Найти в Дзене
ВолГУ

«Используйте шансы и делайте то, к чему душа лежит»: Юлия Боровицкая о жизни преподавателя, благотворительности и поиске своего пути

Как преподаватель однажды нашёл своё призвание? Есть ли баланс между личной и профессиональной жизнью? Какими увлечениями наполнены дни вне университетских стен? Ответы на вопросы в интервью с Боровицкой Юлией Витальевной – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики, психологии и социальной работы ВолГУ.

— В какой момент жизни Вы решили пойти в эту сферу деятельности, что Вас привлекло в психологии и преподавании в целом?

— Наверное, в тот момент, когда я заканчивала университет. У меня было два очень важных таких помощника: мой научный руководитель - Анатолий Николаевич Вырщиков. Профессор, который просто мотивировал нас к учебе, и с ним было действительно интересно. И преподаватель нашей кафедры, Оксана Викторовна Голубь, которая взяла меня на работу со второго курса детским психологом. С того момента я поняла, что это интересно, что это нужно, и мне хочется и преподавать, и работать именно с детьми, с семьями.

— А до поступления в университет, как Вы выбирали специальность?

— Получилось так, что, как и многие из абитуриентов, я "недопоступила" на юриста. И так как мне не хватило полбалла практически, мне предложили один из вариантов: социальная работа. Никто ещё сильно не знал вообще, что это такое, но чтобы год не терять, я туда пошла учиться. Причём пошла на заочное, потому что на дневном не было мест. Проучившись год, я перевелась на дневное отделение, и там можно было выбрать психологическую специализацию. И с этого момента, наверное, я поняла, что это моё, я стала работать, я стала писать разные статьи, у меня дипломная работа была по работе с детьми, потом кандидатская тоже по работе с семьёй и с детьми, но по педагогике, правда. Но, тем не менее, это всё непрерывно связано, конечно, с психологией, и мне это интересно. Три года назад я закончила магистратуру по психологии. Я понимаю, что чем больше ты учишься, тем больше ты осознаешь, что ничего не знаешь. И психология - это такая наука, которая развивается вместе с практикой. Чем больше работаешь, тем больше тебе хочется изучать.

-2

— Я полагаю, университет занимает значительную часть Вашей жизни, но вне его стен у Вас есть какие-то увлечения, хобби? Чему посвящено время, свободное от профессиональной деятельности?

— Я даже не знаю с чего начать, потому что самое главное мое увлечение, конечно, это моя семья: муж и двое детей. То есть мои дочки, которые мне активно во всем помогают, они тоже творческие девчонки, поэтому мои увлечения разделяются вместе с ними. Сейчас последнее их увлечение - это косплей, это музыка, это гитара, поэтому я туда потихонечку вхожу, правда, ничего из этого не умею, но стараюсь их поддерживать. Что касается меня, я люблю благотворительность, это мне в удовольствие. Посещаю приюты разные: детские, кошачьи, дома престарелых. С одной стороны, это работа, но это и не входит в мои рабочие обязанности, мне просто приятно и интересно. Мы делаем подарки пожилым, детям, организовываем мероприятия разные. Вообще я мастер декоративно-прикладного творчества. Езжу с вязанием по ярмаркам, по разным фестивалям и выставкам. Много чего вяжу, в основном это игрушки, для семей одежда. Рисовать люблю. Сейчас спортом занялась активно. Я всеми своими увлечениями стараюсь ещё других "заразить", привожу с собой. Люблю конный спорт. У меня в свое время была пони, я учила детей-инвалидов верховой езде, это иппотерапия была. Это неоплачиваемо, поэтому я считаю, что это хобби. Мне кажется, нет таких вещей, которые в жизни мне бы не нравились. Со студентами люблю работать. Отчасти это тоже хобби. Мы по выходным ездим куда-нибудь, устраиваем мероприятия разные. Ну, а одно из основных увлечений - это путешествия. Люблю ездить везде, возить других: детей своих, школьников, студентов. Когда мы ездим, мы мир открываем и по-новому начинаем смотреть на него.

