Найти в Дзене
Желтый ЗИЛ

Новогодний ЛуМЗ-890Б в масштабе 1/43.

В декабре прошлого года я рассказывал про модель ЗИЛа Деда Мороза. Его я сделал для себя в качестве новогоднего украшения. Через некоторое время после завершения этой машинки меня попросили сделать ещё две таких. Предложение было интересным, поэтому решил взяться за него. Тем более, на первом образце был допущен ряд ошибок, над которыми хотелось провести работу. В качестве исходника была взята модель ЗИЛ-130 от Автоистории, от АИСТа была и надстройка, но с модели на шасси ЗИЛ-164. Как оказалось позже, донышко надстройки от 164-го отличается креплениями: там их 4, похоже, что была попытка сделать универсальную деталь подходящую и к ЗИЛ-130, и к ЗИЛ-164. Традиционно, работа над моделью началась с её полного разбора. Заказчик сразу оговорился, что модель должна сниматься с подиума. Это обстоятельство потребовало существенного пересмотра конструкции. Дело в том, что моя модель с подиума не снимается за ненадобностью. Там диоды установлены внутри грузовика, а провода от них через креплени

В декабре прошлого года я рассказывал про модель ЗИЛа Деда Мороза. Его я сделал для себя в качестве новогоднего украшения. Через некоторое время после завершения этой машинки меня попросили сделать ещё две таких. Предложение было интересным, поэтому решил взяться за него. Тем более, на первом образце был допущен ряд ошибок, над которыми хотелось провести работу.

В качестве исходника была взята модель ЗИЛ-130 от Автоистории, от АИСТа была и надстройка, но с модели на шасси ЗИЛ-164.

Как оказалось позже, донышко надстройки от 164-го отличается креплениями: там их 4, похоже, что была попытка сделать универсальную деталь подходящую и к ЗИЛ-130, и к ЗИЛ-164.

Традиционно, работа над моделью началась с её полного разбора.

Заказчик сразу оговорился, что модель должна сниматься с подиума. Это обстоятельство потребовало существенного пересмотра конструкции. Дело в том, что моя модель с подиума не снимается за ненадобностью. Там диоды установлены внутри грузовика, а провода от них через крепления выведены под подиум, там они соединены с выключателями и батарейками.

Встали вопросы, как, где и какие выключатели разместить, чтобы к ним был удобный доступ и они не особо бросались в глаза. Но главное, куда деть батарейки чтобы их было удобно менять, при этом ничего не повредить и, желательно, не снимать модель с подиума.

Я решил, что лучше всего будет поставить маленький аккумулятор и заряжать его от телефонной зарядки. Модуль зарядки я решил поставить между брусьями надрамника, сделал это так, чтобы зарядный разъём оказался под задней частью надстройки.

На зарядном модуле есть два диода, которые горят при зарядке. Когда батарея заряжается, горит красный, когда она заряжена, загорается синий. В правом брусе надрамника я сделал отверстия для этих диодов и вставил туда оптоволокно.

Затем для модуля были изготовлены крышки.

Далее я взялся за начинку надстройки и начал прикидывать разные варианты расположения компонентов. Особенно меня интересовал вопрос, какие выключатели взять и где их разместить. В итоге взял двухпозиционные микровыключатели с шестью контактами. Поставил их по правому борту внутри надстройки, при этом кнопки оказались снизу донышка. 2 выключателя установлены в передней части надстройки, там где у базового грузовика расположено запасное колесо, а ещё один в задней части. Передние выключатели включают фары и огоньки на надстройке, задний нужен для переключения между светом и зарядкой. Сделал я это для перестраховки, не хотелось чтобы во время зарядки работали диоды, это нужно для защиты самих диодов.

Провода решил соединять между собой при помощи клеммных колодок, это даёт возможность заменить любой компонент цепи, при необходимости, без помощи паяльника и т.п. вещей, которые повышают риск повреждения модели. Колодки делал сам из медного прутка.

Параллельно с поиском оптимальной схемы сборки электрической цепи начал собирать шасси. Больших изменений там нет, в задней части рамы была добавлена поперечная балка для запасного колеса, на кронштейн бензобака добавлены хомуты крепления, крышка самого бака сделана из фототравления.

В передние колеса установлены подшипники от мебельных роликов. Это убрало традиционную косолапость 130-х ЗИЛов от ССМ/АИСТ.

В салоне, по сравнению с моим первым новогодним ЗИЛом, никаких изменений не произошло – красная окраска с белыми полосами и фигурки из эпоксилина.

Изменения произошли под капотом. Во-первых, вместо светодиодов SMD я решил взять LED, они с ножками и, как мне кажется, более надёжные, во всяком случае, я сделал их съёмными, поэтому их можно будет поменять, если возникнет такая потребность. Под диоды пришлось сделать специальные ниши. Благодаря размещению диодов в крыльях, получилось заставить светить подфарники и габариты. Конечно, на крыльях установлены поворотники, которые должны моргать, а не светить постоянно, но учитывая сувенирную сущность этой модели, такое допущение простительно.

После кабины была доделана надстройка. Существенным отличием от первой модели является оптоволокно. На первой модели использовались нити диаметром 0,4 мм, которые были подведены прямо к диоду. Конструкция оказалась не самой надёжной, а главное, света хотелось бы больше. Сейчас я взял волокно диаметром 0,75 мм, нарезал его на фрагменты по 1-1,5 см, вставил их в борта надстройки, но не стал подводить к диоду, а просто загнул свободные концы по направлению к нему, кроме того, надстройка изнутри оклеена металлизированным скотчем. Это упростило сборку, а главное, огоньки стали ярче.

Для этой модели были на заказ напечатаны декали, они применялись совместно с маникюрными декалями.

Отдельно стоит сказать про индикатор заряда. Поверх отверстий для диодов была нанесена декаль в виде ёлки. Таким образом, индикатора не видно, но когда идёт зарядка, на ёлке загорается красный огонёк, когда батарея заряжена, загорается синий.

Можно сказать, что модель собрана по модульной схеме. Основу составляет надстройка. Внутри неё расположены все необходимые для работы компоненты. Она заряжается и светится вне зависимости от шасси. Её можно поставить на любой костромской ЗИЛ, который собран на старом шасси. С кабиной ситуация несколько иная. От стандартной она отличается только нишами для светодиодов, которые видно в колесных арках, а также проводами для подключения питания, которые находятся в задней части кабины. Эти провода запитываются через клеммы расположенные под днищем надстройки.

В завершение работ был сделан бокс со снегом и деревянным основанием.

А там модель выглядит в темноте.

Ну и фото с предшественником.