Найти в Дзене

ЗАПАДНАЯ ОБОРОНКА НА ГРАНИ: ЧТО СКРЫВАЮТ НОВЫЕ ОБОРОННЫЕ СТРАТЕГИИ ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Украинский конфликт выявили слабые места в оборонно-промышленном потенциале Европы и сейчас предпринимаются меры для укрепления оборонных способностей, особенно в Германии и Великобритании. Так, В последние месяцы перед федеральными выборами в Германии, которые состоятся в феврале 2025 года, правительство выпустило новую Стратегию национальной безопасности и оборонной промышленности, которая учитывает глобальные изменения в геополитической ситуации. В Великобритании, в свою очередь, 2 декабря был опубликован документ, который определяет намерения правительства по обновлению Оборонно-промышленной стратегии (ОПС). Оба этих документа направлены на укрепление оборонного потенциала стран. Однако достижение поставленных целей будет зависеть от их реальной реализации. После окончательной доработки новой ОПС Великобритании будет вложена в более широкую промышленную стратегию лейбористского правительства, а также должна быть проинформирована Стратегическим оборонным обзором, который, как ожидае
Оглавление

Украинский конфликт выявили слабые места в оборонно-промышленном потенциале Европы и сейчас предпринимаются меры для укрепления оборонных способностей, особенно в Германии и Великобритании. Так, В последние месяцы перед федеральными выборами в Германии, которые состоятся в феврале 2025 года, правительство выпустило новую Стратегию национальной безопасности и оборонной промышленности, которая учитывает глобальные изменения в геополитической ситуации. В Великобритании, в свою очередь, 2 декабря был опубликован документ, который определяет намерения правительства по обновлению Оборонно-промышленной стратегии (ОПС). Оба этих документа направлены на укрепление оборонного потенциала стран. Однако достижение поставленных целей будет зависеть от их реальной реализации.

Намерения и реальность

После окончательной доработки новой ОПС Великобритании будет вложена в более широкую промышленную стратегию лейбористского правительства, а также должна быть проинформирована Стратегическим оборонным обзором, который, как ожидается, будет опубликован в первой половине 2025 года. Объявление о «намерениях» должно было стать «ранним рыночным сигналом для бизнеса, позволяющим понять, в каком направлении движется правительство». Оборонная промышленность, безусловно, приветствовала это заявление, но лакмусовой бумажкой успеха станет реализация, а не намерение.

В своих документах Берлин и Лондон указывают на общие проблемы, касающиеся их оборонной промышленности. К ним относятся устойчивость, уязвимость цепочки поставок, доступ к инвестиционному финансированию (особенно для малых и средних предприятий - МСП) и поддержка национального бизнеса. Обе страны также подчеркивают необходимость более широкого международного сотрудничества. Однако именно по последнему пункту Германия и Великобритания несколько расходятся: первая выступает за более широкую поддержку европейской оборонно-промышленной базы через Европейский союз, а также НАТО.

-2

Принятое Великобританией в 2016 году решение о выходе из ЕС означало, что Лондон потерял влияние, возможность прямого доступа к оборонному финансированию ЕС и возможность участвовать в качестве государства-члена в оборонных программах, поддерживаемых ЕС. Новое лейбористское правительство стремится восстановить отношения с ЕС и нацелено на достижение соглашения о безопасности между Великобританией и ЕС.

Основной проблемой для Берлина и Лондона является то, что темпы ухудшения ситуации в сфере безопасности опережают политические возможности по осуществлению необходимых изменений в оборонно-промышленных базах. В документе британского правительства говорится о «стратегической несогласованности» в национальной политике между инвестициями в оборону, глобальной и экономической стратегиями. В нем указывается на несоответствие между целью Великобритании играть «лидирующую роль в НАТО» и текущим состоянием «промышленной устойчивости и опыта».

Деньги имеют значение

В обоих документах подчеркивается важность инвестиций и необходимость того, чтобы оборонная промышленность имела более широкий доступ к частному капиталу. Правительство Великобритании по-прежнему «полностью привержено» своей цели - тратить на оборону 2,5 % ВВП, но при этом избегает устанавливать даже условные сроки достижения этой цели. Вместо этого оно утверждает, что необходимо срочно устранить многомиллиардные дефициты в текущем оборонном плане, доставшемся ему в наследство от предыдущего правительства.

