Найти в Дзене

Главное место в самолете - кухня!

Кухня, буфет, она же буфетно-кухонная стойка - место хранения и сервировки еды и напитков. Разбираемся! В среднем каждый ближне- и среднемагистральный самолет имеет минимум 2 БКС (буфетно-кухонные стойки). Иногда их может быть 3. На дальнемагистральных самолетах, как правило, предусмотрено от 4-х БКС. В основном это зависит от типа воздушного судна, классов обслуживания и, собственно, авиакомпании. Обо всем по порядку! Разумеется, в них вы не встретите ни плиту, ни поварешку, ни сковороду. Все питание загружается на борт уже готовым в специальных металлических контейнерах и сервисных тележках. Например, холодные закуски и десерты для пассажиров бизнес класса загружаются на подносах, которые аккуратно размещаются в тележках. Горячие блюда загружаются сразу в ШЭДы (шкафы электро-духовые) или, иными словами, в печки. И после взлета бортпроводники их разогревают. Остальные, необходимые для обслуживания продукты питания, загружаются в контейнерах «в навал». Это пакетированный чай, к
Оглавление

Кухня, буфет, она же буфетно-кухонная стойка - место хранения и сервировки еды и напитков.

Разбираемся!

В среднем каждый ближне- и среднемагистральный самолет имеет минимум 2 БКС (буфетно-кухонные стойки). Иногда их может быть 3.

На дальнемагистральных самолетах, как правило, предусмотрено от 4-х БКС. В основном это зависит от типа воздушного судна, классов обслуживания и, собственно, авиакомпании.

Обо всем по порядку!

Как выглядят кухни в самолетах?

Разумеется, в них вы не встретите ни плиту, ни поварешку, ни сковороду. Все питание загружается на борт уже готовым в специальных металлических контейнерах и сервисных тележках.

Питание для пассажиров бизнес класса в тележке
Питание для пассажиров бизнес класса в тележке

Например, холодные закуски и десерты для пассажиров бизнес класса загружаются на подносах, которые аккуратно размещаются в тележках.

Горячие блюда загружаются сразу в ШЭДы (шкафы электро-духовые) или, иными словами, в печки. И после взлета бортпроводники их разогревают.

Остальные, необходимые для обслуживания продукты питания, загружаются в контейнерах «в навал». Это пакетированный чай, кофе, сахар, кетчуп, хлеб, булочки, шоколадки и прочее.

Напитки ставят во вкладыши, которые также размещают в полутележки. Как правило, с такими вы наблюдаете бортпроводников во время обслуживания водой и соком.

Наверху - контейнеры, в середине - печки (ШЭДы), внизу размещаются тележки и полутележки
Наверху - контейнеры, в середине - печки (ШЭДы), внизу размещаются тележки и полутележки

Оборудование кухни

Как вы видите на фото выше, на кухне самолета очень много всего. Всего непонятного.

Помимо контейнеров, тележек и полутележек, загружаемых на борт для обслуживания и хранения, имеется еще стационарное оборудование.

  • ШЭДы (внутрь вставляются решетки, на которых и размещают горячие блюда в касалетках);
  • кипятильники/кофемейкеры/бойлеры (на фото выше это два больших красных крана в левом углу) - баки самолета перед вылетом заполняются питьевой водой, в полете же эта вода нагревается в бойлерах (по принципу кулера) и заваривается чай/кофе;
  • различные шкафчики для размещения и хранения личных вещей;
  • кран с бытовой водой, под которым можно быстренько что-то сполоснуть.

На некоторых самолетах еще бывают лёдницы. Такие выдвижные ящики для размещения в них льда. Устройство очень сложное и практически не используемое. Внутри такого ящика решетка с дырочками и сливное отверстие, куда стекает вода от тающего льда.

Но он такой вместительный, что бортпроводники предпочитают класть туда свои личные вещи, которые обязательно пригодятся во время обслуживания и работы (пилотка, фартук, перчатки, рабочий планшет, косметичка).

Каждый отсек кухни имеет красные фиксаторы. Их всегда (абсолютно всегда!) важно перемещать в положение «закрыто», когда там размещено оборудование. Иначе при взлете или посадке контейнер рискует улететь в салон. Так же фиксируются и тележки. И всевозможные шкафчики, дверки и ящички.

Тележки и полутележки, кроме прочего, имеют 2 педали: красную и зеленую.

Тележка сервисная для обслуживания
Тележка сервисная для обслуживания

Красная блокирует движение колес, зеленая, соответственно, разблокирует.

Нередки случаи (особенно на коротких рейсах при максимальной пассажирской загрузке), когда бортпроводники прыгают на свою служебную станцию на посадку уже после выпуска шасси и забывают зафиксировать тележку педалью. Страшная вещь. После посадки при торможении тележка начинает ползти вперед. И все, что остается, это хватать ее, лишь бы не улетела в салон. За такое грубое нарушение безопасности полетов, как правило, следует наказание. Хорошо, когда все обходится.
Вес тележки, особенно полной, настолько большой, что поднять ее над полом не представляется возможным.
Полутележка сервисная с вкладышами
Полутележка сервисная с вкладышами

Какие бывают кухни в самолетах?

Разные. Есть удобные, а есть неудобные. И зависит это не только от размещения стационарного оборудования, но и от самих БКС.

Передняя кухня на Боинг-737
Передняя кухня на Боинг-737

К примеру, передняя кухня на Boeing-737 это сущий ад для бортпроводников. Она двусторонняя, почти зеркальная. И если ты стоишь левым боком к двери и завариваешь чай, к примеру, тебе приходится чуть наклонить голову ухом к правому плечу. Потому что иначе твоя голова просто не поместится и упрется в стену над дверью.

Да, вот такой парадокс.

Первое время после того, как я получила допуск к полетам на Boeing-737, в рейсах я регулярно стукалась головой об эту стену на кухне.
Потому что привыкла летать на другом типе самолета, где такой проблемы не существует.

А если вы вдвоем с коллегой решили поужинать наконец после обслуживания пассажиров, вы закрываете шторку, потому что напротив кухни находится туалет, и паломничество туда не прекращается весь рейс. И при закрытой шторке вдвоем в БКС приходится практически всегда держать голову наклоненной :)

И есть еще один нюанс. Существенный.

Для того, чтобы выкатить одну тележку для обслуживания, сперва приходится выкатить другую, потому что просто не хватает места для маневра. А потом ставить обратно по той же схеме.

Вот такие бывают кухни.

И снова про Boeing-747

Там самые просторные, самые удобные и самые лучшие кухни из всех.

И даже имеется лифт, для перемещения оборудования с нижней палубы на верхнюю и обратно.

Но об этом в другой статье ;)