Найти в Дзене
Факты и Теории

«С-363» и Гусин пролив: как советская подводная лодка едва не привела к войне с Швецией

Оглавление

История с советской подводной лодкой класса «Виски», которую на Западе окрестили этим кодовым названием, на долгие годы омрачила отношения между СССР и Швецией. В октябре 1981 года этот инцидент едва не стал причиной вооруженного конфликта между двумя странами, ведь советская субмарина оказалась в территориальных водах Швеции, нарушив их суверенитет.

Находка в Гусином проливе

Осенью 1981 года подводная лодка Балтийского флота «С-363» (бортовой номер 137), представлявшая класс «Виски», находилась в учебном плавании по Балтийскому морю. В ночь с 27 на 28 октября подлодка вошла в закрытую зону шведских территориальных вод. Неизвестно, как это произошло, но субмарина села на мель в Госефьорде (Гусином проливе), вблизи острова Турумшер, всего в 15 километрах от военно-морской базы Карлскруны.

Лодка так крепко застряла на каменной мельнице, что попытки экипажа снять её с мели — маневрируя вперед-назад и изменяя баланс дифферентом — оказались тщетными. Утром, когда местный рыбак обнаружил застрявший корабль, об этом немедленно было сообщено властям. Сначала рыбаку никто не поверил, но, благодаря его настойчивости, к месту были отправлены катера береговой охраны.

На борту подлодки шведские военные обнаружили советских моряков под командованием капитана Анатолия Гущина. Однако никаких объяснений от экипажа шведы не получили. Гущин отказался покидать судно, не разглашал цели нахождения в шведских водах и пригрозил взорвать субмарину в случае попыток силового проникновения на её борт.

Обострение дипломатической напряженности

Ситуация стремительно накалялась. 28 октября 1981 года шведское правительство вручило официальную ноту протеста советскому послу, заявив о грубом нарушении суверенитета страны. На следующий день шведские военные начали масштабное расследование, чтобы выяснить, как и почему советская подлодка оказалась в их водах.

Особую тревогу у шведских властей вызвала возможность наличия на борту ядерного оружия. Это предположение накалило обстановку ещё сильнее, ведь если бы оно подтвердилось, инцидент мог перерасти в международный скандал с участием НАТО. Советская сторона предложила направить спасательные суда для снятия подлодки с мели, однако Швеция отвергла это предложение, опасаясь за сохранность своих территориальных вод.

Лишь 1 ноября стороны пришли к компромиссу: шведы самостоятельно проведут спасательные работы, а капитан Гущин и замполит Василий Беседин будут допрошены. Швеция также потребовала официальных извинений и компенсации за нанесенный ущерб.

6 ноября лодку удалось снять с мели, после чего её отбуксировали в нейтральные воды, откуда подлодка отправилась обратно в СССР. Однако для её экипажа история на этом не закончилась: по возвращении на родину командир и его команда подверглись строгому разбирательству.

Советское расследование: причины аварии

В СССР также началось расследование. Согласно материалам дела, подводная лодка «С-363» за несколько дней до происшествия запуталась в рыбацком трале, что привело к повреждению антенны радиопеленгации. Тем не менее, как отмечает автор Вячеслав Звягинцев в книге «Трибунал для флагманов», неисправность оборудования не могла быть единственной причиной навигационных ошибок. В конечном итоге ответственность за происшествие была возложена на экипаж.

Командир Гущин и штурман Коростов, как утверждалось, допустили множество ошибок в расчетах курса. В результате вместо того, чтобы находиться в центре Балтийского моря, лодка случайно проникла в территориальные воды Швеции. Гущина разжаловали и отправили на береговую службу, а капитана Аврукевича уволили из вооруженных сил.

Версия шведов

Интересно, что первоначально шведы не отрицали вероятности технических неисправностей на борту советской подлодки. Однако они также утверждали, что подобные поломки не могли быть основной причиной нарушения их границы. После допроса экипажа шведская комиссия пришла к выводу, что навигационная авария действительно могла быть результатом сочетания человеческого фактора и технических сбоев. Несмотря на это, инцидент оставил неизгладимый след в отношениях между СССР и Швецией.

Последствия и уроки инцидента

Случай с «С-363» не только ударил по престижу Советского Союза, но и повлиял на международные отношения в регионе. На долгое время была похоронена идея создания зоны мира на Балтике, а отношения между Москвой и Стокгольмом оставались напряженными. В шведском обществе усилились антироссийские настроения, а история с подлодкой неоднократно использовалась в пропаганде.

Для СССР этот инцидент стал болезненным уроком, демонстрируя важность соблюдения международного морского права и профессиональной подготовки экипажей. Для шведов же этот случай послужил подтверждением их готовности защищать национальный суверенитет и повысил доверие к вооружённым силам.