Доброго дня коллеги и просто интересующиеся историей! Сегодня расскажу о создании одной диорамы, посвященной позднему периоду Римской республики. Тем более что я обещал рассказать об этом.
Итак, как все помнят со школьной скамьи, после окончания Пунических войн у Рима практически не осталось соперников. Началась безудержная экспансия во все стороны. Римская знать утопала в роскоши и богатстве. Рабы и ценности стекались со всего света. На представленной ниже карте можно увидеть какие пространства занимал Рим к середине 1 века до н.э. (все кроме светло-желтого).
Искать что-то в восточной части Европы тогда было нечего, кроме еловых шишек. В дремучих лесах обитали финно-угорские племена с которых брать было нечего, а вот на Ближнем Востоке были богатства. В то время мощнейшим игроком в этом регионе было Парфянское царство, которое обладало обширными территориями и богатствами
И Рим и Парфия тогда имели точку столкновения интересов - Армянское царство. Армянский царь Артавазд II был как бы вассалом Римской республики, со статусом "друга и союзника Рима", но в то же время он активно сближался с Парфянским царством, пытаясь "усидеть на двух стульях". Парфяне и римляне какое-то время присматривались друг у другу без больших конфликтов. Но римляне не желали иметь под боком такого сильного противника. Ведь не так давно с трудом было подавлено восстание Спартака, а в самом Риме постоянно бурлил политический котел из интриг и заговоров. А вдруг парфяне воспользуются новой смутой и заберут себе азиатское побережье Средиземного моря? Парфяне тоже готовились к войне, понимая, что Рим попытается продолжить расширение своего влияния на Восток. И тут подвернулся удобный момент для Рима - в Парфии братья Ород и Митридат решились на отцеубийство расправившись со своим отцом - Фраатом III. Тот был отличным дипломатом и умудрялся не вступать в войну с Римом, несмотря на постоянные споры по поводу статуса Армении, при этом имея в этом регионе власть более сильную чем италийцы.
Ород и Митридат начали междоусобную грызню за власть между собой. И Рим, заручившись обещаниями хитрого армянина Артавазда II начали экспансию в парфянские земли. В республике тогда правил триумвират из Цезаря, Помпея и Красса. Последний хоть и был победителем Спартака, но не имел таких военных успехов как его соправители. Будучи консулом в Сирии, он понимал, что отстает в популярности среди войска от своих соправителей. Честолюбие Красса так и толкало его совершить какое-нибудь завоевание и встать в один ряд с Цезарем и Помпеем. А о жадности Красса даже в Риме ходили легенды. Будучи одним из самых богатых людей государства, Красс стремился постоянно увеличить свое состояние любыми способами. Восточный поход в раздираемую междоусобицами Парфию казался отличной возможностью.
В принципе, имеющиеся в государстве принцип управления лебедь-рак-щука подразумевал, что каждый консул мог вести дела в вверенных территориях как пожелает, поставив в известность сенат и соправителей. Чем Красс и воспользовался в дальнейшем. Номинально, предлогом войны стало обращение одного из братьев - Митридата к Риму. Тот начал нести поражение за поражением от своего брата Орода и ему ничего не оставалось, как обратиться к Риму. с огромным по тем временам войском в 40 тысяч человек, Красс вступил в Парфию летом 54 г. до н.э.. Казалось, парфяне связанные гражданской войной, никак не смогут помешать римскому триумфу. Под командой Красса вглубь Парфии шагали два отборных легиона которые свыше 15 лет завоевывали Восток с Помпеем, три легиона имели опыт службы в восточных провинциях и боевой опыт не менее 5 лет. Еще 4 легиона пришли в Сирию с Крассом. В итоге, тот, проведя дополнительный набор в войска (оставив часть армии для охраны Сирии), имел под командованием около 38 000 воинов (по Плутарху). Но у него было одно очень уязвимое место - довольно малое количество лучников и всадников. Всадников было около 5000 человек из них 1000 были галльскими всадниками, имеющими опыт сражений в рядах римской армии. Остальные 4000 были по сути ополченцами от местных князьков. Лучники и пращники были с Крита и из Сирии и их количество не превышало 2-3 тысяч.
Однако, пока войско Красса устанавливало свои порядки в Северной Месопотамии, главнокомандующий Орода полководец Сурен взял штурмом Селевкию и пленил мятежного Митридата. Вскоре, последний был казнен.
