Найти в Дзене

Типы и классы дорожных мотоциклов: чем они отличаются и какой выбрать

Первые байки были похожи друг на друга. Все изменил мотоспорт — бренды начали строить технику под разные дорожные покрытия и стили вождения. В итоге выбор в мотосалонах стал гораздо шире, и сейчас можно выбирать из десятков моделей. Чем они отличаются, кроме дизайна — сходу понять не просто, но мы поможем разобраться.
Городские
Городские мотоциклы компактные, с короткой колесной базой и небольшим весом — 100–200 кг. Они легко просачиваются между машин в пробках и чутко отзываются на поворот руля. Посадка у городских моделей прямая — райдер почти не сгибает спину и колени, поэтому тело не затекает. К городским относятся классические мотоциклы, нейкеды, скремблеры и скутеры. Расскажем про особенности этих классов
Нейкеды
Нейкеды произошли от спортивных мотоциклов — владельцы снимали разбитый пластик и катались без него. Они выделяются в потоке «оголенной» рамой и острыми формами. Двигатель у них может быть любой кубатуры — как спокойный на 125–300 см³, и агрессивный свыше 800 см³. Осн

Первые байки были похожи друг на друга. Все изменил мотоспорт — бренды начали строить технику под разные дорожные покрытия и стили вождения. В итоге выбор в мотосалонах стал гораздо шире, и сейчас можно выбирать из десятков моделей. Чем они отличаются, кроме дизайна — сходу понять не просто, но мы поможем разобраться.

Городские
Городские мотоциклы компактные, с короткой колесной базой и небольшим весом — 100–200 кг. Они легко просачиваются между машин в пробках и чутко отзываются на поворот руля. Посадка у городских моделей прямая — райдер почти не сгибает спину и колени, поэтому тело не затекает.

К городским относятся классические мотоциклы, нейкеды, скремблеры и скутеры. Расскажем про особенности этих классов

Нейкеды
Нейкеды произошли от спортивных мотоциклов — владельцы снимали разбитый пластик и катались без него. Они выделяются в потоке «оголенной» рамой и острыми формами. Двигатель у них может быть любой кубатуры — как спокойный на 125–300 см³, и агрессивный свыше 800 см³. Оснащение обычно продвинутое — инжекторный мотор с жидкостным охлаждением, ABS, светодиодная оптика и цветная приборная панель.

Классические
Классические мотоциклы напоминают британские байки 50-х годов — такие, как BSA Gold Star и Triumph Bonneville. Они отличаются от техники других классов каплевидным баком, круглой формой фары и приборной панели, хромированными деталями и спицованными колесами. Еще у классических моделей широкое и удобное сиденье, которое дает более комфортную посадку для повседневной езды. А вот оснащение у многих байков класса примитивное — как дань старой эпохе. Но есть и исключения.

Скремблеры
Скремблеры появились в XX веке, когда райдеры начали дорабатывать заводскую технику для гонок по бездорожью — позже эту идею подхватили производители. Скремблер похож на классический мотоцикл, но с агрессивными шинами, увеличенным дорожным просветом, высоко расположенными передним крылом и выхлопом. Такой байк подходит как для города, так и для пересеченной местности.

Скутеры
Скутеры родились в послевоенной Европе благодаря конструктору Коррадино Д’Асканио, которому поручили создать дешевую и экономичную технику для повседневной езды. Они имеют несколько кардинальных отличий от обычных мотоциклов. Вместо коробки передач у них вариатор, поэтому переключать передачи не нужно.

Привычных подножек нет, вместо них — площадки для ног, закрытые от брызг из-под колес. Отсюда специфическая посадка — райдер сидит, как на табуретке, а бензобак спрятан под сиденьем. Из-за особенностей конструкции скутер медленнее байков других классов и не предназначен для быстрой езды, зато сохраняет одежду чистой.

Спортбайки
Спортбайки появились благодаря чемпионату мира по мотогонкам (MOTOGP), который впервые провели в 1949 году. Они быстро ускоряются за счет резвого мотора и аэродинамического обвеса: максимальная скорость литровых моделей достигает 300–350 км/ч. Еще у спортбайков жесткая подвеска и низкий клиренс для устойчивости при резких маневрах.
Спортивные байки легкие, с низким рулем и задранными подножками. Такая компоновка дает лежачую посадку — райдер при езде прижимается к баку. Это уменьшает сопротивление ветру и позволяет увереннее проходить крутые виражи, но долго находиться в согнутой позе неудобно.

Двигатель спортивных мотоциклов настроен на высокие обороты и дает молниеносное ускорение. Поэтому для города, особенно новичкам, лучше не брать слишком мощную модель — она может спровоцировать аварию.

Кафе-рейсеры
Кафе-рейсеры — народная версия спортбайка. Появились в 50-х годах, когда люди собирали гоночные болиды из обычной серийной техники. От спортбайков кафе-рейсерам досталась «лежачая» посадка, а вот пластика у них нет — этим они схожи с нейкедами. Сиденье на таких мотоциклах узкое и рассчитано на одного человека. Для дополнительной опоры райдера предусмотрен закругленный задний хвост, который «съедает» пространство для пассажира.

Для путешествий

У этих мотоциклов есть всё для комфортной езды на дальние расстояния. Объемный топливный бак позволяет уверенно заезжать туда, где нечасто встретишь заправку. Благодаря просторному сиденью и прямой посадке райдер не устает от длительных пробегов. А относительно большой вес — от 200 кг — делает байк устойчивым: он сохраняет стабильность с пассажиром и багажом, уверенно держит траекторию при боковом ветре и на неровностях. Еще у моделей для «дальняков» много опций, без которых не обойтись в долгой дороге — например, кофры и ветровое стекло.

К байкам для путешествий относятся туристические, спорт-туристы, тур-эндуро и круизеры. Расскажем, чем хорош каждый из классов.
Туристические
Туристические модели — бизнес-класс в мире мотоциклов. Впервые они появились в 1976 году — поскольку дороги были уже достаточно качественными, а двигатели мощными. Эти байки тяжелые и широкие, поэтому неприступны для ветра и мелких осадков, а на трассе устойчивые и едут «как по рельсам». Комплектация — роскошная: в нее включены огромная приборная панель, кофры, подогревы, акустика и многое другое.
Спортивно-туристические
Золотая середина между тяжелыми «туристами» и городскими байками. Спорт-туристы компактные, весят немного больше нейкедов. Своим пластиковым обвесом они напоминают спортбайк, но при этом имеют прямую посадку. Еще спорт-туристы оснащены ветрозащитой, широким сиденьем, высоким рулем и кофрами — поэтому комфортные в дальней дороге.
Круизеры
Эти байки повторяют формы американских мотоциклов 30–40-х годов — Harley Davidson. Они были созданы для гонок, но с течением времени переквалифицировались в технику для спокойных прогулок на средние расстояния. Круизеры отличаются расслабленной посадкой — райдер сидит, вытянув ноги — а также обилием хрома, большим вылетом передней вилки, топливным баком в форме капли и круглой фарой. Еще у них низкооборотистый двигатель, который дает плавное ускорение.
Тур-эндуро
Это универсальные байки — могут ехать под 150 км/ч по трассе и не боятся плохих дорог. Их начали производить в 1980 году для популярных в то время длительных гонок по пересеченке — ралли. В отличие от спорт-туристов, у тур-эндуро высокий клиренс и длинноходные подвески, которые позволяют быстро мчаться по ухабам. В базовой комплектации обычно есть дуги безопасности и другие опции для езды по пересеченке.