В древней Руси , существовали свои порядки , князь жил по определенным правилам , а люди жили по другим правилам. Верховная власть принадлежала одному человеку ― киевскому князю. Он собирал налоги (дань), вершил суд, издавал законы, руководил защитой страны от нападения врагов, организовывал строительство городов, заключал договоры с соседними государствами. На монетах содержалось имя князя. Благополучие и порядок в государстве зависели от личности правителя. Для сохранения своего положения князь должен был проявлять мудрость и отвагу: например, он лично вёл в бой дружину против неприятеля и рисковал погибнуть в сражении.
князь из Киева , управлял страной при помощи наместников ― чиновников, которые представляли его интересы в разных землях. Роль наместников выполняли родственники князя или наиболее верные дружинники. Подчинение той или иной земли князю выражалось в уплате населением налога-дани. Отказ от выплаты дани означал откол от государства, что приводило к карательному походу княжеской дружины.
Жители наиболее крупных городов Руси имели свою политическую организацию в виде народного собрания, именуемого вече. Вече существовало в Киеве, Новгороде, Пскове, Ростове и других городах. На собрании решали наиболее важные вопросы городского управления: сбор налогов, разбирательство крупных споров, организация обороны от врагов, а иногда ― признание власти того или иного князя. Участвовали в вечевом собрании, как правило, только свободные мужчины ― главы семей. Решения принимали путём открытого обсуждения и голосования. Поэтому важную роль в политической жизни городов играли наиболее состоятельные горожане ― купцы и бояре, которые могли продвигать выгодные для себя решения путём подкупа участников веча.
Вече ― народное собрание в городах средневековой Руси, на котором решали важные вопросы политической, экономической и культурной жизни. Многие историки считают вече признаком существования демократии на Руси.
Значение веча увеличивалось, когда ослабевала княжеская власть. Так, в 1068 г. киевляне собрались на вече, после чего изгнали князя Изяслава Ярославича и поставили вместо него во главе города Всеслава Брячиславича. В 1093 г. Владимир Мономах вместе с остальными князьями собрались заключить мир с половцами, но киевское вече настояло на продолжении войны.
Общество в древней Руси было похоже на то, что было в средневековой Европе. Люди по своему положению были не равны между собой. В древнерусском обществе можно выделить три основных сословия: светскую знать (те, кто воюет), духовенство (те, кто молится) и крестьянство (те, кто работает).
Неравенство в положении сословий усугублялось разным уровнем материального благосостояния, а также разными правами и обязанностями. Составляющее более 90% населения Руси крестьянство зависело от светских феодалов и духовенства. Крестьяне платили налоги и не чувствовали себя в безопасности без опеки князя и его дружинников.
Большинство сведений об общественном устройстве Древней Руси передаёт свод законов Русская Правда. В нём перечислены разные категории населения, а также указаны способы решения конфликтов в зависимости от сословной принадлежности человека. Например, компенсация за убийство княжеского дружинника составляла 80 гривен (гривна ― древнерусская денежная единица), а за убийство простого крестьянина-общинника ― 5 гривен, что наглядно показывает разницу в общественном положении людей.
В эпоху медиа ( средние века) основу благосостояния людей составляла земля и то, что на ней можно вырастить. Большинство войн происходило из-за территорий, поскольку владение угодьями, пригодными для ведения сельского хозяйства, и людьми, работающими на земле, делало человека богатым. Крупными землевладельцами и влиятельными людьми на Руси были князья и их дружинники.
Дружина князя делилась на старшую и младшую. Старшая дружина ― бояре: они занимали особенно почётное положение в обществе. Бояре командовали полками во время военных походов, князь давал им ответственные поручения и назначал на управленческие должности в государстве. Наградой для бояр за верную службу было право владеть земельными угодьями. Жившие на боярской земле крестьяне были зависимы от хозяина, они должны были работать на него и платить подати. Боярские владения ― вотчину ― передавали по наследству от отца к сыну. Крупные вотчины порой становились замкнутым, самодостаточным миром, где жили и работали тысячи крестьян, велось разнообразное хозяйство, а полновластным господином был боярин. Посягательство со стороны князя на вотчину боярина могло спровоцировать политическую смуту. Власть князя во многом зависела от верности его бояр.
Боярин ― представитель высшей знати в Древней Руси, владеющий земельными угодьями и служащий князю.
Основу княжеского войска составляли младшие дружинники, по-другому ― отроки, гриди и дети боярские. На службе киевского князя было более тысячи младших дружинников. Князь ходил с ними на войну против кочевников, защищал границы, обеспечивал порядок в своих землях. Младшие дружинники находились на службе постоянно. За службу они получали от князя землю, деньги и возможность делить военную добычу во время походов. В IX–XII вв. из-за частых войн княжеская дружина была открыта для пополнения из других слоёв населения общества, например иноземцев, горожан и крестьян, которые имели опыт в военном деле.