Оставив гарнизоны в завоеванных областях, Красс вернулся в Сирию. Парфяне не стремились выбить врага из захваченных областей и на следующий год Красс снова вышел в поход. К этому времени, поняв бессмысленность усилий по возвращению к миру, парфяне стали атаковать гарнизоны захваченных римлянами городов. Одним из легатов был сын Красса Публий.
Одним из помощников Красса был командующий арабской конницей Ариамн бен Абгар Эдесский. Этот царек, хоть и считался лояльным Риму, однако, как показали дальнейшие события, предал своего грозного хозяина. По его совету, Красс повел свои войска через полупустынные районы южнее Карр. А с началом битвы этот царек просто ускакал со своим воинством. Вдобавок, армянский царь Артавазд II решил, что ближе ему дружба с Парфией. Поэтому он согласился с Ородом, который предложил своего сына в зятья Артавазду. Поэтому армянин не прислал тяжело вооруженных всадников Крассу.
А в это время навстречу римским войскам двигалось порядка 11 000 воинов под командованием полководца Сурены. Казалось бы, что такое 11 000 воинов против дисциплинированных 38 000 римских солдат? Но было одно "но" - у Сурены все воины были всадниками из них около 1 000 человек катафрактарии.
У реки Баллис, что протекает в 37 км южнее Карр, противники вошли в соприкосновение. Передовые отряды римлян обнаружили клубы пыли поднятые лошадьми Сурены. Римляне применили свою любимую тактику построения в плотные боевые порядки (в данном случае в огромное каре). Однако сохранение строя не позволяло легионерам успевать за постоянно обстреливающим их лучникам. Лучники нанесли немало легких ранений воинам Красса, но те продолжали упорно наступать. Лучники Сурены расстреляв запас стрел отступали, где пополняли запасы у спрятанных обозников на верблюдах и снова начинали свою "карусель" вокруг гигантского каре римлян. Попытка Сурены прорвать плотный строй легионов атакой катафрактов не удалась, им пришлось отступить. Сложилась патовая ситуация - лучники не могли нарушить серьезно строй римлян, а те не могли их догнать что бы нанести поражение (велиты и лучники изнутри каре тоже поражали парфян). Первым придумал хитрость Сурена, она была не то что б совсем хитрость, но Красс повелся и это стало началом конца...
Красс увидел что на фланге, где находился его сын, парфяне вроде как не так активно стреляют, а местами даже начали отступление, он приказал взять сыну легион, отряд галльской конницы и 500 велитов и преследовать отступавших. Публий слишком увлекся преследованием и оказался моментально окружен превосходящими силами парфян, которые начали наносить серьезные потери стрелами (ведь легион не мог держать такой же плотный строй как 7 легионов). О дальнейшем пишет Плутарх (он был очевидцем этой битвы)
«Взрывая копытами равнину, парфянские кони подняли такое огромное облако песчаной пыли, что римляне не могли ни ясно видеть, ни свободно говорить. Стиснутые на небольшом пространстве, они сталкивались друг с другом и, поражаемые врагами, умирали не легкой и не скорою смертью, но корчились от нестерпимой боли и, катаясь с вонзившимися в тело стрелами по земле, обламывали их в самих ранах; пытаясь же вытащить зубчатые острия, проникшие сквозь жилы и вены, рвали и терзали самих себя. Так умирали многие, но и остальные были не в состоянии защищаться. И когда Публий призывал их ударить на броненосных конников, они показывали ему свои руки, приколотые к щитам, и ноги, насквозь пробитые и пригвожденные к земле, так что они не были способны ни к бегству, ни к защите»
После того как Красс не смог приблизиться к подразделению сына, парфяне бросили на остатки войск Публия катафрактариев. Строй римлян был уже весьма редкий из-за раненных стрелами. Ожидаемо оставшиеся не выдержали атаки тяжелой конницы и наступил разгром. Парфяне взяли только 500 пленных, порядка 5000 были убиты. Всадник проскакал перед строем римлян с насаженной на пику головой сына Красса - Публия. С закатом битва, или вернее побоище, прекратилось. Как я уже упоминал выше, Ариамн бен Абгар Эдесский бросил войска римлян и ушел со своей конницей перед сражением. А по некоторым данным он не только ушел, но и перешел на сторону Сурены. Отступившие на какой-то холм римляне стали считать потери. Оказалось, что только в основных войсках около 4000 раненных. По идее, армия сохранила свою боеспособность и легко могла отступить в Карры, что б привести себя в порядок и дождаться конного подкрепления. Но Красс впал в прострацию, самоустранился от командования. Марк очень тяжело переживал смерть сына. Он не ожидал что вместо триумфа на Востоке он может найти свой позор и смерть наследника. Квестор Кассий и легат Октавий создали "военный совет" который принял решение отступить к Каррам. Только отходили ночью позорно бросив раненных....Утром парфяне добили 40000 оставленных в лагере подранков. Решение об оставлении товарищей окончательно подорвало дух легионов. Запершись в Каррах, римляне отклонили предложение Сурены о сдаче Красса ему в обмен на возможность ухода остальной армии. Однако паника нарастала. Кассий и Актавий предложили отступать назад в Сирию....через Армению! Объясняя это тем, что армянский царь Артавазд II поможет конницей и тогда можно будет безопасно вернуться в Сирийскую провинцию зализывать раны, а уж потом отомстить коварному Ороду!
