Найти в Дзене
Auto People

Надежность автомобилей в Китае снижается: расплата за технологический прогресс?

Оглавление

Исследование JD Power бьет тревогу: китайские автовладельцы все чаще сталкиваются с проблемами, связанными с конструкцией их транспортных средств. Согласно последним данным China Vehicle Dependability Study (VDS) за 2024 год, количество жалоб выросло до 190 на 100 автомобилей (PP100). Это на 9,3 PP100 больше, чем в прошлом году, причем львиная доля прироста приходится именно на дефекты проектирования – их количество увеличилось на 9,1 PP100, достигнув отметки в 84 PP100. Получается, что стремительный технологический прогресс и гонка за новыми функциями могут иметь обратную сторону медали – снижение надежности.

Самый надежный автомобиль в категории компактных дешевых кроссоверов – GAC Trumpchi GS3
Самый надежный автомобиль в категории компактных дешевых кроссоверов – GAC Trumpchi GS3

Тревожный звонок для автопроизводителей

Элвис Янг, генеральный менеджер JD Power China по автомобильной продукции, не скрывает своей обеспокоенности. Он прямо заявляет, что снижение показателей надежности должно стать «тревожным звонком» для производителей. В условиях стремительного запуска новых моделей и сокращения циклов разработки, автоконцернам необходимо найти баланс между скоростью вывода новинок на рынок и обеспечением их надежности и долговечности. Этот аспект становится особенно важным по мере того, как китайские бренды выходят на международную арену, где репутация надежности напрямую влияет на стоимость перепродажи и продажи новых автомобилей.

Honda Vezel – победитель в своей категории
Honda Vezel – победитель в своей категории

Более того, быстрая эволюция технологий в информационно-развлекательных системах и системах помощи водителю требует от производителей «вневременного дизайна». Если пользовательский опыт не может быть постоянно оптимизирован с помощью обновлений «по воздуху» (OTA), владельцы неизбежно столкнутся с разочарованием, сравнивая свои автомобили с более современными моделями.

Информационно-развлекательная система – главный источник проблем

Любопытно, что именно информационно-развлекательные системы вышли на первое место по количеству нареканий, обогнав традиционные проблемы с экстерьером. Пятерка лидеров «антирейтинга» выглядит следующим образом:

  • Неотзывчивый сенсорный экран: Этот недостаток демонстрирует самый большой рост с 2023 года (+1,3 PP100).
  • Сложность сопряжения/подключения Bluetooth.
  • Некорректное распознавание голосовых команд.
  • Проблемы сопряжения/подключения Wi-Fi.
  • Неточная навигация.
BMW X1 – лучший компактный кроссовер в премиум категории
BMW X1 – лучший компактный кроссовер в премиум категории

Примечательно, что владельцы в крупных городах первого уровня сталкиваются с проблемами информационно-развлекательных систем значительно чаще, чем в городах меньшего размера – 31 PP100 против меньших показателей в других регионах. Это может быть связано с более интенсивным использованием этих функций в условиях мегаполисов.

Гендерный аспект надежности

Исследование также выявило интересную тенденцию: женщины-автовладельцы сталкиваются с большим количеством проблем, чем мужчины. В 2024 году этот показатель достиг 196 PP100 против 188 PP100 в 2023 году. И вновь, наиболее частой проблемой для женщин является информационно-развлекательная система. Возможно, это связано с разными приоритетами при использовании автомобиля или с более высокой чувствительностью к определенным техническим нюансам.

Toyota RAV 4 – ожидаемое первое место в рейтинге надежности
Toyota RAV 4 – ожидаемое первое место в рейтинге надежности

Китайские бренды: есть куда расти

Разрыв в надежности между китайскими отечественными брендами (207 PP100) и брендами массового рынка (193 PP100) сократился всего на 1 PP100 по сравнению с 2023 годом. Это говорит о том, что китайские производители постепенно подтягиваются к общему уровню, но определенные области все еще требуют пристального внимания.

Китайским брендам есть над чем поработать

Наибольший разрыв между китайскими брендами и массовым сегментом наблюдается в следующих ключевых областях:

  • Внешний вид. Здесь китайские производители отстают на 3,5 PP100. Возможно, это связано с восприятием дизайна, качеством материалов отделки или сборки кузова.
  • Функции/элементы управления/дисплеи (FCD). В этой категории разрыв также значителен. Это может указывать на сложности с эргономикой, интуитивностью управления или качеством самих дисплеев.
  • Информационно-развлекательная система. Как уже отмечалось, эта область является проблемной для всех, но китайские бренды показывают здесь отставание.
Haval Big Dog – занял высокое третье место в категории среднеразмерных SUV
Haval Big Dog – занял высокое третье место в категории среднеразмерных SUV

Интересно, что наименьший разрыв наблюдается в проблемах, связанных с системами помощи водителю – всего 0,8 PP100. Это может свидетельствовать об успехах китайских производителей в разработке и интеграции современных ассистентов вождения.

