Найти в Дзене
ИСКУССТВО МАНТИКИ🪬

Книга книг - Библия

"В начале сотворил Бог небо и землю,

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;

И Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет.

И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один".

"Бог - един, не зависимо от религии и направления.

(Быт. 1:1 - 5)

"Библия" (в переводе с греческого это слово означает "книги,свитки") - это собрание книг, которые, согласно иудейской и христианской религиям (религия-это система верований, культурных практик и моральных установок, которая связывает людей с высшим духовным или сверхъестественным миром),

считаются сводом основных законов веры и морали, священным писанием Божественного происхождения, законом для каждого верующего человека.

Именно во множественном числе это слово было заимствовано христианами и проникло в латинский язык, а позже - и в другие языки.

Название "Библия" в самих священных текстах не встречается. Впервые оно было приложено к собранию священных книг в IV в. Иоаном Златоустом и Епифанием Кипрским. С XIII в. в христианской традиции окончательно оформилось понимание этого собрания книг как некоего богодухновенного единства, и с того времени слово "Библия" стало употребляться в единственном числе.

В собственно религиозной литературе для книг Библии чаще используют выражение "Священное Писание" или короче - "Писание", причем этим выражением пользуются представители и иудаизма, и всех ветвей христианства.

Библию называют канонической книгой. Канон (греч. - "порядок") - это высший порядок или правило, а еще точнее - норма, которая не признает колебаний или исключений.

В ранних христианских общинах было принято называть учение, основанное на Библии, "каноном истины" или "каноном веры", вследствие чего в IV в.Библию стали именовать каноническим писанием, то есть писанием, содержащим канон. Канон - неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Потому все книги, входящие в состав Библии, стали называть каноническими.

Считается, что канонизированные книги богодухновенны, то есть имеют священное происхождение. Это означает, что основы веры или продиктовал, или пожелал увидеть записанными сам Господь Бог. При этом наличие у той или иной библейской книги "соавтора" из числа выдающихся представителей рода человеческого не противоречит богодухновенности книг Библии, так как литературные способности земного автора тоже признаются заслугой Высшего Владыки, а сам автор обычно именуется пророком или апостолом.

Считается, что, именно в силу своей богодухновенности, Библия непогрешима. Аргументы в пользу непогрешимости Библии похожи на простой логический силлогизм: коль сам Господь является ее Автором, то Он отвечает за истину каждого Своего слова; а поскольку Бог знает все, то все истинно и в Библии.

Известен указ Церкви - так называемый "Формула консенсус гельветика" 1675 г., - согласно которому, не только слово, но и каждая буква Библии объявлялись священными.

На практике непогрешимость Библии оказалось не просто.

В силу обстоятельств Библия формировалась из разных собраний, и не все произведения становились неотъемлемой частью Священного Писания. Известно множество сказаний, напоминающих библейские, которые по различным причинам не вошли в канон. Такие, чаще всего анонимные, книги принято называть апокрифами (то есть тайными, сокровенными).

Развитие библеистики показало, что оригиналы Библии были утеряны, а дошедшие до нас копии на еврейском и греческом языках пестрят разночтениями. Иногда древний переписчик не понимал текста, поэтому, стремясь сделать его доступным, приписывал к тексту свои пояснения или сокращал отдельные фразы. Так что работа над библейскими текстами, которая длится не одну тысячу лет, и сегодня далека от завершения. Тысячи теологов и светских ученых работают над критическими исследованиями Библии. Для определения подлинного текста Библии используются ранние переводы, те, что опирались на оригинальные источники или другие древние записи.

Книги Библии делятся на главы, а главы - на стихи. Древнейшее деление книг Ветхого Завета на 669 так называемых параш ("парширот"), приспособленных к общественному чтению, относится к V в.до н.э. Тогда же существовало деление на гофтары ("хавтарот") - конечные отделы (они читались в конце богослужения).

Принятое сегодня деление на небольшие главы и короткие стихи было впервые применено в 1240 г. кентерберийским епископом Стефаном Лэнгтоном для латинского текста Библии, так называемой Вульгаты. Позже подобное деление было перенесено в еврейский (в XV в.) в греческий тексты.

Впервые нынешняя нумерация стихов библейских книг была применена около 1555 г. в латинском издании Библии Роберта Стефана. Новый Завет впервые был разделен на стихи и главы в XVI в.

