("Анора", Anora, 2024, США)
Факты - вещь не только упрямая, но порой и забавная.
Вот смотрю я нашумевший в Каннах-2024, фильм Шона Бэйкера, и раз за разом он мне наше "Горько!" Крыжовникова напоминает. С чего бы вдруг?
А потом читаю предысторию съёмок - ха, ну надо же!
Оказывается, на заре 2000-х Бэйкер занимался монтажом свадебных видео, в том числе со свадеб русских иммигрантов в Нью-Йорке. И этот бесценный опыт, по словам Шона, тоже пригодился ему при создании "Аноры".
"Однако, здравствуйте"©
В отличие от "Горько!", досмотреть которое до конца я не смог, с "Анорой" всё у меня сложилось удачнее. И когда эта история (немаленькая, к слову - 2 ч. 20 мин.) завершилась, а все безумные метания в ней сложились в единую картину, она мне даже понравилась. В том числе своей, на удивление, глубокой моралью, выискивать которую в ходе просмотра было элементарно недосуг.
Правда, вряд ли её авторский посыл дойдет до конкретной цели - 20-летних девчонок с ветерком в голове. Не больно-то ещё обдумывающих грядущее житьё-бытьё, поэтому что им за дело до морали в каком-то кино?
Тем не менее финал у "Аноры" такой пронзительно-выразительный, что может навести на взрослые мысли тех, кому это адресовано.
Ещё один занятный факт: основные роли в картине, снятой американцем в Америке, играют российские и армянские актёры. Все кроме главной - роли Аноры, или Эни, звезды танцев голышом из мужского клуба, сыгранной Майки Мэдисон; вероятно, вы помните её, как приспешницу Мэнсона из "Однажды в... Голливуде" Тарантино.
Впрочем, влилась в "иноземную" компанию Майки блестяще. А уж насколько раскованно она себя чувствует в "жёстко-лирических" сценах, любо-дорого посмотреть. Не иначе, фильмы про "водопроводчиков и домохозяек" в лице Мэдисон много потеряли, зато серьёзное кино, как видим, приобрело.
Некоторая цветовая бледность и архаичность изображения в "Аноре" объяснима не внезапной забастовкой вашего "телека", а тем, что Бэйкер снимал ленту на 35-мм кинокамеру. Поэтому ночные уличные сцены у него тоже страдают излишней темнотой. Но в целом своя изюминка в этом есть.
А общие планы "кинопленочного" Бруклина здесь напоминают прямо-таки "Брат 2". С такой же неуютной атмосферой промозглости, многолюдья, криков и постоянной нервотрепки. Кроме тех сцен, где Анора вторгается в гламурную жизнь, - читай сплошную вечеринку - Вани, сына русского олигарха-нефтяника. Сначала элитного клиента Эни, а затем... её мужа.
Единственное "но": завязка в этой истории раздражает своей затянутостью. И, боюсь, для многих из вас она станет непреодолимой преградой на пути к самой мякотке фильма. Где аж 45 минут мы следим за рождением, развитием и подходом к кульминации любви Эни и Вани. А это, доложу вам, зрелище не для слабонервных. Поскольку ума у каждого из них с чайную ложку, зато криков и гонору - "камаз" с прицепом.
Короче, "вау", "йоу" и "гы-гы-гы" будет много, а осмысленной речи мало.
Познакомились же они банальным образом - на работе у Аноры. Вернее, это она работала. А прилетевший в Нью-Йорк Ваня в том клубе отдыхал. Но энтузиазм влюбленной в свою профессию девушки его покорил. Поэтому следующее своё, гораздо более тесное общение они устроили у Вани в папином особняке. Где юноша жил сегодня один, поскольку его родители в это время усиленно торговали нефтью на родине.
Ну или как - один... Вечеринки там гремели каждый день, по клубам Ваня бегал часто, так что от одиночества не страдал. А после энного числа эниных визитов и вовсе перевёл её на вахтовый метод - купил Анору на целую неделю.
И впрямь, почему бы не помочь трудолюбивой "золушке", если нефть у папы так хорошо продавалась?
И вот, в ходе круглосуточного, изматывающего расслабона Ваню и Эни занесло в Лас-Вегас. Где Ваня возьми да сделай Эни предложение. А она возьми да согласись. Так-то сугубо по большой и светлой любви, но были у неё и взаимные плюсы. Не рвущийся в папкин нефтебизнес Ваня - блин, там же работать надо! - получал вместе с американской женой ещё и грин-карту. А Эни получала в придачу к Ване весь соцпакет "Мой муж - сын олигарха".
Тоже ничо так, йоу, гы-гы-гы!
Беда пришла, откуда... ну да, ждали, но думали, что пронесёт.
Не пронесло. Разве только от страха.
Увы, не успели молодожены насладиться медовым месяцем (чем он отличался от предыдущего месяца угара, трудно сказать), как об этом наконец-то узнали ванины родители. И, офонарев не на шутку, засобирались в Штаты. Затем, чтобы разрушить этот позорный для их семьи брак.
А пока они летели через океан, донести до Вани волю предков в особняк явились папины друзья, криминальные типы "из местных"...
Ну и началось! И не "в колхозе утро", как вы, небось, сами уже догадались.
***
В общем, любопытное кино обошло нынче в гонке на Золотую пальмовую ветвь Канн аж самого Копполу с его "Мегалополисом". Да ещё с таким количеством российских актёров в ключевых ролях. Хотя, конечно, при всех своих заслугах "Анора" остаётся картиной на любителя "экранного дискомфорта": крикливой, суетливой и нервозной. И комедией её можно назвать лишь условно - юмор в ней столь же шумный и дёрганый, как всё остальное.
И всё же наблюдать за беготнёй её героев не скучно, и улыбку они вызывают нередко. Вдобавок экскурсию по Бруклину для вас проведут разнообразную: и по элитным тусовочным местам/особнякам, и по обычным улицам.
Сему вердикт: всем желающим увидеть этакую улучшенную 2.0-версию "Горько" "Анору" порекомендовать можно. Если только вы высидите первые, раздражающие 45-минут, после которых и стартует всё самое забавное и интересное.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):