В итоге так и поступили, выведя войска из крепости самыми плохими дорогами, что б не дать коннице Сурена преимуществ, они держали путь к тестю Орода! Напомню что тот согласился выдать за парфянского принца свою дочь. Кассий быстро смекнул, что подобный крюк может дорого обойтись и, предав Красса, вернулся с 500 всадниками в Карры, а оттуда в Сирию. Войска Красса постоянно подвергались нападениям преследователей и когда Сурен предложил переговоры с тем что б пропустить остатки легионов в Сирию, по свидетельству Плутарха в войске начались брожения: «солдаты подняли крик, требуя переговоров с врагом, и затем стали поносить и хулить Красса за то, что он бросает их в бой против тех, с кем сам даже не решается вступить в переговоры, хотя они и безоружны. Красс сделал было попытку убедить их, говорил, что, проведя остаток дня в гористой, пересеченной местности, они ночью смогут двинуться в путь, указывал им дорогу и уговаривал не терять надежды, когда спасение уже близко. Но те пришли в неистовство и, гремя оружием, стали угрожать ему». Крассу ничего не оставалось, как отправиться с Октавием на переговоры, на которых их с восточным гостеприимством убили. Есть легенда, что Крассу залили в горло раскаленное золото, которого он так жаждал, но большинство историков склоняются к тому что это все же легенда. Но зато достоверно известно что отрезанную голову римского владыки Сирии вынесли на блюде во время спектакля греческой театральной труппы по пьесе Еврипида «Вакханки». Она заменила собой бутафорскую голову по сценарию...В зале праздновали свадьбу детей Ород и "вечный друг и союзник Рима" Артабазд.... Так жадность, глупость и самоуверенность одного человека лишили жизни свыше 15 000 тысяч человек и надолго подорвали могущество Рима.
В Сирию вернулись немногие, а орлы разгромленных легионов были выкуплены спустя 60 лет Октавианом Августом в 19 г. н.э. Кстати, Парфия так и не была никогда покорена Римом.
Ну а теперь немного о истории диорамы. Давно уже хочу сделать что-то на тему Пунических войн и с этой целью мной был приобретен набор "Звезды"
Однако то что лежит в коробке для Пунических войн не годилось совершенно! С Карфагеном воевали в другой форме и с кучей союзников в виде италийских племен! Но раз коробка куплена, надо было что-то придумать. Стал я читать что было во второй половине 1 века до н.э. в мире и с кем воевал Рим. Тут-то я и узнал о пощечине империи от Парфии. Поэтому были приобретены катафракты и сочинена незатейливая диорамка. Некоторые позы фигурок менялись, добавлялись стрелы. Красилось все акриловыми красками. Лет ей уже довольно много, кое-где ландшафт потрескался, ну будем считать что потрескался от Ближневосточной жары)))
Спасибо за внимание! Листайте галерею
Так же, пользуясь случаем, поздравляю всех коллег, просто интересующихся историей с наступающим Новым Годом! Здоровья, счастья, новых интересных проектов! Мира, большой жизненной энергии и оптимизма!
Ну а я пошел ждать, что мне принесет Дед Мороз под эту пихту))))Может очередную модель танка?)))