-3
-4

— Так здорово! А вот Вы упомянули, что много путешествуете. Может, есть какое-то место, которое Вам особенно нравится?

— У меня есть любимое место, да, я в него уже почти 10 лет езжу. Это Крым, северо-западное побережье. Он такой степной, там необычный пейзаж: скалы, маяк, открытое море. Не все понимают, потому что говорят, что степь можно и у нас тут найти, но там немножко другое, это своего рода место силы. Первый раз я туда поехала, потому что участвовали в творческом фестивале с детьми и со школьниками, я работы возила. А теперь я езжу и просто сама, и это даёт невероятную силу, потому что простор, море, этот же маяк – это вдохновение, я даже стихи пишу. У меня где-то сборник в университете стоит, мои стихи есть. Это я примерно в вашем возрасте ещё писала на публикацию, а сейчас просто пишу. Я много где была. Практически во всех регионах. И в каждом есть, на что посмотреть. Иногда говорят, что нечего у нас смотреть, куда ехать. Да ничего подобного! В любом районе можно увидеть красоту. Когда это показываешь детям, они действительно по-другому на мир начинают смотреть.

— У Вас так много увлечений, многое уже пробовали, чем-то пытались заниматься. Может, у Вас есть мечта что-то ещё попробовать, какой-то навык освоить?

— Я давно посматриваю, но так как я этого не умею, я хотела бы гончарным делом заняться, это интересно, потому что я люблю то, что привлекает и приносит результат, какую-то практическую значимость имеет. Ещё я бы хотела шить научиться для того, чтобы и других учить потом, и помогать, и одевать других. Я смотрю с большим уважением и трепетом на тех людей, которые это умеют, а я этого пока не достигла. Наверное, туда же входит завершение своей книги. У меня их несколько: художественного плана и научного. И все-таки, наверное, переход к докторской. Это даже будет не столько профессиональный этап, сколько действительно мечта по жизни. Но она пока еще такая длительная, достаточно долго тянется. Но, тем не менее, это тоже увлечение, потому что пишу в свободное время. Которого практически нет (смеётся).

— Интересно! А можете рассказать о каком-нибудь необычном моменте, событии или, может, принятом Вами решении, которое запомнилось и повлияло на Вашу жизнь?

— Есть событие, которое я сначала рассматривала как негативное, когда я приняла решение уйти из университета, после того, как я проработала здесь 11 лет, мы переехали в область, и я отказалась от этой должности, ушла, работала очень долго в муниципалитете в районе, в школе, в доме детского творчества. Это сильно повлияло на мою жизнь, потому что я по-другому посмотрела на какие-то ценности, на то, как людей ценят в разных учреждениях или не ценят, на организацию работы, на сам контингент людей и атмосферу рабочую. Ценности у меня поменялись, и когда я потом уже всё-таки решила, что надо вернуться в вуз, сюда я достаточно долго шла, это был многоступенчатый этап возврата. А здесь долго не было вакансий для того, чтобы я вернулась полностью, и я пошла в педагогический университет работать. В ВолГУ потом появилась возможность, и я вернулась. И когда я сюда пришла, с одной стороны, это здорово, потому что я оказалась снова в родных стенах: я этот же вуз и заканчивала, потом здесь работала. Но с другой стороны, получается ситуация, как будто я начинаю свою карьеру заново. У меня есть определенный статус, мне комфортно, меня любят и уважают. Но я думаю, что я что-то упустила. И теперь, наверное, я буду наверстывать, а, может быть, нет. Но это было серьёзное решение. Я его обдумывала очень долго, когда отсюда уходила. Оно заставило меня пересмотреть всё и понять, к чему нужно стремиться, как приоритеты расставить не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом.

— А можете рассказать про Ваши студенческие годы в ВолГУ? Какими они были? Если бы сейчас была возможность снова вернуться в то время, что бы Вы изменили, уже имея опыт преподавателя?

