Найти в Дзене
Тамбовская провинция

ЗАГАДКИ МОРДОВСКОЙ КРЕПОСТИ

Есть на севере Тамбовской области старинное село Давыдово. Рядом – верткая речушка Серп, густой, едва ли не дремучий, сосновый бор, и холмы высоты многометровой, чуть-чуть не горы. С их вершины хорошо видно далеко-далеко окрест. Видимо, именно по этой причине здесь много веков назад и была сооружена древняя мордовская пограничная крепость, территория которой в наше время названа Давыдовским (или Давыдовом) городищем. С 2006 года здесь периодически производились охранные археологические раскопки. Под руководством С.И.Андреева, кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры российской истории Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им.Г.Р.Державина, ведущего археолога Центра сохранения культурного наследия Тамбовской области (звания и должности соответствуют 2007 году), на раскопках работали профессионалы-преподаватели и увлеченные интересом к прошлому родного края студенты областного госуниверситета. В 2007 году по заданию редакции газеты мне довелось по
Возможно, крепость близ с.Давыдова была похожа на ту, что на этом рисунке. Фото из Интернета.
Возможно, крепость близ с.Давыдова была похожа на ту, что на этом рисунке. Фото из Интернета.

Есть на севере Тамбовской области старинное село Давыдово. Рядом – верткая речушка Серп, густой, едва ли не дремучий, сосновый бор, и холмы высоты многометровой, чуть-чуть не горы. С их вершины хорошо видно далеко-далеко окрест. Видимо, именно по этой причине здесь много веков назад и была сооружена древняя мордовская пограничная крепость, территория которой в наше время названа Давыдовским (или Давыдовом) городищем. С 2006 года здесь периодически производились охранные археологические раскопки. Под руководством С.И.Андреева, кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры российской истории Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им.Г.Р.Державина, ведущего археолога Центра сохранения культурного наследия Тамбовской области (звания и должности соответствуют 2007 году), на раскопках работали профессионалы-преподаватели и увлеченные интересом к прошлому родного края студенты областного госуниверситета.

Сергей Иванович Андреев. Фото из открытых  источников.
Сергей Иванович Андреев. Фото из открытых источников.

В 2007 году по заданию редакции газеты мне довелось посетить место археологических раскопок, лично познакомиться с Сергеем Ивановичем Андреевым и заслушать небольшой отчет из его уст о ходе исторических исследований. Он сразу же обозначил, что Давыдовское городище – памятник уникальнейший, федерального значения. Первые его раскопки в далеком 1905 году производил известный тогда археолог Спицын. По словам С.И.Андреева, историку удалось найти пять древних мордовских погребений. К сожалению, в настоящее время данные об их месторасположении утеряны.

На территории городища даже далекий от археологии человек легко может разглядеть следы многочисленных раскопов – шурфы и ямки. Сергей Иванович, рассматривающий деяния «самозванных» археологов как чрезвычайно вредное для официальной исторической науки занятие, вспомнил местную легенду о золотой карете. Она когда-то будто бы утонула в протекавшем тогда прямо у подножия холма Серпе или была здесь, на холме, кем-то зарыта… Мол, вот и ищут (безуспешно!) доморощенные кладоискатели ту карету и заодно мордовские клады уже не одно десятилетие.

На раскопках Давыдова городища в 2006 году. Фото из открытых источников.
На раскопках Давыдова городища в 2006 году. Фото из открытых источников.

Как считает Сергей Иванович Андреев, данный археологический памятник для нашего региона в научном плане является определяющим. В нем нашли отражение практически все исторические процессы, которым подвергалась территория современной Тамбовской области, начиная с 3-го тысячелетия до новой эры. Насыщенность грунта материальными остатками, по словам С.И.Андреева, здесь очень мощная. Самые ранние относятся к концу эпохи неолита (конец 3-го – начало 2-го тысячелетия до новой эры); самые поздние – к 12-му веку новой эры, периоду раннего средневековья.

Сергей Иванович говорил: «Посмотрите, вот перед нами вал, остатки укреплений, построенных примерно в конце 9-го – начале 10-го века новой эры (действительно, с подсказки историка за рельефом холма угадывались оборонительные земляные постройки). Это была мощно укрепленная, судя по всему пограничная мордовская крепость, возведенная по славянскому типу, что, признаться, не совсем свойственно мордовским племенам, строившим в укромных местах свои тверди…». По словам С.И.Андреева, крепость по форме полностью подчинялась ландшафту и имела дугообразный вал, обрезанный глубоким оврагом, внизу его протекала река Серп, от которой на этом месте теперь осталась старица. Крепость имела важнейшее стратегическое значение и предположительно являлась вотчиной мордовского князя. Возможно, здесь хранилась собранная окрест дань. Об этом говорит, в первую очередь, мощность стен крепости, имевшей при ее небольшом размере очень надежные и высокие деревянно-земляные укрепления, по сути, срубы, или клети, частично засыпанные землей. Тамбовские историки полагают, что внутренняя часть их использовалась под жилище. Неподалеку проходила деревянная стена с надстроенным помостом, по которому можно было передвигаться по периметру крепости. В ее стенах имелись бойницы для отражения атак противника, был и вход – предположительно в виде башни.