Время владения имеет значение

Исследование также показывает, что тип проблем меняется в зависимости от срока владения автомобилем. Среди владельцев, использующих свои машины 2-3 года, количество проблем значительно возрастает (+30,2 PP100) по сравнению с теми, кто владеет автомобилем 1-2 года. При этом наибольший рост приходится на проблемы с трансмиссией.

У владельцев с опытом 3-4 лет владения, на первое место по росту проблем выходит информационно-развлекательная система (+4 PP100 по сравнению с 2-3 годами владения). Это подчеркивает важность долгосрочной надежности и актуальности программного обеспечения мультимедийных систем.

Лидеры надежности: кто на вершине?

Несмотря на общую тенденцию к снижению надежности, в исследовании есть и положительные моменты. Определены бренды, демонстрирующие высокие показатели качества.

Премиум-категория. Место лидера занимает Porsche (147 PP100), за ним следуют Land Rover (155 PP100) и BMW (171 PP100).

Premium Brands
Premium Brands

Массовый сегмент. Лидером стал FAW Toyota (154 PP100). Второе и третье места занимают GAC Honda (172 PP100) и Changan Ford (174 PP100) соответственно.

Лучшие производители популярных автомобилей в средней ценовой категории
Лучшие производители популярных автомобилей в средней ценовой категории
Аутсайдеры рейтинга надежности
Аутсайдеры рейтинга надежности

Китайские отечественные бренды. Лучший результат показал FAW Hongqi (185 PP100). Далее следуют Chery (187 PP100) и Geely (189 PP100).

Лучшие и худшие китайские бренды
Лучшие и худшие китайские бренды

Модели-отличники

В 2024 году 20 моделей от 11 брендов получили награды в 19 сегментах. Среди них стоит отметить:

  • BMW – 7 серии и X1;
  • Beijing Hyundai – Celesta и ix35;
  • Changan Ford – Focus, Mondeo и Edge/Edge L;
  • FAW Toyota – Vios/Vios FS, Corolla, IZOA и RAV4;
  • GAC Honda – Vezel и Odyssey;
  • Porsche – Macan и Cayenne.
Победители в отдельных категориях
Победители в отдельных категориях

Также высокие позиции заняли:

  • Audi A4L,
  • GAC Trumpchi GS3,
  • Kia Sportage R,
  • Mercedes-Benz E-Class,
  • Wuling Hongguang S3.
Самые надежные кроссоверы и внедорожники
Самые надежные кроссоверы и внедорожники

Выводы: технологический прогресс не должен идти в ущерб надежности

Профессиональная проверка JD Power 2024 года четко сигнализирует о проблемах с надежностью автомобилей на китайском рынке, определенных главным образом конструктивными недоработками. Стремление к инновациям и ускоренному внедрению новейших технологических решений не должно приводить к снижению качества и увеличению количества проблем для автовладельцев.

Особенно остро стоит вопрос с информационно-развлекательными системами, которые стали настоящим «камнем преткновения» для многих. Производителям необходимо уделить больше внимания тестированию и доработке программного обеспечения, а также обеспечить возможность своевременных обновлений для поддержания актуальности и функциональности этих систем.

Porsche Cayenne – первое место в категории больших премиальных SUV
Porsche Cayenne – первое место в категории больших премиальных SUV

Китайским отечественным брендам, стремящимся занять лидирующие позиции на мировом рынке, необходимо сфокусироваться на повышении качества сборки и материалов, особенно в части экстерьера и элементов управления. Успехи в области систем помощи водителю вселяют оптимизм, но общая надежность остается ключевым фактором для завоевания доверия потребителей.

В конечном итоге, баланс между технологическим прогрессом и надежностью станет определяющим фактором успеха для автопроизводителей на конкурентном китайском рынке и за его пределами. Потребители все чаще ожидают от своих автомобилей не только передовых функций, но и безупречной работы на протяжении всего срока владения.

А что вы думаете о надежности современных автомобилей? Сообщите свое мнение в комментариях.