Найти в Дзене
Моллаев Д.А

Рукопашные боевые искусства Древней Руси

1. Понятие боевого искусства Боевые искусства – это различные системы единоборств и самозащиты различного, чаще восточноазиатского происхождения, которые развивались, главным образом, как средство ведения рукопашного поединка. В настоящее время боевые искусства практикуются во многих странах мира в виде спортивных упражнений, цель которых – физическое и психофизическое совершенствование. Боевые искусства имеют свои направления, виды, стили и школы. Различные системы боевых искусств, дошедшие из многовековой давности, являются уникальными, поскольку несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений. Исторически сложившиеся различные школы и стили боевых искусств сочетаются с новыми современными направлениями. Боевые искусства осваиваются и применяются в современных армиях, в органах защиты правопорядка. В своей книге «Славянское царство. Происхождение Славян и распространение их господства» изданной в 1601 году в Италии, католический священник, он же учёный-

1. Понятие боевого искусства

Боевые искусства – это различные системы единоборств и самозащиты различного, чаще восточноазиатского происхождения, которые развивались, главным образом, как средство ведения рукопашного поединка. В настоящее время боевые искусства практикуются во многих странах мира в виде спортивных упражнений, цель которых – физическое и психофизическое совершенствование. Боевые искусства имеют свои направления, виды, стили и школы. Различные системы боевых искусств, дошедшие из многовековой давности, являются уникальными, поскольку несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений. Исторически сложившиеся различные школы и стили боевых искусств сочетаются с новыми современными направлениями. Боевые искусства осваиваются и применяются в современных армиях, в органах защиты правопорядка.

В своей книге «Славянское царство. Происхождение Славян и распространение их господства» изданной в 1601 году в Италии, католический священник, он же учёный-историк Мавро Орбини пишет: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности.

Самый древний вид борьбы на Руси – медвежья борьба – уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест.

Историки считают, что единоборства на Руси появились не раньше VI - VII в.в. н.э. и приняли эти знания славяне от европейцев. Все славянские единоборства, в основном, основаны на принципах русского народного танца. Танец был неотъемлемой частью подготовки воинов, особенно ополчения. Так называемые, восточные боевые искусства (карате, айкидо, ушу - саньда), так же строятся на принципах народного танца. Наряду с борьбой, на Руси развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой.

2.1 Скобарь

-2

И поныне можно разглядеть в приёмах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине её называют скобарь или ломание - ломать весёлого. А вообще, подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племён.

Скобарь – это стиль, пришедший из стародавних времён и лишь адаптированный к современной реальности, создавался, как технология ведения боя как в строю, так и в окружении, для ведения военных действий в фазе рукопашной схватки. Поэтому, в первую очередь, это воинское дело. В данной системе применяется метод организации вокруг себя «кокона» движений, не позволяющего безнаказанно приблизиться к бойцу.

Мягкость, «расслабленность» бьющих конечностей добавляет мало предсказуемость ударам, а сам момент удара, как правило, приходится на траекторию возврата движения, поэтому поймать или захватить бьющую конечность очень сложно. И ещё один из плюсов этой системы – маятниковое перемещение, позволяющее связывать последующее движение с предыдущим с использованием части накопленной кинематики.

Поэтому внешне нескладный, вроде бы, танец служил, на самом деле, весьма ухищрённой и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка.

Ломание переходило постепенно в обрядовый бой. Подобная схватка — реликтовое наследие тех времён, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий — яр. С другой стороны, слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и её проявление. Считая себя потомками Даждьбога — Светоносного бога, или ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая управляется солнечным сплетением.

2.2 Буза

-3

Буза – это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Григорий Николаевич Базлов в 90-х годах ХХ века. Это единоборство состоит из боевого пляса, рукопашного боя и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии – на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза – это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвёртая, шараевка, под драку и т.д. Буза» – это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

Некоторые публицисты обвиняют занимающихся русской борьбой в фальсификации, обосновывая это тем, что не существует сохранившихся по сей день письменных или печатных свидетельств. Они приводят в пример такие страны как Китай, Япония и отдельные страны Европы, у которых существуют древние письменные свидетельства о народном боевом искусстве. На это можно ответить только тем, что не сложилась в русской культуре передача такого специфического опыта через бумагу. Обычай требует: «из рук в руки, от сердца к сердцу». Русское боевое искусство — традиция не письменная и дописьменная, также, как песня, пляс, деревянное зодчество. Среда, сохранившая Бузу — это артель кулачных бойцов, называемая иногда «партия», «ватага». Это боевое объединение мужчин было призвано поддерживать порядок в деревне, защищать жителей, улаживать конфликты с соседями, проводить боевые состязания с соседними артелями бойцов. Бойцовская артель — прямая наследница опыта дружин повольников северного казачества, которые своими отважными пешими походами сохраняли мир и порядок во всей северо-западной Руси.

