что эти работы произведения искусства, выполненные настоящими мастерами, уникальными живописцами. В дальнейшем проекция потолка капеллы сменяется звездным небом, все так же приковывая внимание.
Весь спектакль наполнен оригинальными решениями, раз за разом вызывающими вздох удивления откуда-то из самой глубины души. Начиная с ожившей фрески «Тайная вечеря» и до появления пары белоснежных голубей, зрителю приходится не только задумываться на тем, кто прав, кто виноват, но и испытывать восторг и восхищение от сценографии, замысловатых костюмов, масштабности действия, ведь в постановке, так или иначе, задействована практически вся труппа театра.
Не хочется раскрывать всех секретов, но тем, кто впервые посмотрит спектакль предстоит услышать и итальянскую оперу в исполнении немецкого тенора, и познакомиться со странниками, паломниками из древней Руси, оценить знаменитую пластику и манеру говорить Дмитрия Бозина в роли Леонардо да Винчи, и увидеть не менее фантастического Юрия Анпилогова в роли Моро, герцога Милана. Насладиться игрой Евгения Борисова в образе русского странника Евтихия Гагары, покоренного красотой картины «Мона Лиза» настолько, что подарившего художнику икону своей работы. Все актеры в труппе Юрия Грымова уникальны и безмерно талантливы. Хочется выделить Богдана Щукина в роли ученика Джованни с его фантастически реалистичной игрой и полным погружением в образ. Запомнился он мне еще по роли Курта Кобейна в «Nirvana», своей способностью отдаваться роли, жить жизнью своего персонажа, а не изображать, подражать, копировать его.
Было ли место для любви в жизни Творца? Как говорил сам Леонардо, сила его в одиночестве. Однако, по версии режиссера-постановщика спектакля Юрия Грымова, однажды сердце мужчины дрогнуло и единственной значимой в судьбе женщиной стала Лиза Джоконда (Маина Чижевская). Их первая встреча стала финальной точкой первого акта. На девушке рвется жемчужное ожерелье и бусины рассыпаются каскадом по всей сцене. Покой и умиротворение исходит от нее. Тончайшая газовая вуаль окутывает женский стан и приковывает внимание художника.
Леонардо был неоднозначной многогранной личностью, создателем самых невероятных изобретений и передовых открытий, автором мировых шедевров изобразительного искусства в том числе и на библейские сюжеты, но в то же время делал чертежи для постройки публичного дома, создавал мины, оружие разрушения, конструировал военные машины, ставил губительные опыты, не щадя учеников. Он был не только созидателем, а также разрушителем. Вот такого неоднозначного человека представил на суд зрителей Театр «Модерн», ставя больше вопросов, чем давая ответов. Через описание жизни ученого, Юрий Грымов предлагает зрителю самому найти ответы, провести анализ, подискутировать самим с собой и решить для себя, наконец, добро или зло Леонардо да Винчи.