Я не просто так не только обыграл в заголовке к статье технологию цифровой записи на магнитную ленту (DAT), но и в каком-то смысле спрогнозировал новую жизнь для DAT-деки SONY DTC-60ES. Ведь команда "Отдать швартовы! " означает выход корабля (магнитофона) в море (в нашем случае в "море музыки"). Просто предыдущий владелец магнитофона покинул этот мир, а его осиротевшие аппараты теперь пытаются найти себе новых хозяев.
Я абсолютно согласен с тем что технология DAT, равно как и DCC - тупиковая ветвь развития не получившая в силу ряда причин большого распространения. Но я так же знаю и то, что у аппаратуры, воспроизводящей музыку в данных форматах, есть своя армия поклонников и, возможно, мне всё же удастся найти человека, которому захочется приобрести данный девайс. Тем более что он из линейки ES. Хотя модель DTC-60 и не топовая (флагман DTC-2000ES так же имеется в наличии), но в ней есть многое от более старшего собрата. Но и стоила модель в период, когда выпускалась (1994-1998) в районе 1200$ что пусть и вдвое меньше цены флагманской модели (DTC-2000ES в то же время оценивалась в 2500 американских рублей), но всё равно достаточно солидно. Да и потом 1200$ в 90-е это сейчас как минимум 2000, а то и больше.
Сегодня же на "вторичке" за экземпляры SONY DTC-60ES в идеальном состоянии просят в среднем 500-600$, но конкретный аппарат, попавший ко мне на тест, по косметике я бы оценил на "4" и, пожалуй, со знаком "минус", поскольку на верхней крышке и на задней панели есть мелкие царапинки и потёртости.
Соответственно и цена на него будет ниже. Но не подумайте что я пишу эту статью с рекламной целью. По сути мне всё равно, найдётся покупатель на этот магнитофон или нет. Во всяком случае какой-либо значимой меркантильной заинтересованности у меня нет. Зато у меня появилась возможность наконец-то и ДАТ-магнитофон послушать в своей системе тем самым практически "закрыв гештальт". Ну разве что DCC - магнитофон я в своём звуковом тракте так ни разу и не послушал. Все остальные аппараты более-менее распространённых форматов у меня были. LD, VideoCD, SACD/DVD-audio, HDCD, Mini-Disc, Elcaset, теперь вот ДАТ. Ну а об аналоговых источниках и говорить нечего. Конечно с совсем уж редкими, экзотическими форматами я не соприкоснулся, но и особого смысла в том не нахожу. Поскольку по настоящему высококачественных форматов среди экзотических практически нет. А если даже и есть, то нет самого главного: контента и носителей информации.
А вот с DAT-кассетами проблем нет абсолютно. Авито завален предложениями и средняя цена за одну кассету от 500 до 1000 рублей (в зависимости от её продолжительности, состояния и бренда). Есть конечно и дороже (и намного), но в основном - так.
Звуковой носитель DAT-формата по внешнему виду напоминает уменьшенную в два раза компакт-кассету (размеры 73 мм × 54 мм × 10,5 мм), внутри которой находится четырёхмиллиметровая (3,81 мм) магнитная лента толщиной 13 мкм с металлопорошковым рабочим слоем. Как подсказывает само название (с англ. — «цифровая аудиолента»), запись на магнитную ленту производится цифровым, а не аналоговым способом. При этом используется 16-битная импульсно-кодовая модуляция (PCM) без сжатия, как у CD. Это означает, что запись производится без потери качества исходного сигнала, в отличие от более поздних форматов DCC (Digital Compact Cassette) и MD (MiniDisc).
Частота дискретизации может быть выбрана из нескольких значений, а именно: 48 (основной режим), 44,1 (как у CD) или 32 кГц.
Как видите из трёх форматов (DCC/MD/DAT) DAT - наиболее качественный. Во всяком случае в теории. Да и по продолжительности, доходящей до 180 мин. (хотя встречаются и более объёмные кассеты) можно подумать что DAT-кассета, по соотношению цена/качество/объём, впереди. Но не всё столь однозначно. Считается что ЛПМ у DAT-магнитофона не обладает большим рабочим ресурсом и, соответственно, при активной эксплуатации - долго не живёт. Однако поскольку у меня таких аппаратов никогда раньше не было, то ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию я не готов. Если кто-то из вас, друзья, в теме, то не сочтите за труд поделиться в комментариях своим мнением по этому поводу. А я пока вернусь к конкретной модели и к конкретному экземпляру.
