Одесса - город нашей молодости, который, как и Крым, называли союзными здравницами. Море, солнце, улочки с домами из ракушечника. Оперный театр, сейчас Одесский национальный академический театр оперы и балета. Удалось несколько раз попасть на спектакли, запомнилось пышное внутреннее убранство.
Дерибасовская и "Гамбринус", знакомый давно по рассказу любимого Куприна. Те же бочки и бочечки, как в рассказе. И небольшая эстрада, как на второй картинке. Павда, в начале прошлого века «Здесь каждый вечер уже много лет подряд играл на скрипке для развлечения гостей музыкант Сашка – кроткий еврей, весёлый, пьяный, плешивый человек..." Я читала Куприна в детстве, и уверена была до вчерашнего дня, что события в ней описаны после Октябрьской революции. "То белые, то красные и всегда погромы..." Посмотрела дату издания 1907г. После революции, но другой 1905 г. Тем и страшны любые революции.
Улица Дерибасовская была названа в честь строителя Одессы, адмирала Дерибаса.
Хосе́ де Ри́бас-и-Бойонс или Ио́сиф (О́сип) Миха́йлович Дериба́с. Дата рождения 6 июня 1749 года. Отец - испанский дворянин, директор Министерства Государственного управления и военных сил генерал Микеле де Рибас, мать - ирландка из знатного рода лордов Дункан. Хосе получил хорошее образование знал семь языков (испанский, итальянский, латинский, английский, французский, немецкий и русский) и «имел познания в математике». В 1765-1769 годах служил в неаполитанской армии, в полку короля Фердинанда, Наверно "по блату", с 16 лет, папа помог.
В 1768 году разразилась война (Osmanlı-Rus Savaşı) между Российской и Османской империями. Её причинами было крестьянско-казацкое восстание, против социального, национального и религиозного гнёта Речи Посполитой. Восстание было подавлено польскими властями, на помощь которым, по указу императрицы Екатерины II , пришли русские войска.
Османский султан Мустафа III объявил России войну из-за ввода российских войск в Речь Посполитую. Война разворачивалась на нескольких направлениях. Сегодня я расскажу о действиях Российского флота в Эгейском море и на островах, как тогда говорили, в «Греческом Архипелаге», отсюда и название «Архипелагская экспедиция».
Российское правительство решило поддержать восстания православных народов Балканского полуострова против турецкого владычества.
12 (23 ноября) 1768 года Григорий Орлов, по совету его брата Алексея, на заседании Совета при императрице изложил своё мнение об экспедиции в Средиземное море. Императрица и Самодержица Всероссийская Екатерина II поддержала эту идею.
В ходе боевых действий планировалось нарушить свободное передвижение Османов в Средиземном море ( почему им можно, а другим нельзя?) Блокировать Дарданеллы, захватить важные приморские пункты турок. Важное- отвлечь часть сил противника с Дунайского и Крымского театров войны.
Алексей Орлов был назначен командующим экспедицией в должности генерала-аншефа. В состав экспедиции вошли 5 эскадр Балтийского флота, свыше 17 тысяч человек. Командовали ими люди с иностранными фамилиями, особенность нашего флота тех времен. В XVIII веке морское и любое техническое образование началось с Петровской школы математических и навигацких наук, продолжилось с 1715 г в Морской академии, или Академия морской гвардии, далее в Морского шляхетном кадетском корпусе с 1752 ( здесь преподавал и Де Рибас). И хотя "в 1724 г. россиян с офицерскими чинами во флоте было уже 162 человека (74%), среди мичманов и прапорщиков в 1723 г. иностранцев не имелось вовсе", то высший командный состав еще был в основном из иностранцев. Что подтверждает состав командования эскадрами в Экспедиции : первая - адмирал Спиридов, второй- контр-адмирал Эльфинстон, третья - контр-адмирал Арф, четвертая - капитан-командор Коняев, пятая- капитан-командор Грейг. За время правления Екатерины II картина изменится.
Корабли в Чёрное и Азовское море шли в то время из Кронштадта, через Балтийское море, Атлантический океан и Средиземное море. Длинный и опасный путь. Поэтому ещё одной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю через Гибралтарский пролив и проливы Эгейского и Мраморного моря
Эскадры вышли из Кронштадта: 20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 26 вспомогательных судов, свыше 8 тысяч человек десанта. Первая эскадра в июле 1769 г., остальные позже, до октября. . Главнокомандующий в это время находился в Ливорно, итальянском городе с крупным портом, чтобы укомплектовать русские корабли всем необходимым для дальнейшего плавания и изучить особенности воды Средиземного моря и его влияния на корабли.
Жозеф де Рибас (Joseph de Rivas) по пути в отпуск в порту Ливорно встречает русскую эскадру и знакомится с её командующим — графом Алексеем Орловым, который предлагает ему поступить на службу на российский флот. Вначале Де Рибас становится волонтером Российского флота.
Объединённый русский флот стал преследовать турецкий. На общем военном совете было решено идти к острову Хиосу. 23 июня (4 июля) 1770 года у острова Хиос дозорные на находящемся в авангарде корабле «Ростислав» обнаружили в проливе между островом и берегом Малой Азии турецкий флот. Русская эскадра шла по всем правилам военно-морской науки того времени.