— Угу. Хороший вопрос. Ну, сейчас я вам расскажу про свою студенческую жизнь. Я же вам говорила, что "недопоступила" на юриста, да? Потом, когда я пошла на социальную работу и уже перевелась на дневное отделение, я свою мечту о юристе-то не оставила. Раньше была форма обучения экстернат. То есть, когда все нормальные студенты сдавали одну сессию, а кто-то её и не сдавал вообще, то я сдавала три сессии, потому что там шёл год за два, чтобы всё это дело успеть. Но на самом деле, это интересно, конечно, я не упускала всякие моменты, которые студенческую жизнь характеризуют: активности, походы, поездки, просто общение с группой. Это самые лучшие, наверное, годы в жизни. Учиться было тяжело, но был стимул. Раньше было такое положение, что если на основном ты учишься на отлично, а там без троек, то можно учиться бесплатно на втором. Поэтому я старалась. Какие-то предметы я сдавала по восемь раз, например, всякие математические дисциплины. Криминалистика меня очень интересовала, я ходила на лекции вместе с дневным отделением юридического, но, конечно, жутко уставала. Я получила два диплома. Один красный на социальной работе, а другой синий. Но все равно посмотрела и поняла, какой мне нужен для дальнейшей жизни. И это повлияло на что? На то, что я в дальнейшем тоже продолжала учиться. Сейчас у меня пять образований. Высших. То есть вот эти два параллельно, потом кандидатская, там тоже с красным дипломом закончила, и это было, наверное, даже больше как увлечение, потому что я уже работала на кафедре, наукой занималась, это как-то достаточно легко шло, в плане, морально. Физически было тяжело, потому что я потом сама искала место для защиты, сама поехала, нашла университет, защитилась без научного руководителя, но, тем не менее, это было интересно. Потом я пошла еще в магистратуру в педуниверситете, училась на дневной форме, стипендию получала, это три года назад было, теперь у меня еще там красный диплом. Ну и потом, когда я в школу пошла работать, я работала в школе социальным педагогом и учителем английского. Я язык знаю, но бумажки нету, поэтому пришлось еще переучиться, пойти на преподавателя английского языка, получается, ещё один диплом. Что бы я посоветовала себе и другим студентам? Ну, я вот только сейчас первому курсу соцработе говорила о том, что не надо упускать никаких возможностей. Ну, не получилось – не получилось. Это лучше, чем потом думать о том, что можно было, но ты не попробовал. Когда есть шанс, пользуйтесь этим, пожалуйста. Есть возможность отдохнуть – отдыхайте, учиться – учитесь. Надо делать то, к чему душа лежит. А если из этого можно ещё и денежку, и статус получить – это ещё лучше. Поэтому надо слушать себя прежде всего, прислушиваться к тем близким людям, которые вокруг есть, но идти по своему пути. Потому что, когда уже закончила университет, я поняла, что юристом, наверное, не я хотела быть, а мои родители. А кем бы я сейчас там работала? Секретарем в суде, ну или ещё кем-нибудь... Чувствовала бы я там себя счастливой? Нет. А в своей профессии и в жизни я себя комфортно чувствую. И, наверное, кто-то так сделал, может быть, Бог, может быть, судьба – не знаю, как это называется, – но чтобы я туда не попала, чтобы я не прожила остаток жизни несчастливой, скажем так. Надо себя слушать, свою душу и свое сердце. Это самое главное.

-5

— Спасибо. Я общалась с Вашими студентами и знаю, что они Вас действительно любят и уважают. И интересно узнать, какой у Вас подход к преподаванию и на чём строятся ваши отношения с обучающимися?