У меня версия для европейского рынка на 220-230В. Имеет ли она отличия от версии для внутреннего японского рынка - не знаю. Но то, что можно обойтись без адаптера по питанию - несомненный плюс. Правда в оригинале сетевой кабель у магнитофона несъёмный, а в моём экземпляре сделан "апгрейд" и установлена сетевая колодка. Для ценителей аутентичности это минус, а для любителей экспериментировать с силовыми проводами - плюс.
Что касается эстетики то конечно версия в цвете "шампань" и с декоративными боковыми накладками смотрится круче. Однако и у классического чёрного есть свои ценители. Так что тут дело вкуса, а о нём, как вы знаете, спорить бессмысленно.
Но главное это звук и вот о нём стоит поговорить подробнее.
Несмотря на то, что запись на магнитную ленту осуществляется в «цифре», по характеру звучания аппарат скорее похож на аналоговый. Саунд мягкий, комфортный, натуральный, но в то же время с хорошей детализацией и прорисовкой образов как в ширину, так и в глубину. Заслуга ли в этом формата в целом или ЦАП (на чипе Sony CXD2562Q - на таком же реализован ЦАП CD-проигрывателя CDP-X559ES) в частности? Чтобы попытаться ответить на данный вопрос надо как минимум послушать несколько DAT-магнитофонов от разных производителей, а у меня такой возможности, увы, нет. Есть лишь желание. Но одного желания - мало. Поэтому вопрос остаётся открытым. Но, вероятнее всего, дело не в формате или ЦАПе, а в их симбиозе, то есть в сочетании. Потому как при использовании SONY DTC-60ES в качестве ЦАП, подав на него сигнал с CD-транспорта, звучание всё же другое, хотя некоторое сходство имеется.
Ну а раз уж я коснулся темы ЦАП, то да, друзья, можно использовать DAT- магнитофон и в таком качестве. Но естественно ни о каком прослушивании DSD речь не идёт. Ввиду ограничения по битности/разрядности через этот ЦАП можно слушать лишь старый добрый CD или некоторые Hi-Res (к примеру 24/48). Хотя в большинстве случаев этого как раз достаточно не только для того чтобы услышать всё, но и для получения от услышанного удовольствия.
Однако только для того, чтобы использовать DAT- магнитофон как ЦАП, его покупать точно не стоит. За эти деньги (а возможно что и дешевле) можно найти специализированное устройство которое окажется не только не хуже, но и в некоторых случаях - лучше. Но и для использования по прямому назначению DAT- магнитофон нужен лишь тем, у кого имеется фонотека на DAT-кассетах. Конечно есть среди нас и те, кому интересно просто поиграться с "неведомой зверушкой", но такие игры стоят приличных денег и, соответственно, доступны не всем. Я вот такого себе позволить не могу, да и не хочу, если уж быть предельно откровенным. Не хочу по одной простой причине: нет у меня столько свободного времени, чтобы я мог распыляться на прослушивание музыки ещё в одном формате. Тут до винила то руки доходят не каждый месяц. Поэтому ни кассетные или катушечные магнитофоны, ни MD, DAT, Elcasset - деки в сферу моих интересов не входят, а если и появляются в моём жилище, то исключительно для расширения кругозора и на короткое время. Но "в каждой избушке - свои погремушки", а значит и мнения по данному вопросу у каждого свои. Поэтому давайте будем уважать выбор других и никогда не навязывать собственное мнение тем, кто имеет своё.
P.S. Перед Новым годом, в качестве видеоанонса данной статьи, я выложил небольшой видео-ролик демонстрирующий работу SONY DTC-60ES в моей системе. Но не вздумайте оценивать звук по этому ролику - это попросту невозможно. Тем более что съёмка велась на смартфон. Впрочем, даже запись на проф.рекордер не даст правильного впечатления, ибо вы будете слышать звучание своих наушников (или АС), то есть того, через что вы этот ролик воспроизводите. Помните об этом.