На раскопках Давыдова городища в 2008 году. Фото из открытых источников.
На раскопках Давыдова городища в 2008 году. Фото из открытых источников.

Многочисленные археологические находки говорят о хорошо налаженном быте проживавшего на территории крепости племени. В 2006 году самыми значимыми были старинный нож, на костяной рукоятке которого изображено животное, отдаленно напоминающее волка; средневековые металлические наконечники стрел. На июль 2007 года их было найдено девять, причем, один наконечник был костяной и относился к более раннему, скифскому периоду (примерно 6-й - 4-й, 3-й века до новой эры). Также были обнаружены фрагмент косы, керамический льячик, с помощью которого мордовские женщины разливали по формам расплавленный цветной металл.

Археологи нашли многочисленные осколки глиняной посуды, несколько керамических пряслиц, которые надевались на веретено, амулеты (в том числе из клыка медведя и клыка бобра), браслеты, височные кольца, несколько бусинок, причем две из Индии - из горного хрусталя и полудрагоценного камня. Ученым удалось найти также две маленькие ракушки из вод Индийского океана, которые тоже использовались как украшения. Вероятно, к обитателям крепости заезжали путешественники или купцы, передвигавшиеся по волжскому пути: Волга – Ока – Цна.

А еще Сергей Иванович показал найденный скребок, который жившие здесь древние люди использовали при разделке туш животных примерно 5 тысячелетий назад! В 2010 году на территории городища была найдена подвеска с изображением христианского креста, относящаяся к 7-му веку новой эры – дату археологам удалось установить по культурному слою. Крещение Руси состоялось в 10-м веке, значит, подвеска принадлежала остановившемуся в крепости христианину-европейцу, который и потерял здесь это украшение. Или же подвеска оказалась на территории как военный трофей.

Эта картинка из открытых источников отражает повседневную жизнь древней мордвы.
Эта картинка из открытых источников отражает повседневную жизнь древней мордвы.

Племя, которое проживало в крепости примерно на протяжении двух сотен лет, относилась к этнической группе «мокша». Люди жили в землянках с очагами. Одежду носили домотканую, преимущественно из конопли. Выращивали овес, пшеницу, разводили скот, занимались собирательством, охотой, выплавляли металл, сами мастерили ножи и копья. Мужчины и женщины, как правило, были белокурыми, скуластыми, с довольно узким разрезом глаз. Роста они были небольшого – примерно до 160 сантиметров.

Интересный факт: в 2006 году тамбовские археологи на гребне крепостного вала нашли останки погибшей женщины с проломленным черепом и обгоревшими костями ног. Можно предположить, что в надежде спастись от врагов она спряталась под стеной крепости. Эта стена ее и завалила. Погибшая по всем признакам была славянского происхождения . Ее национальная принадлежность легко определялась по характерным украшениям. О том, как славянская женщина оказалась в мордовской крепости, можно говорить только предположительно. Вероятно, ее захватили в плен или выдали замуж за представителя мордовского племени…

Наконечники для копья древнерусского типа. Фото из открытых источников.
Наконечники для копья древнерусского типа. Фото из открытых источников.

От кого же защищалось мордовское племя, кто, в конце концов, до основания разгромил и спалил крепость, да так, что вновь она уже не была отстроена? В 2007 году эти вопросы оставались открытыми. Но вот не так давно в одном открытом электронном источнике, опубликованном в 2014 году, прочитала комментарий С.И.Андреева, напрямую касающийся этой загадки. На основании сделанных в течение нескольких лет археологических находок (в том числе большого количества обнаруженных на территории Давыдовского городища наконечников стрел древнерусского типа) Сергей Иванович делает вывод, что крепость спалили при ее штурме дружины русичей в начале 11-го века. Тогда и завязалось здесь сражение, исход которого был предопределен…

Что же, возможно, эта загадка Давыдовского городища действительно разгадана. Но, судя по всему, остатки сожженной древней мордовской крепости хранят в земле и другие тайны, разгадать которые ученым-археологам еще предстоит.

Женщины этнической группы мордвы  "мокша" в национальных костюмах. Фото из Интернета.
Женщины этнической группы мордвы "мокша" в национальных костюмах. Фото из Интернета.

СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!