— Отношения на доверие строятся, на открытости. То есть я им всегда сразу обозначаю то, чего я от них хочу, то, чего я могу им дать. Подход, наверное, практикоориентированный. Я не люблю скучные лекции. Мы всегда что-то обсуждаем, дискутируем, очень много всяких видео анализируем, смотрим. Когда есть возможность, мы выезжаем, чтобы ребята посмотрели разные категории, с кем они могут работать потом в дальнейшем. Я хочу показать им, что, в принципе, преподаватель такой же, как и они. Немножечко повзрослее, поумнее, чуть-чуть, наверное, но не факт (смеётся). Но, тем не менее, знания другие, и я рада ими всегда поделиться. Преподавание всегда в свободной форме. Я специально не выделяю какую-то структуру. Может быть еще потому, что предметы позволяют. Психология, педагогика, то, что я читаю, – это все-таки не точные науки, можно порассуждать немножечко, идею какую-то закинуть, подискутировать. Эти вещи сближают. Все могут свободно высказать своё мнение, и это самое ценное. Иногда я говорю, вот, напишите эссе, а они начинают переписывать. Я же не буду ставить баллы за то, что вы много написали. Мне интересно, чем вы живёте, какое ваше отношение. Они боятся, что неправильно напишут, но это их мнение, неправильного не может быть. Обычно интересно же, что себя человек представляет, насколько он себя видит в профессии вообще, в любой. Я много о себе рассказываю, кто-то не рассказывает. Говорю для того, чтобы ребята поняли, как можно поступать, как не стоит, к чему это меня привело. Может быть, не совсем от ошибок предостеречь, но, по крайней мере, показать, какие варианты развития событий, если поступаешь так или иначе. Иногда нотации читаю первому курсу, но для того, чтобы попугать их немножко, потому маленькие ещё, не совсем понимают, могу грозить отсутствием баллов. Но, опять же, ценность-то не в этом, мне хочется зародить в человеке мотивацию к учебе. С первым курсом и как куратор я общаюсь, и неформальные мероприятия какие-то у нас бывают: на улице посиделки мы с ними делаем, и в столовой чай пьем с тортиками. Я, в принципе, такая же, как они. Когда мне второй курс делал презентации про счастье, про любовь, я говорю: «Как много всего общего у нас с вами, несмотря на разницу в возрасте!» Начиная пижамами с единорогами (улыбается), условно говоря, и заканчивая какими-то моральными ценностями. Когда понимаешь, что ты такой же, как и другие люди, и они такие же, то вот оно – взаимопонимание.

-6

— Ещё часто преподаватели говорят, что они, работая со студентами, сами чему-то учатся, сами что-то получают. И, может, есть неожиданный "урок", так скажем, который Вы получили от студентов?

— Да, они, знаете, все неожиданные, но вот сейчас у меня появляется новый опыт – иностранные студенты. Мы только вчера с ними говорили про воспитание, кто кого воспитывает, и я им сказала о том, что они меня больше воспитывают. Почему? Потому что у нас с ними нет общего языка, в прямом смысле этого слова. И мне приходится там всякими разными способами информацию доносить, потому что эмоциональный контакт установлен, то есть, мы улыбаемся друг другу, какие-то жесты делаем, понимаем друг друга и принимаем, а вот чтобы довести нужную информацию по психологии, какие-то понятия, вот здесь, конечно, сложнее. И мне приходится отходить от своих стандартов. То есть здесь мне какие-то более точные вещи нужно уже диктовать по слогам. У меня опыт такой впервые за всю деятельность. У меня были когда-то китайские студенты, но они говорили по-английски. Когда учителем работала, дополнительно занималась с некоторыми ребятами английским. Дети не очень хорошо говорили и по-английски, и по-русски. И поэтому для того, чтобы объяснить им, например, английский глагол, мне надо было перевести с русского на чеченский, с чеченского на английский. И это для меня воспитание, да. То есть я понимаю, что мне чему-то надо подучиться еще, чего-то мне не хватает. А так, все они уникальные, интересные, и с каждой пары выходишь и чему-то учишься.

— А был момент в вашей преподавательской практике, может, забавный, может, наоборот, какой-то непростой, но, в общем, он запомнился Вам?

