Старинных фото казаков великое множество. Но фото казачек, которым на самом деле казаки были обязаны своим фотогеничным видом, красивыми усищами, статной осанкой, вообще всем, что так эффектно выглядит на фото, не так много. В основном, казачки встречаются на семейных фото, стоя где-то сбоку или позади мужчин, являясь далеко не главными героями фото-постановки.
Между тем, как верно выражение, что за каждым великим человеком стоит великая женщина, так и за каждым казаком стояла казачка. На них держалось все - хозяйство, семья, община, род. Да что там род - обычная гребля на лодке. Вот грубый пример.
Поскольку казаки постоянно пропадали в походах, то без них все хозяйственные заботы ложились на плечи их верных спутниц. Огороды, скот, работа в поле и во дворе, поддержание в порядке куреня, плюс свои, сугубо женские занятия – все это в период отсутствия мужей (да и присутствия тоже) становилось прямыми обязанностями казачек.
Есть уникальная коллекция фотографий из жизни казаков, которая пришла к нам аж из 1870-х годов. В чем ее уникальность? Во-первых, бытовых фото казаков, где военные люди предстают в заботах повседневной сельской жизни, практически не встречается даже на изобильных просторах интернета . Во-вторых, это одна из редких коллекций фотографий тех лет, где большое внимание уделяется женщинам. Речь о собрании снимков русского фотографа Ивана Васильевича Болдырева. В 1875 году этот фотограф-самоучка прибыл в станицу Цымлянскую, что на Дону, и запечатлел образы казачьей жизни в своей, теперь уже легендарной фотолетописи. И раз уж темой сессии стали быт и культура казаков, то основное место в ней заняли главные вдохновительницы мужчин - женщины. Об удивительной коллекции Болдырева мы уже писали вот здесь. А первые фото этого поста – тоже оттуда.
Понять истинный дух женщины-казачки, оценить ее привлекательность через фотографии Болдырева не так просто. Тем более, когда вокруг - неприглядный, пахнущий сеном и навозом дух, не столь привычный для нашего забывчивого времени. Но зато здесь есть те самые простота и естество, которые люди больше всего ищут и ценят в общении. Согласитесь: когда смотришь на многие современные женские портреты, которые до этого приправила фантазия фотографа или подмарафетило приложение для создания аватарок, то понимаешь, что загадка женщины – не ее внутренняя вселенная, а загадка – что на фотографии? что тут накладное, а что выросло само? и чего ожидать, если бы пришлось вдруг познакомиться?
Здесь же смотришь и сразу все понятно. Открытые эмоции, улыбки, строгость, усталость, доброта, боль, жизненная сила. И… загадка.
Жизнь казаков однозначно наложила отпечаток на женщин-казачек и воспитала, если можно так выразиться, совершенно новый тип женщины.
Во-первых, мы уже сказали, - женщины оставались большую часть времени одни. Поэтому им приходилось взваливать на себя ответственность, не характерную для женщин по природе, и делать чисто мужские дела, а, следовательно, менять характер. Казачья жена могла и с конем управляться, и из ружья стрелять, и проворачивать товарно-денежные операции, и защищать дом во время отсутствия мужа.
Во-вторых, у женщин в казачьем обществе была большая свобода. Это отличало их, например, от женщин Центральной России, которые не предпринимали никаких действий без ведома мужа. У каждой казачки в зависимости от возраста были свои права, ущемление их порицалось на Войсковом Круге, где от их имени выступали отцы, мужья или братья. Казачку против воли не могли принудить вступить в брак, это был один из очевидных показателей либеральности взглядов казачества насчет женщин. Опять же, многие вещи в поведении казачки шли вразрез с поведением русской крестьянки. Например, даже замужние донские красавицы без стеснения могли разговаривать, танцевать, кокетничать с любым казаком, и при этом они обладали искусством не переходить шаткую границу дозволенного.
Ну и в-третьих, в женщине-казачке было намешано столько крови, сколько не было ни в одной другой представительнице прекрасного пола. Казаки, воевавшие в разных землях, часто в качестве трофеев привозили с собой жен, которые разбавляли своей экзотической кровью геном казаков. Так на Дону появлялись бесчисленные пленницы – турчанки, черкешенки, татарки и т.д. Все они принимали веру и культуру своих мужей и становились надежными хранительницами устоев жизни вольного казачьего Дона.
У автора есть любимая фотография, связанная с историей его малой родины. На ней - женская половина безвестного семейства, которая зашла с детьми в салон, чтобы сделать "кабинет-портрет". По сути это фото - ода красоте донской казачки. Естественное лицо женщины в платке, в котором мало поддельного, спокойные глаза, шарм, природная искра, - сегодня, чтобы поймать такую фактуру, надо сделать миллион фотографий, а потом выбрать одну, чтобы это стало большой победой фотографа. Но здесь - жизнь без подготовки. Таинственное время без фотошопа .
...Жил в нашем Каменском районе казак Владимир Игнатьевич Дерябкин, казак не по занятиям, а по призванию и рождению. В СССР он прославился, как один из самобытных артистов цирка. И еще тем, что был первым, кто придумал театр медвежьих миниатюр. Жил и работал мастер в Питере. А когда собрался на покой и переехал на родину, в хутор Хоботок, что на Донце, то там решил построить "самый казачий курень". По задумке, на четырех стенах куреня должны были быть изображены главные ценности казака.
-И какие же главные казачьи ценности? - спрашивали у него, когда стены куреня еще не были расписаны.
Первой Дерябкин называл казачку. Затем- Бога, Отечество, коня.
Курень стоит уже. Дерябкин ушел в 2021 году. Казачки на Дону есть пока. А мы давайте полистаем старые фото и может быть, в одном из этих взглядов мы узнаем ту, кто сегодня гораздо ближе, чем станица Цымлянская, 150 лет назад? На этом пока все. До новых публикаций. Подписывайтесь на наш канал. Впереди еще много интересного.