Наверное нет в нашей стране такого болельщика, кто бы не слышал о хоккейном защитнике Дарюсе Каспарайтисе, отличавшимся достаточно жестким стилем игры.
Чего только сто́ит его знаменитая "мельница", которую он называл своим любимым приёмом: "Мельница" – моя слабость. Обожаю".
Забегая вперёд, отмечу, что этим он привёл в восторг бывалых и повидавших многое наставников "Айлендерс" на первой же тренировке: "Сделал "мельницу", тренеры воодушевились: "Вот так и будешь играть!"
И в данном случае сказалось влияние легендарного Валерия Ивановича Васильева, который разглядел в юном хоккеисте из небольшого литовского городка Электренай огромный потенциал и пригласил в столичное "Динамо".
Дарюс рассказывал, что свой шестой номер он взял именно "в честь Валерия Ивановича, который первым меня заметил.. "
Далее не обошлось и без влияния баскетбольных знаменитостей: "А 11-й в НХЛ – в честь Арвидаса Сабониса, кумира каждого литовца. Мы познакомились как-то летом в Литве, уже когда я в Америке играл. Он сказал: "А ну-ка, дайте посмотреть на этого бандита!"
Не вижу смысла лишний раз пересказывать богатую на события биографию Каспарайтиса. Основное внимание будет уделено интересным и занимательным высказываниям этого бесстрашного хоккеиста о своей спортивной карьере. Тем более, что веселый и общительный Дарюс Владович всегда слыл острым на язык.
О своём дебюте за московских динамовцах он вспоминал так: "Первый матч я в 16 лет провел против ЦСКА, – вспоминал Дарюс. – Думаю: «Ё-мое, куда попал? Такие легенды вокруг!». Чуть не обделался с испугу. А утром купил «Советский спорт», и фамилия Каспарайтис в отчете".
А в матче с рижанами он получил хороший нагоняй от одного из своих старших товарищей: "Следующая игра – против рижского «Динамо». Мы вели 5:0, выпустили меня на лед. И нам тут же забили. Возвращаюсь на лавку, а мне партнер-ветеран как даст клюшкой по голове: «Ты обалдел, что ли? Голы себе привозишь!».
Был момент, когда уроженец прибалтийской республики покинул расположение "бело-голубых" и укатил к себе домой. Но и здесь не обошлось без курьёза: "Как-то раз в Москве играли в футбол "Динамо" с "Жальгирисом", и после игры я пошел проводить литовских друзей на вокзал. А там – милиция, которая, чтобы их не побили, не разбираясь, окружила кордоном и запихала в поезд. Ну и меня заодно. Выйти оттуда оказалось невозможно – так и уехал с парнями в Литву".
По словам Дарюса Каспарайтиса, в тот момент он подумывал остаться на своей малой родине и больше не возвращаться. По всей видимости тяжело было начинающему спортсмену в столице.
Надо отдать должное его родителям, которые проявили решительность и настойчивость, вернув молодого игрока: "...мама позвонила моему детскому тренеру, тот приехал и забрал меня на своей "девятке", сам же чуть ли не насильно и отвез обратно. Я натурально плакал в машине! Но когда скоро юношеская сборная поехала в Америку, слез уже не было..."
Дарюс так вспоминал свою жизнь в Москве поздней советской эпохи: "Нам раньше выписывали 200 баксов в месяц на двоих с Николишиным. Я ему не давал ничего. Он даже не знал об этом". Всё-таки ушлый он парень, этот Дарюс Каспарайтис.
А своим динамовским одноклубникам "Каспер" дал достаточно любопытную характеристику: "Мы тогда в общаге на «Водном» жили. В одной комнате – Ковалев, Николишин и кореец Ким. Это правильные ребята, пионеры. А мы с Бульиным – бандиты. Все время ломились к ним в дверь: «Дайте покушать!».
Кипучая жизненная энергия Дарюса требовала постоянной подпитки: "Еды хронически не было, голодали, скудно питались по талонам. Искали еду, где только можно".
Отдельного упоминания достойна победа на Олимпиаде 1992 года. После этого литовец выступал за Россию ещё на трех (!) подобных турнирах, но стать олимпийским чемпионом удалось только лишь в Альбервиле: "Все были молодыми. Просто радовались, что попали на Олимпиаду. Советский Союз распался, создали сборную СНГ. И это же счастье, когда ты завоевал олимпийское золото".
Судя по всему, успех на тех соревнованиях наши хоккеисты отметили с большим размахом: "Когда после ехали в аэропорт, я попросил остановить автобус, потому что мне стало плохо. Представляете, пацан, который только в сборную попал, имеет наглость с такой просьбой обратиться! Тихонов на меня посмотрел, все понял, вздохнул и сказал: "Ты-то куда полез, воробушек!" Спасибо Виктору Васильевичу, что сумел войти в положение.
В период выступлений за океаном экс-динамовец любил вступать в силовую борьбу со своими ледовыми оппонентами.
И неважно, кто был перед ним, звезда с мировым именем или кто-нибудь ещё: "Никаких авторитетов у меня не было, страха – тоже. Хотя никто меня там знать не знал. А фамилия моя больше напоминала какую-то загадочную болезнь на латыни." В итоге в НХЛ его прозвали "Недружелюбным привидением".
Известен случай, когда Дарюс вывел из строя самого Эрика Линдроса. Но канадец не держал обиду на Каспарайтиса, понимая, что всё случившееся - издержки профессии.
Доставалось от него и россиянам. Во время матча с "Оттавой" Дарюс весьма опасно сыграл против своего друга динамовских времён Алексея Яшина: "После игры меня у раздевалки поджидает его мама. Говорит: "Как ты мог, вы же друзья! Больше нам не звони!"
А ещё он умел эффективно провоцировать соперников, зарабатывая при этом большинство для своей команды.
Вот что по этому поводу пояснил защитник: "Я играю не просто, но и провоцирую соперника. Все делаю, чтобы тот начал сходить с ума, хватать удаления. Как от меня натерпелся Мессье! В одном матче почти полчаса штрафа набрал! Выводить его из себя доставляло огромное удовольствие".
Сейчас олимпийский чемпион живёт Стокгольме. А выбор с ПМЖ был сделан из-за супруги: "Так у меня жена – шведка. Вильнюс? Ага, попробуй ее туда перевезти. Мы в Питере-то еле освоились (когда он выступал и за СКА - прим.автора). Вот случай был – соседи топали как слоны. Пошел наверх на разборку – а там народу человек 40".
В шведской столице характер Каспарайтиса ничуть не поменялся. Он по-прежнему любит пошутить: "...у нас квартира на третьем этаже. А внизу – посольство Литвы. Каждый день мимо прохожу, стучу им в окно: «Хей, привет от Дарюса!».
И в завершение приведу очень правильный взгляд на вещи со стороны этого известнейшего в прошлом игрока : "Я все время повторяю, что вовремя родился. Воспитывался в Советском Союзе, где все для нас было бесплатно".
А если бы Каспарайтис не попал в мир большого спорта, то кем бы он мог стать? На это олимпийский чемпион ответил коротко и ясно: "Если бы не хоккей, я бы, наверное, был слесарем". Дарюс есть Дарюс. Он не из тех, кто долго думает или лезет за словом в карман. Одним словом, молодец.
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтес на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.