К традиционной одежде, надеваемой на праздники и иногда на тренировки, относится рубашка-косоворотка (на Северо-Западе — голошейка), портки, тканый пояс. В качестве обуви используются «щучки» — короткие сапоги из мягкой кожи. Рубашка носится навыпуск, подол должен закрывать разрез на портах. Рубаха подвязывается поясом, узлы опоясок традиционно регламентируются соответственно ситуации: праздник, на драку, в гости, в церковь, в лес и другие. Она шьётся из прочной ткани (цвет не имеет значения), для праздников желательно иметь специальную нарядную косоворотку, лучше с вышивкой. Тренировка может проходить под народную музыку, дядька (руководитель) решает под какую. Бои проводятся под специальную музыку (любые наигрыши «под драку»), если нет инструментов, то можно состязаться под хлопки ладоней, под бубен, под удары палка о палку, нож — об нож. Традиция бузы охватывала часть быта простонародья, проявлялась в танцах, песнях, игрищах. Пение, напитывало людей духовной и, как следствие, телесной силой. Потому неспроста и не для смеха, тверичи припевали, пританцовывали и пускались вприсядку.

Участвуя в бузе, человек, как и при ломании, внешне напоминает пьяного. Стандартных приёмов как таковых практически нет, все определяет ситуация. Кстати, это одна из самых типичных особенностей, объединяющая славянские стили, отсутствие чётко очерченных приёмов. Во главу угла ставятся общие принципы (и психические, и физические), наработка же дискретных действий, приёмов, связок вторична, а то и вовсе необязательна. Буза предусматривает ведение поединка на всех уровнях. Поединщики в бузе одинаково универсально противостоят и кулачным ударам, и борцовским (захватывающим, заламывающим, удушающим) приёмам.

2.3 Казачий спас

Казачий спас – это уникальное внутреннее состояние человека, боевое искусство, овладеть которым способны только люди, обладающие определёнными духовными и нравственными качествами. Воинская практика Казачьего спаса – это искусство, способное открыть в человеке не только невероятную физическую силу, но прежде всего – силу духа.

Как утверждают современные исследователи – ключевыми элементами Казачьего спаса являются так называемые обострённое чувство справедливости и праведный гнев. Такой внутренний стержень представляет собой своего рода сверхоружие, которое, может быть чрезвычайно опасным в наше время как для окружающих, так и для самого себя. Однако, посвящённые уверены, что основы Казачьего спаса контролируются высшими силами и любое использование практик во зло – влечёт практически мгновенное наказание для того, кто посмел злоупотребить навыками воина.

Фундамент базируется на плясовых элементах владения телом в сочетании с эмоциональной пропиткой этих движений уникальным темпераментом. Сутью Казачьего спаса является именно внутреннее состояние, достижение и поддержание которого возможно только при духовной чистоте и чистоте помыслов. Обучение Спасом имеет целью адресное саморазвитие физической и духовной сущности практикующего:

- Физическая – это техника и тактика ведения боя, особое общефизическое усовершенствование, основанное на знание анатомии и психики человека.

- Духовная – умение переносить фокус своего сознания на более тонкие уровни (планы), формирование у себя сверх способностей, недоступных окружающим.

Казачьему спасу начинали учить с малого возраста, сначала в игровом варианте, затем с годами тренировки становились более тяжёлыми. На первом этапе тренировки надо увернуться от мяча, при этом смотрели не на мяч, а в глаза бросающего, чтобы предугадать куда полетит мяч. Могли даже стоять на месте, уклоняясь только корпусом, потом учились ловить мяч. Таким навыком формируется уход с линии атаки. Затем бросали лёгкое, тупое копьё. Также, сначала уворачивались, а затем пытались ловить копьё. Потом ловили стрелу, её сначала делали из пучка трав, чтобы не вызывать страх за свою жизнь.

2.4 Славяно – Горецкая борьба

-5

Славяно-горицкая борьба как таковая – авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).

Славяно-горицкая борьба – авторская система, разработанная А.К.Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян. Основная задача системы – подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников. Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.

Славяно-горицкая борьба – вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырех видов и двенадцати базовых стилей, объединенных общим названием. Соревнования по славяно-горицкой борьбе проводятся среди мужчин и среди женщин. Поединки ведутся в полный контакт с применением защитных средств.