Стратегия оборонной промышленности Германии указывает на то, что оборонная промышленность должна иметь более широкий доступ к кредитам и рынкам капитала, которые должны соответствовать социальным критериям и критериям корпоративного управления. В прошлом эти требования препятствовали доступу отрасли к инвестиционному финансированию. В докладе также говорится о Европейском оборонном фонде как о возможности, но при этом утверждается, что необходимо сделать его более доступным для МСП. Внутреннее финансирование Германии остается проблемой, поскольку ее специальный фонд обороны скоро будет исчерпан. Задача обеспечения адекватного долгосрочного финансирования для поддержки более сильной национальной оборонной промышленности будет возложена на следующее правительство Германии, равно как и решение о том, следует ли придерживаться стратегии безопасности и оборонной промышленности, принятой уходящей администрацией.

Какой ценой покупать местное?

Немецкая стратегия также определяет несколько ключевых областей национальных оборонных технологий, которые, вероятно, останутся открытыми только для немецких компаний. К ним относятся информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, военное кораблестроение, бронетехника, сенсорные технологии и радиоэлектронная борьба. Со своей стороны, Великобритания пересмотрит категории, использованные в ОПС 2021 года, которые на стратегическом уровне включали ядерные и подводные лодки, кибер- и криптографию, а на уровне «оперативной независимости» - передовое управляемое оружие, новые технологии вооружений и кораблестроение.

Риск развития отечественного или даже европейского потенциала заключается в том, что это может подорвать трансатлантическое оборонное сотрудничество и в ближайшей перспективе, по крайней мере, некоторые передовые технологии. Ключевое значение будет иметь нахождение баланса между поддержкой местной промышленности и сохранением доступа и сотрудничества с Соединенными Штатами, если это возможно.

Рассмотрение трансатлантического оборонного сотрудничества в контексте прихода второй администрации Трампа подразумевается в обоих документах. Комментируя немецкую стратегию, министр экономики Роберт Хабек подчеркнул необходимость «стратегической консолидации европейской индустрии безопасности и обороны». В то же время в британском документе в качестве первой из шести ключевых целей определено, «как наилучшим образом определить приоритеты и продвигать британские предприятия для инвестиций в оборонную промышленность». Если Белый дом Трампа воспримет такие шаги как ущемление интересов американской промышленности, отношения могут стать напряженными.

-3

Во время своего первого срока Дональд Трамп обрушил свой гнев на тех, кого он считал «халявщиками» в НАТО, - на страны, не достигшие целевого показателя расходов на оборону в размере 2% ВВП. Любой признак того, что Германия или Великобритания ущемляют - намеренно или ненамеренно - американскую оборонную промышленность при заключении контрактов, грозит ответными мерами. В случае с Великобританией большое значение будет иметь то, что правительство определяет как бизнес, расположенный в Великобритании.

Для Берлина, Лондона и Европы в целом проблема заключается в том, что США по-прежнему предоставляют крайне необходимые передовые технологии в таких областях, как боевые самолеты, противовоздушная и противоракетная оборона, и вносят большой вклад в НАТО. Попытки укрепить национальный оборонный потенциал, который в конечном итоге мог бы заменить хотя бы часть этих технологий, и при этом успокоить Белый дом Трампа, потребуют постоянного дипломатического мастерства в течение следующих четырех лет.

Таким образом, несмотря на амбициозные заявления, поставленные задачи остаются сложными и требуют значительных усилий для реализации. Проблемы, такие как дефицит финансирования, неэффективность инвестиций и сложность интеграции местных оборонных предприятий в международные оборонные схемы, оказывают серьезное влияние на способность этих стран обеспечить свои оборонные нужды в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, попытки сбалансировать интересы местной оборонной промышленности с необходимостью поддержания трансатлантического партнерства с США создают дополнительные вызовы. Силы, влияющие на развитие внутренней оборонной базы, могут ослабить сотрудничество с США, что, в свою очередь, ставит под угрозу доступ к ключевым технологиям, необходимым для поддержания военного потенциала. Это также поднимает вопрос о способности европейских стран преодолеть зависимость от США и создать стратегическую автономию в области обороны.

Автор: Владимир Зайцев