В 4 утра на корабле «Трёх Иерархов» адмирал С.К. Грейг поднял сигнал «Гнать за неприятелем», и русская эскадра двинулась в сторону турок, в Хиосский пролив. С наступлением ночи 26 июня 1770 г. на русском флагмане вспыхнули 3 фонаря — это был условный сигнал к началу операции. С двухмачтового корабля «Гром» стали взлетать зажигательные бомбы. Среди турецких кораблей начались пожары. Произошло жестокое столкновение, решившее исход боя. Два корабля столкнулись: турецкий бушприт (наклонная мачта впереди носа корабля) «Бурдж-у-Зафера» оказался между грот и бизань мачтами «Святого Евстафия». Русские офицеры и матросы вступили в отчаянный абордажный бой, начался пожар. Пожар на «Бурдж-у-Зафер» потушить не удалось. Пламя перекинулось и на «Святой Евстафий», искры и головни попали в открытый люк порохового погреба. Оба корабля взлетели на воздух.
После гибели своего флагмана турецкие корабли спешно покинули поле боя и укрылись в Чесменской бухте, защищённой несколькими береговыми батареями. Флот под командованием Алексея Орлова, адмиралов Г.А. Спиридова и С.К. Грейга блокировали турецкий флот в бухте Чесма (Чешме) на побережье Малой Азии.
План сражения в Чесменской битве.
Для уничтожения турецких кораблей было направлено в залив 4 брандера.
Бра́ндер (нем. Brander, brand — пожар, горение— судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения.
Лишь один из них (командир лейтенант Николай Ильин) действовал полностью удачно. Ильин подошёл вплотную к большому турецкому линейному кораблю, сцепился крючьями с ним и поджёг брандер, после чего на шлюпке покинул его вместе с командой.
Турецкий корабль загорелся. Горящие обломки падали на соседние корабли, они также загорались. В 4.30 утра почти все турецкие корабли в Чесменском заливе горели. Ускорило процесс горения турецких судов то, что их строили из сухого дерева, а мачты из робинии ложноакациевой которая пропитана смолой в природном состоянии.
Де Рибас в Чесменской битвы воевал под командованием Ибрагима Ганнибала (деда А.С.Пушкина) проявляя геройские качества, по рассказам командира.
К 9 утра весь турецкий флот был уничтожен. Было сожжено 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и большое количество мелких судов. Один линейный корабль («Родос») был захвачен. Из 15 тысяч моряков турецкого флота после сражения спаслось около 4 тысяч.
Активные действия русского флота на берегах Эгейского моря отвлекали значительные силы турецкой армии и вынуждали её снимать часть войск с Дунайского театра военных действий. В Чесменском сражении русский флот одержал самую значительную победу в своей истории. Турецкий флот после этого не мог действовать активно в течение всей войны. Российский флот блокировал Дарданеллы (пролив в Турции, между Европой и Азией, который соединяет Эгейское море с Мраморным).
В ноябре Алексей Орлов уехал в Ливорно, а затем в Петербург. Командование всеми войсками принял адмирал А.Спиридов.. В январе 1771 года адмирал официально принял Киклады в подданство России. Новое владение получило название «Архипелагское великое княжество», и фактически превратилось в российскую губернию.
Карта "Острова Архипелага, принявшие подданство России в 1770—1774 годах."
Флот расположился на зимовку на острове Парос. Несколько судов было направлено непосредственно к Дарданеллам, чтобы продолжать блокаду.
Русский флот впервые принял участие в боевых действиях вдали от своих берегов, за многие тысячи километров пути от основного источника пополнения ресурсов. Экспедиция русского флота смогла почти автономно просуществовать 5 лет во враждебных водах. Было много сложностей в ремонте судов. За пять лет из всей экспедиции Российского флота, 12 200 человек, погибли и умерли от болезней 4516 человек. Кроме этого погибли около 5000 греческих и других повстанцев. Благодаря подвигу российских моряков, уничтоживших большую часть турецкого флота под Чесмой и в других битвах, русский флот смог полностью контролировать Эгейское море.
На сухопутном (Дунайском) театре военных действий русская армия под командованием П. А. Румянцева нанесла ряд поражений туркам, что вынудило султанское правительство подписать 10(21) июля 1774 г. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. По которому Россия получила территорию до Южного Буга (крепости Кинбурн, Керчь и Еникале). Османская империя признала: независимость Крымского ханства, право русских торговых судов беспрепятственно плавать по Черному морю и проходить через Черноморские проливы, русский протекторат над Молдавией и Валахией.
Греков Пелопоннеса и островов Эгейского не удалось освободить от власти Османской империи, на повстанцев обрушились репрессии. Чтобы избежать их, с императорским флотом на север ушли тысячи греков. В Чёрное море через Константинополь отправили под видом торговых судов фрегаты со служившими России в Архипелаге греками и албанцами, вместе с их жёнами и детьми. В мае 1775 года тем же маршрутом проследовали 11 торговых судов с греческими и албанскими переселенцами под конвоем фрегатов. В Крыму и Новороссии Екатерина II выделила им землю для поселения, в Петербурге для греческих детей учредила Гимназию чужестранных единоверцев
В Российскую армию принят капитан Осип Михайлович Де Рибас —будущий выдающийся военачальник. Об этом в следующей статье.