Бояре и младшие дружинники были не только у киевского князя, но и в меньшем количестве у его родственников Рюриковичей, местных (удельных) князей. При большой опасности со стороны внешнего врага киевскому князю следовало договариваться с местными правителями, чтобы идти на войну силами объединённых дружин. В противном случае войско киевского князя могло не справиться с неприятелем.
Духовенство ― служители церкви ― играло большую роль в общественной жизни. После принятия на Руси христианства в 988 г. основные нравственные постулаты стала определять церковь. В каждом конкретном случае именно представитель духовенства решал, насколько поступок человека соответствует нравственности.
Церковные обряды в Средние века сопровождали всю жизнь человека. Если кто-то не посещал церковь, его можно было заподозрить в неверии, что могло спровоцировать конфликт с властью. В церкви крестили детей, отпевали умерших, заключали браки (других учреждений для этого не было), фиксировали клятвенные обещания между людьми и даже хранили наиболее ценное имущество богатых людей. Представители высшего духовенства зачастую выступали посредниками в переговорах между князьями. Особенно важно это было во время междоусобиц: духовенство пыталось примирить воюющих правителей.
Глава Русской церкви митрополит Киевский представлял высшую церковную власть. Он назначал епископов и наделял их властью в отдельных землях. Митрополит также распоряжался доходами церкви, которые поступали в виде особого налога ― десятины. Эти деньги могли потратить на строительство храмов, содержание священнослужителей, благотворительность. Ве́дению митрополита и епископов подлежала частная жизнь простых людей. Высшее духовенство имело судебную власть в отношении семейных дел и вопросов чистоты веры.
Духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством называли служителей церкви, которые становились монахами. Для этого они приносили специальные клятвы жить в усердном служении Богу, полностью отказаться от мирской жизни ― семьи и собственности. Большинство монахов жили в особых поселениях ― монастырях, где люди совмещали физический труд и молитвы. Высшее духовенство (митрополит и епископы) назначали только из числа монахов. Белым духовенством считали всех священнослужителей, кроме монахов. Им разрешали вступать в брак и жить не в монастыре, а среди простых людей, владеть имуществом. Представителями белого духовенства, как правило, были священники, служившие в обычных городских и сельских церквях.
Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, который использует община монахов или монахинь.
одавляющее большинство населения Руси составляли крестьяне, работавшие на земле. Почти всё, что было у крестьян, они производили своими руками: еду, одежду, рабочий инструмент. Крестьянское сословие находилось в зависимости от представителей знати. Земледельцы должны были платить налоги князю, на земле которого они жили. Кроме того, в случае государственной необходимости, например во время войны, князь мог привлечь крестьян к различным работам и обложить дополнительным налогом. Зависимых только от князя крестьян называли смердами.
Зачастую смерды попадали в зависимость от крупных землевладельцев ― бояр. Крестьянское хозяйство могло прийти в упадок из-за неурожая, нашествия иноземцев или других обстоятельств. Крестьяне брали в долг у боярина купу ― часть урожая или деньги. Взамен они должны были работать на боярина и постепенно отдавать долг. Крестьянин-должник боярина назывался закупом. Бывало также, что крестьянин полностью разорялся и, не имея другого выхода, вынужден был идти наёмным работником в хозяйство боярина. Такого крестьянина называли рядовичем, поскольку его взаимоотношения с работодателем регулировались специальным договором ― рядом.
Смерд — основная категория сельского населения Древней Руси, как правило зависимая от князя и выплачивающая ему повинности.
Закуп — в Древней Руси лицо, попавшее в долговую кабалу и обязанное своей работой, в том числе на господской пашне, вернуть долг заимодавцу.
Рядович — в Древней Руси лицо, попавшее в зависимость от землевладельца (князя или боярина) на основании заключённого с ним договора — ряда.
Провинившиеся или не сумевшие отдать долги закупы и рядовичи становились холопами, или челядью, что фактически означало рабство. Холопами также становились иноплеменники, взятые в плен на войне. Рабский статус холопов передавался по наследству. Человек, вступивший в брак с холопом, сам становился холопом. Хозяин мог заставить крестьянина выполнять самую грязную работу или наказать. За убийство холопа хозяином Русская Правда не предусматривала суда.
Холоп — в Древней Руси категория зависимого населения, которая по своему социальному статусу была близка к рабам.
Общественное устройство Древней Руси в X‒XII вв. отличалось иерархичностью, неравенством. Сословия и политический строй государства (монархия) в общих чертах были схожи с общественным и государственным устройством соседних стран.