— Запомнился? Запомнились, знаете, госэкзамены лет, наверное, 15 назад: у нас на одном потоке встретились два молодых человека, таких интересных, они пришли на комиссию. Один пришел в гавайских шортах, в такой же рубашке, в галстуке с обезьянами или с попугаями. И сказал, что ничего не знает, но ему нужна "пятёрка". Это были заочники, я даже не помню, какая была специальность. То есть он там требовал свою пятерку, при этом ни разу в жизни не появлялся. Второй молодой человек был у нас, у него какой-то вопрос попался про мужчину и женщину, про их роли в обществе, и он начал свой ответ с того, что мужчина изначально по своему физиологическому положению стоит выше женщины. И он уже хотел нам объяснять, как именно, но мы уж слушать не стали (улыбается). Были студенты, которые вообще не сильно понимают, о чём речь идёт, но они до того уверенно говорили, что прям рука не поворачивалась тройку поставить. Но потом они не понимали, что случилось, почему не пятёрка в итоге. Все ситуации интересные, на самом деле.

— Как удается находить баланс между профессиональной и личной жизнью?

— Кто сказал, что я его нашла? (смеётся) Да, это, наверное, единое целое. Как-то логично, наверное, все это происходит. У меня и муж, например, здесь на социальной работе отучился, но по специальности сейчас не работает, теперь дочка старшая тоже собирается сюда, ей это интересно. В общем, не знаю, мне кажется, это одно сплошное целое, там баланса-то никакого не было и не будет никогда в жизни, потому что оно все очень переплетено. Иногда приходится делать дома не столько это рабочие обязанности, сколько что-то хочется планировать какие-то мероприятия. Мы с ребятами ездили в приют кошачий, в результате я оттуда еще кошек проволокла. Так что всё это между собой перекликается. Баланс - такое понятие относительное, когда вот работа, вот здесь твоя семья, здесь - личная жизнь и хобби. Но оно все вместе. То есть, если, например, я вяжу, то я тут мастер-классы веду еще по вязанию. Мы с ребятами, вот уже 4 курс психологии, много акций делали для пожилых: вязали шарфики, носочки. Деткам недоношенным тоже, в перинатальный центр передаем, в роддома. То есть, где заканчивается профессия, где заканчивается личное что-то – сложно сказать. Мне комфортно, когда это все вместе, когда не надо говорить, что, вот, опять мне приходится дома работать. Нет, это немножечко другое. Это, наверное, не баланс, а просто органичное взаимодействие.

-7

— Если бы у вас была возможность встретиться с собой на этапе студенчества и просто пообщаться, вы бы встретились?

— Да, наверное, я бы сказала: «Не бойся, и всё получится». Потому что очень много было сомнений, очень много было у меня трудных моментов, когда мне приходилось делать самой то, что люди делают с помощниками, а у меня этого не было. Я всегда как-то сама куда-то карабкалась, думала, а может, мне это уже бросить, не надо ничего делать. Не скажу, что я достигла высот каких-то, но я достигла той жизни, в которой мне комфортно, я бы её, наверное, уже ни на что не променяла. В то время, когда училась, было очень много непонятных вещей, но была просто бабушка у меня, моя старенькая, которая меня поддерживала. У неё было три класса образования, поэтому она всегда говорила, чтобы я училась. Это самое главное, что она мне могла дать. И на защите кандидатской диссертации я ей первой сказала благодарственное за то, что она позволила мне руки не опустить, потому что это всё действительно очень важно. Образование не только в плане диплома, а в плане того, что ты получаешь коммуникацию, какие-то возможности, знакомство и знания в том числе. У меня было очень много комплексов, которые потом успешно исчезли благодаря активной деятельности. Их сама, наверное, выработала, потому что кто-то во мне их воспитал, в обществе в том числе. В университете они потихонечку рассеивались, но я всегда чего-то боялась. Поэтому я бы сказала себе не переживать, и всё получится. Как я говорю любым студентам всегда: «Вы не бойтесь, вы пробуйте». Всегда есть вы у себя, есть кому поддержать. Вы самые главные люди, и вы только понимаете, что вам нужно, а что не нужно.

Виктория Тимофеева