Найти в Дзене

Неси ответственность сам! Психолог рассказал, как семья формирует самостоятельного ребенка

Каждый родитель предполагает, что ребенок, став взрослым, будет самостоятельным и независимым, будет нести ответственность за себя, свою жизнь, свои дела. Но ответственность и самостоятельность не появляются из ниоткуда – этому необходимо учиться. Какую роль семья играет в формировании чувства ответственности у ребенка, рассказала Анна Смирнова, преподаватель кафедры психологии образования и развития НВГУ.

Ответственность состоит из нескольких компонентов. Рассмотрим каждый компонент на примере ситуаций, происходящих в семьях.

Динамический компонент раскрывается в многократном самостоятельном выполнении какого-либо действия.

Есть ли у вашего ребенка домашние поручения и обязанности, которые необходимо выполнять ежедневно без вашей помощи?

Например, сложить свою одежду после прихода с образовательной организации, расставить свои вещи на отведенные им места, сервировать стол к семейному ужину?

Эмоциональный компонент раскрывается в переживании стенических или астенических эмоций при выполнении ответственных дел. Вспомните, с какими эмоциями и сопровождающими фразами вы реализуете свою социальную ответственность.

Например, посещаете родительские собрания, проверяете задание, ходите на работу или собираете материал, подходящий для вторичной переработки.

Согласитесь, если ваш ребенок видит ваше нежелание реализовать социальную ответственность, то данное поведение и отношение он спроецирует на себя. В тоже время, если вы будете ходить, например, на субботники, комментируя ребёнку, о важности чистоты улиц нашего города, о проявлении уважения к людям, то и ваш ребенок будет переживать положительные эмоции при осуществлении ответственного дела и будет с радостью ходить в школу и нести социальную ответственность, как его родители.

-2

Регуляторный компонент характеризуется приписыванием результатов деятельности внутренним или внешним факторам.

В ситуации, когда ваш ребенок не выполнил домашнее задание или опоздал на автобус, кто будет нести ответственность? Учитель, который взял тетрадь на проверку и поставил отметку или водитель автобуса, ехавший медленно? В таком случае речь идет об экстернальности регулятивного компонента.

Если ребёнок понимает, что отметка была получена не из-за способности учителя вызывать не подготовленных, а из-за не выполненного домашнего задания, и что перед сборами в школу не надо отвлекаться на телефон, то это действия человека с преобладанием интернальности.

Поэтому необходимо объяснять ребёнку, что за успехи и не успехи в каком-либо деле несет ответственность сам ребенок, а не другой. Школьник не успевает выполнить домашнее задание не потому, что его дали в большом объеме, а потому что он не научился распределять свое время.

Мотивационный компонент предполагает наличие побуждения к действию.

Каким образом вы мотивируете ребенка на выполнение поручения? Как вы его награждаете?

Например, что вы говорили ребенку в начале сентября, мотивируя его на хорошие отметки в школе?

Материальный подарок или похвала в перспективе являются эгоцентрическим компонентом ответственности, а беседа с ребёнком о пользе, которую он принесет семье или обществу, овладев учебными компетенциями, раскрывают социоцентрическую характеристику.

Когнитивный компонент ответственности предполагает понимание субъектом значимости и сущности выполнения ответственного задания. Например, понимает ли ребёнок, почему необходимо прибирать квартиру, ходить в школу, выполнять домашнее задание?

-3

Прогностический компонент ответственности подразумевает анализ возможных вариантов и последствий выполнения или не выполнения действия.

Например, ребёнок списывает готовое домашнее задание, решенное не им, спросите у него какие последствия могут быть в перспективе, как не знание материала может отразиться на его жизнь через 10 лет. Чего может добиться человек, не выполняющий домашнее задание? Видит ли он себя в роли данного человека? Что необходимо сделать, чтобы через 10 лет быть тем, кем хочет быть ребёнок.

Мотивационно-стилевой компонент ответственности предполагает стремление быть ответственным, чтобы не подвести других, например, одним из показателей профессиональной деятельности для родителей является создание условий для своей семьи, чтобы она не нуждалась в чем-либо.

Противоположное данному поведению это не желание взять на себя ответственность несмотря на то, что благополучие окружающих может быть нарушено.

Результативный компонент характеризуется качественным выполнением дела. Важно, чтобы подросток не просто провёл тряпкой по полу, а вымыл его качественно. Обратите внимание, что в данном примере речь идет не о малышах, овладевающих предметно-манипулятивной деятельностью через подражание родителю, а о подростках.

Итак, ответственность это сложное качество личности, которое развивается постепенно, начиная с принятия самостоятельных решений в раннем детстве при выборе игрушки до принятий решений по жизненно важным вопросам: где работать? где жить? С кем создавать семью? Как воспитывать детей?

-4

Развитие ответственности это длительный процесс, на который необходимо обратить внимание, чтобы ваш ребенок, будучи уже взрослым, был гармонично развитой и социально ответственной личностью.

Для развития ответственности необходимо создать условия, где ребёнок будет наделен определёнными полномочиями, в соответствии с возрастными особенностями. Предоставляйте вашему ребенку ситуацию выбора с последующим принятием ответственности. Проговорите с ребёнком о последствиях, которые могут возникнуть при безответственном отношении, какие эмоции будет переживать ребенок, когда невыполнение поручения будет негативно влиять на других, например, на его семью.

Старайтесь, чтобы ребенок осознавал меру ответственности, которую он на себя берет, как её выполнение отразится не только «здесь и сейчас», а через некоторый промежуток времени.

И одна из самых главных, но элементарных рекомендаций, начните с себя, ведь родители имеют свою ценность для своих детей и, проявляя ответственное отношение, наши дети будут брать пример с нас!