Кухня, буфет, она же буфетно-кухонная стойка - место хранения и сервировки еды и напитков.
Разбираемся!
В среднем каждый ближне- и среднемагистральный самолет имеет минимум 2 БКС (буфетно-кухонные стойки). Иногда их может быть 3.
На дальнемагистральных самолетах, как правило, предусмотрено от 4-х БКС. В основном это зависит от типа воздушного судна, классов обслуживания и, собственно, авиакомпании.
Обо всем по порядку!
Как выглядят кухни в самолетах?
Разумеется, в них вы не встретите ни плиту, ни поварешку, ни сковороду. Все питание загружается на борт уже готовым в специальных металлических контейнерах и сервисных тележках.
Например, холодные закуски и десерты для пассажиров бизнес класса загружаются на подносах, которые аккуратно размещаются в тележках.
Горячие блюда загружаются сразу в ШЭДы (шкафы электро-духовые) или, иными словами, в печки. И после взлета бортпроводники их разогревают.
Остальные, необходимые для обслуживания продукты питания, загружаются в контейнерах «в навал». Это пакетированный чай, кофе, сахар, кетчуп, хлеб, булочки, шоколадки и прочее.
Напитки ставят во вкладыши, которые также размещают в полутележки. Как правило, с такими вы наблюдаете бортпроводников во время обслуживания водой и соком.
Оборудование кухни
Как вы видите на фото выше, на кухне самолета очень много всего. Всего непонятного.
Помимо контейнеров, тележек и полутележек, загружаемых на борт для обслуживания и хранения, имеется еще стационарное оборудование.
- ШЭДы (внутрь вставляются решетки, на которых и размещают горячие блюда в касалетках);
- кипятильники/кофемейкеры/бойлеры (на фото выше это два больших красных крана в левом углу) - баки самолета перед вылетом заполняются питьевой водой, в полете же эта вода нагревается в бойлерах (по принципу кулера) и заваривается чай/кофе;
- различные шкафчики для размещения и хранения личных вещей;
- кран с бытовой водой, под которым можно быстренько что-то сполоснуть.
На некоторых самолетах еще бывают лёдницы. Такие выдвижные ящики для размещения в них льда. Устройство очень сложное и практически не используемое. Внутри такого ящика решетка с дырочками и сливное отверстие, куда стекает вода от тающего льда.
Но он такой вместительный, что бортпроводники предпочитают класть туда свои личные вещи, которые обязательно пригодятся во время обслуживания и работы (пилотка, фартук, перчатки, рабочий планшет, косметичка).
Каждый отсек кухни имеет красные фиксаторы. Их всегда (абсолютно всегда!) важно перемещать в положение «закрыто», когда там размещено оборудование. Иначе при взлете или посадке контейнер рискует улететь в салон. Так же фиксируются и тележки. И всевозможные шкафчики, дверки и ящички.
Тележки и полутележки, кроме прочего, имеют 2 педали: красную и зеленую.
Красная блокирует движение колес, зеленая, соответственно, разблокирует.
Нередки случаи (особенно на коротких рейсах при максимальной пассажирской загрузке), когда бортпроводники прыгают на свою служебную станцию на посадку уже после выпуска шасси и забывают зафиксировать тележку педалью. Страшная вещь. После посадки при торможении тележка начинает ползти вперед. И все, что остается, это хватать ее, лишь бы не улетела в салон. За такое грубое нарушение безопасности полетов, как правило, следует наказание. Хорошо, когда все обходится.
Вес тележки, особенно полной, настолько большой, что поднять ее над полом не представляется возможным.
Какие бывают кухни в самолетах?
Разные. Есть удобные, а есть неудобные. И зависит это не только от размещения стационарного оборудования, но и от самих БКС.
К примеру, передняя кухня на Boeing-737 это сущий ад для бортпроводников. Она двусторонняя, почти зеркальная. И если ты стоишь левым боком к двери и завариваешь чай, к примеру, тебе приходится чуть наклонить голову ухом к правому плечу. Потому что иначе твоя голова просто не поместится и упрется в стену над дверью.
Да, вот такой парадокс.
Первое время после того, как я получила допуск к полетам на Boeing-737, в рейсах я регулярно стукалась головой об эту стену на кухне.
Потому что привыкла летать на другом типе самолета, где такой проблемы не существует.
А если вы вдвоем с коллегой решили поужинать наконец после обслуживания пассажиров, вы закрываете шторку, потому что напротив кухни находится туалет, и паломничество туда не прекращается весь рейс. И при закрытой шторке вдвоем в БКС приходится практически всегда держать голову наклоненной :)
И есть еще один нюанс. Существенный.
Для того, чтобы выкатить одну тележку для обслуживания, сперва приходится выкатить другую, потому что просто не хватает места для маневра. А потом ставить обратно по той же схеме.
Вот такие бывают кухни.
И снова про Boeing-747
Там самые просторные, самые удобные и самые лучшие кухни из всех.
И даже имеется лифт, для перемещения оборудования с нижней палубы на верхнюю и обратно.
Но об этом в другой статье ;)