* * *

Иудейская и христианская Библии не совпадают. И хотя обе религии построены на основе веры в единого Бога, Священное Писание евреев сложилось до нашей эры, то есть до Рождества Христова, на основе культов Древнего Израиля и Древней Иудеи. Христианское же учение основано на почитании Иисуса Христа (Иисуса - Мессии) как Сына Божьего и уникального самопроявления Бога перед родом человеческим.

Библия подразделяется на два отдела - Ветхий Завет и Новый Завет. Иудеи не канонизировали книги, созданные в христианскую эпоху, в то время как христиане почитают написанные евреями книги за Священное Писание.

И для первого, и для второго обстоятельства есть реальные объяснения, хотя подобное противоречие вызвало почти двухтысячелетнее противоборство христиан с евреями: многие христиане считали виновным в смерти Иисуса Христа весь еврейский народ. (Обвинение в богоубийстве было снято Вторым Ватиканским собором лишь в 1962-1965 гг.)

Однако во времена жизни Иисуса Христа, Который проповедовал, что Царство Божие не просто близится, оно уже начало наступать посредством Его, Иисуса, ибо Он действует под руководством Бога, это противоречие складывалось не в пользу Иисуса.

И хотя поступки Иисуса вполне согласовывались с предсказаниями еврейского Священного Писания (приход в мир Мессии, или Помазанника - Христа, предвещал, например, пророк Исаия, а о явлении Сына Человеческого было сказано в Книге пророка Даниила), Христос был арестован, предан суду и признан виновным в подстрекательстве к мятежу: Соплеменникам Иисуса, иудеям, относившимся к отпущению грехов как к исключительному дару, которым обладает лишь Яхве, проповедь Христа казалась незаконной узурпацией Божественной власти.

Утверждения же Его апостолов (первых учеников) о том, что их Учитель наделен Божественностью, так как рожден девственницей и не имеет земного отца, верующие евреи расценили как откровенное богохульство, направленное против единственности Яхве.

Превращение этой земной трагедии в посмертный триумф - заслуга ученика Иисуса Христа, грекоязычного еврея Саула, который, получив римское гражданство, начал именоваться Павлом. Позже он был назван апостолом Павлом, так как был одним из первых учеников Иисуса.

Именно апостол Павел, проявив чудеса стойкости и упорства, энергию, эмоциональность и интеллектуальную мощь, адаптировал иудейскую религию Иисуса для мира неевреев, за которым была будущность христианства.

Апостол Павел считал, что приход в мир Иисуса - второго Адама, как бы преодолевающего первородный грех первого человека, - должен круто изменить ход людской истории.

Апостол Павел был совершенно уверен, что распятие Христа, Его воскрешение и вознесение - события настолько уникальные, что рядом с ними любые человеческие деяния бесконечно малы. Они единственно обладают спасительной силой, они одни искупают грехи человеческого рода. Все прочие традиционные поучения, заявлял апостол Павел, ничтожны и бесполезны.

Иудеи же, со своей стороны, считали, что заверения Павла об искуплении грехов смертью Иисуса лишают силы принцип добровольного прощения Богом кающихся грешников, а полное сердечное смирение, с которым следует принимать все обстоятельства жизни, наносит моральный вред, парализуя человеческую волю.

Так начали расходиться, а через некоторое время окончательно разошлись, пути иудаизма и христианства, двух религий, выросших из единого корня и считавших Божий Завет точкой опоры своей веры.

  • Библия евреев (Танах) подразделяется на три части: первая - Тора, которую составляют Пятикнижие Моисея, от Книги Бытия до Книги Второзакония; вторая часть - Небиим, включающая книги Первых Пророков (исторические книги Ранних Пророков, от Книги Иисуса Навина до Книги Второй Царей), Книги Поздних Пророков (последних согласно объему разделяют на "Больших" - Исаии, Иеремии, Иезекииля, и "Малых", или "Двенадцать пророков" - от Книги Осии до Книги Малахии); Писания - Кетувим, куда входят: 1) Книги Псалмов, Притчи, Книга Иова; 2) Мегиллот, или Свитки, - Книги Песнь Соломона, Руфи, Плач, Екклесиаста, Есфири; 3) Книги Даниила, Ездры и Неемии, Первая и Вторая Летописей.