В преддверии зимних праздников открываю цикл статей, посвященных этому волшебному периоду.Тем более, 7 декабря в рамках книжной ярмарки Non/fiction 26 состоялась презентация моей новой книги «Традиции и истории Рождества». Сегодня предлагаю рассмотреть старый и новый стили.
Старый стиль (юлианский календарь) и новый стиль (григорианский календарь) представляют собой две системы летоисчисления. И обойти тему перехода с юлианского календаря на григорианский, описывая зимние праздники, не представляется возможным, поскольку именно это событие существенно изменило последовательность праздников, традиции и даже их восприятие.
Главным религиозным праздником зимы в дореволюционной России было именно Рождество Христово. Более того, 25 декабря по юлианскому календарю праздновали Рождество, а затем, с 31 декабря на 1 января — Новый год, 6 января — Крещение Господня. 24 декабря страна замирала в ожидании Рождественского сочельника — времени, когда все готовились к светлому празднику Рождества, а 5 января наступал Крещенский сочельник, наполненный таинством и духовной глубиной двух водосвятий. Новый год (Васильев вечер) выпадал на период Рождественских святок и делил их на два периода: от Рождества Христова до Нового года — «святые вечера» и от Нового года до Крещения Господня — «страшные вечера». Первый период связывали с рождением Иисуса Христа, а второй — с разгулом нечистой силы. «В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять» — писал С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» 1903 года.
Весь период от Рождественского до Крещенского сочельников наши предки называли «от звезды и до воды», что прекрасно отражает соединение зимних праздников в цикл, подчеркивает непрерывность периода всенародной радости и одновременно выделяет два ключевых момента в зимних торжествах — Рождество Христово, начинающееся с появлением Вифлеемской звезды, и Крещение Господне, связанное с обрядом освящения воды. В этом коротком выражении скрыт жизненный путь Иисуса Христа от младенца до человека 30 лет, входящего в новый этап своей жизни и умеющего принимать осознанное решение.
Новый год в дореволюционной России был менее заметным праздником на фоне Рождества Христова и Крещения Господня, оставаясь в их тени. Основное внимание уделялось празднованию Рождества Христова, потому елка, стол и подарки ассоциировались именно с этим праздником и, соответственно, назывались рождественскими.
Развал Российской империи, отказ от своих корней и переписывание истории болезненно отразились и на культуре зимних праздников. Этот переломный момент в истории страны оказал глубочайшее влияние на традиции и обычаи, которые веками были неотъемлемой частью русской культуры, и привел к их полной или частичной потере. На смену традиционным обрядам и обычаям пришли новые, которые часто имели мало общего с историческими и культурными корнями. А смена календаря в 1918 году, отказ церкви от нововведения и «народная память» привели к уникальной ситуации с зимними праздниками, с их последовательностью, наслоением традиций, путаницей и даже «разрывом» Рождественского поста. Теперь мы вначале шумно празднуем светский Новый год, забывая про Рождественский пост, и лишь затем православное Рождество — 7 января. Кроме того, это отразилось и на праздновании исторического Нового года, породив «новый» праздник — Старый Новый год, который неофициально отмечается в ночь с 13 на 14 января и представляет собой празднование Нового года по юлианскому календарю (старый стиль).
Сейчас — время статей, программ и передач, посвященных истории празднования Нового года. НО! лично я не раз замечала, как описывая историю Нового года, часто смешивают ее с историей празднования Рождества, тем самым создают путаницу между этими двумя совершенно разными по своей сути праздниками, и сводят все к череде гуляний на фоне украшенной елки. На мой взгляд, это неправильно и неприемлемо. Несмотря на близость расположения дат в календаре, Новый год и Рождество имеют разные исторические корни, обычаи и традиции, которые формировались на протяжении веков. Рождество Христово всегда было праздником религиозным, символизирующим рождение Спасителя, а потому наполненным ожиданием чуда, счастья, света и волшебства. Этот праздник считался семейным и ассоциировался с домашним уютом и теплом, душевной заботой и добротой. Рождество было не только временем радости, но и возможностью укрепить семейные связи, вспомнить о прошлом и задуматься о будущем. Этот праздник не только объединял разные поколения одной семьи, но и напоминал о важности поддержки друг друга, сохранения и передачи семейных традиций, которые и являются тем самым связующим звеном, прочным фундаментом семьи, рода, тем, что сможет поддержать и в счастливые, и в трудные времена. Новый год, напротив, носил светский характер и связан был больше с весельем, шумными гуляньями, началом нового отсчета, с предвкушением перемен и надеждой на счастье. В дореволюционной России праздник Нового года не имел той глубокой духовной значимости, что Рождество. Лишь в советский период Новый год стал главным зимним праздником, постепенно приобретя черты и обычаи, ранее присущие Рождеству.
P.S. Надеюсь, что статья была интересна.
«Полистать», ознакомиться и приобрести книгу вы можете здесь