Найти в Дзене
dinVolt

Джафар из "Аладдина": как дизайнер спас персонажа

Я не знаю, как у вас, но у меня Джафар из «Аладдина» всегда был одним из самых любимых диснеевских злодеев. И, судя по разным топам и опросам - не только у меня. Но… почему? Ну, то есть, это не какой-то психологически глубокий персонаж типа Фролло из «Горбуна из Нотр-Дама», не убивший собственного брата Шрам из «Короля-льва», не какой-нибудь Чернабог из «Фантазии», который вообще дьявол. На их фоне Джафар - это просто вот самый-самый стандартный среднестатистический мультяшный злодей. Но почему он тогда так запоминается? И знаете, мне кажется, что далеко не последнюю роль тут сыграл дизайн персонажа. Итак, команда аниматоров, которые вернули студию Диснея на арену, выпустив "Русалочку" и "Красавицу и чудовище", берутся работать над "Аладдином". И первым персонажем становится Джин - остальные персонажи ещё даже не появились на свет, кроме как на страницах сценария, а Робин Уильямс уже начинает работать над ролью. Ведущим аниматором персонажа назначается Эрик Голдберг, художник только-то

Я не знаю, как у вас, но у меня Джафар из «Аладдина» всегда был одним из самых любимых диснеевских злодеев. И, судя по разным топам и опросам - не только у меня.

Но… почему? Ну, то есть, это не какой-то психологически глубокий персонаж типа Фролло из «Горбуна из Нотр-Дама», не убивший собственного брата Шрам из «Короля-льва», не какой-нибудь Чернабог из «Фантазии», который вообще дьявол. На их фоне Джафар - это просто вот самый-самый стандартный среднестатистический мультяшный злодей. Но почему он тогда так запоминается? И знаете, мне кажется, что далеко не последнюю роль тут сыграл дизайн персонажа.

Итак, команда аниматоров, которые вернули студию Диснея на арену, выпустив "Русалочку" и "Красавицу и чудовище", берутся работать над "Аладдином". И первым персонажем становится Джин - остальные персонажи ещё даже не появились на свет, кроме как на страницах сценария, а Робин Уильямс уже начинает работать над ролью. Ведущим аниматором персонажа назначается Эрик Голдберг, художник только-только присоединившийся к студии. Голдберг - фанат рисования как процесса, и он хочет не просто показать себя, но и нести рисование в мир, поэтому он выбирает для Джина самый простой дизайн, чтобы его смог нарисовать даже ребёнок, отказываясь от украшений, жилеток и всего остального, оставив ему только пояс и штаны. В качестве источника вдохновения принимаются работы Эла Гиршфельда, американского карикатуриста.

Карикатуры Гиршфельда обладают весьма типичным стилем, со множеством плавным линий, неохотным использованием резких углов, и вслед за Джином все остальные аниматоры тоже приходят к единому стилю, а персонажи приобретают мягкие и округлые черты. Ну а Джин становится главной звездой мультфильма, затмевая собой даже главных героев.

-2

Возможно, это коснулось бы и главного антагониста - был бы он обычным плохим парнем, который бы ничем особо не запомнился на фоне блистающего Джина. Но тут в дело вступает Андреас Дежа - ведущий аниматор Джафара. В отличие от Эрика Голдберга, Дежа был давним работником студии, он был главным анимтором царя Тритона в "Русалочке" и Гастона в "Красавице и чудовище". И, как говорил сам Дежа, ему хотелось чего-то нового. Гастон получился замечательным персонажем, но мультфильм требовал его правдоподобности, соответствия обычным окружающим персонажам-людям из этого мультфильма. И со своим новым подопечным Дежа решил пойти в другую крайность - сделать его максимально неправдоподобным, максимально мультяшным и выбивающимся из окружения.

И в этом мире пухляшей с плавной анимацией, короткими круглыми пальцами, сплошными белоснежными зубами и упрощённым дизайном появляется Джафар - высоченный, угловатый, с нарочито мультяшной анимацией, которую ожидаешь встретить, скорее, в каком-нибудь "Рике и Морти", чем в "Аладдине".

-3

В качестве референса была использована Малефисента из "Спящей красавицы" пятидесятых годов, и если об этом знать, то сходство становится максимально заметно - длинный плащ, крючковатые пальцы, надменность и саркастичность, и даже такие вещи как посох в руке и птица на плече.

Сам Дежа нарисовал на эту тему небольшую открытку, на которой Джафар признаётся Малефисенте: "Ты моя душа и моё вдохновение". Эта открытка была им подарена на восьмидесятилетие Марку Дэвису, аниматору Малефисенты в том самом мультфильме.

-4

Благодаря решению Андреаса Дежи, Джафар смог получить невероятно большой эмоциональный диапазон, а ещё его можно было с самого начала показывать ну прямо максимальным плохишом, что сделало его наблюдение за ним на экране невероятно развлекательным, и ввело его пантеон одних из самых харизматичных персонажей на экране за всю историю кинематографа (а это, с учётом невероятного перформанса Робина Уильямса в этом же мультфильме - уже само по себе достижение).

При этом да, Джафар редко попадает на вершины списков самых любимых кинозлодеев, но он всегда в таких списках присутствует, и, как мне кажется, в современных мультфильмах порой не хватает именно таких персонажей - простых и однозначных, но при этом невероятно развлекательных и харизматичных. Пожалуй, в современной мультипликации среди таких вот мультяшных и через край злодейских злодеев с Джафаром могут сравниться только Шрам из "Короля льва" (над которым поставили работать того же самого Андреаса Дежу) да Круэлла де Виль из "101 далматница" (а над ней работал тот самый Марк Дэвис). И лично у меня тоже, несмотря на то, что вершину списка любимых "плохишей" с отрывом занимал и занимает Клод Фролло, а за ним идёт всякая попса вроде Джокера и Дарта Вейдера, но где-то довольно близко к этой вершине точно найдётся особенное место и для Джафара.