Обычно я не смотрю молодежные комедии с элементами порнографии, не отягощенные смысловой нагрузкой, но фильм «Анора» внезапно ворвался в новостную повестку и надолго там задержался. Наши российские актеры снялись у американского режиссера, фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а актер Юра Борисов номинирован на «Золотой глобус» за роль второго плана и в случае успеха ему пророчат Оскар. Конечно же мне стало любопытно, что же там такого наснимали и наиграли? Посмотрела и испытала лишь грусть и разочарование. Безусловно любой мой обзор или рецензия – это лишь мое субъективное мнение, я никому его не навязываю и никого не собираюсь переубеждать в случае, если оппонент придерживается другой точки зрения. Сколько людей – столько и мнений. Но для меня фильм «Анора» стал пустой тратой времени. История примитивная и глубоко вторичная. Нет ни одного хоть сколько-нибудь интересного персонажа. Марк Эйдельштейн и Юра Борисов несмотря на возраст уже опытные актеры и хорошо играют то, что для них прописано в сценарии. Вот только не цепляют их персонажи, не вызывают никаких чувств ни герои, ни сама история.
Я рада за Юру Борисова и его номинацию на Золотой глобус, желаю ему победы, но на мой непрофессиональный взгляд роль в «Аноре» далеко не самая интересная его работа, я бы даже сказала совершенно проходная роль. Не отказался он от неё видимо потому, что была возможность поработать с американским режиссером, других причин не вижу. У Юры в фильме совсем мало экранного времени и почти нет текста. Тот текст, что есть примитивен до безобразия. А впрочем, в этом фильме все диалоги примитивные, но это в рамках жанра. Философских размышлений здесь не может быть по определению.
Сюжет. Иван – юный глубоко испорченный сын русского олигарха, живет в Америке роскошной и ничем необремененной жизнью благодаря родителям, их же при каждом удобном случае смешивает с грязью. Иван знакомится со стриптизершей Анорой и увлекается ею. Выкупив её время на неделю вперед, он слетает с катушек от чувств, а вернее от алкоголя и запрещенных веществ. Иван предлагает девушке пожениться в Лас-Вегасе, что и происходит. Родители Ивана узнав о данном событии приходят в ярость и срочно вылетают к сыну разруливать ситуацию.
Остановлюсь чуть подробнее на героях. Иван, в исполнении Марка Эйдельштейна, довольно неприятный персонаж, но именно таким он и задумывался. Абсолютно пустой человек, который ничем не интересуется кроме тусовок и видеоигр. Ни целей, ни амбицией, ни мозгов. Конечно, непонятно как у таких строгих родителей, которых все боятся, выросло вот такое. Отдельно непонятно как у папы Ивана (Алексей Серебряков, русский, глаза серые, блондин) и мамы Ивана (Дарья Екамасова, русская, глаза серые, волосы русые) родился Иван с внешностью Марка Эйдельштейна, у парня явные еврейские корни, как так-то? Ну или у мамы Ивана есть страшная тайна. Марк справился с ролью блестяще, во время просмотра постоянно испытываешь желание врезать ему как следует. Хотя, по сути, Иван просто ребенок, с затянувшимся пубертатным периодом и всеми своим поступками он стремится лишь к одному – привлечь внимание родителей, особенно матери. Печально, что в процессе страдают окружающие его люди, но он в целом неспособен этого понять, потому что все и всегда привык покупать, люди для него игрушки и когда они надоедают он их выкидывает.
Анора. В описании к фильму она указывается как стриптизерша, но она спит с клиентами за деньги, что делает её обычной проституткой. Нам ничего не раскрывают про её жизнь, ни кто она, ни откуда она, ни как дошла до такой жизни. Были ли у неё другие варианты выживания в Нью-Йорке, кроме проституции? В целом, по тому, что я увидела работа её не тяготит, работает задорно, с огоньком, никому не отказывает. По сути, в свои 25, она умудренная опытом женщина, рядом с которой дурачок Иван просто младенец. И вот поверить, в то, что Анора поверила в какую-то там любовь со стороны Ивана я не могу. Она все прекрасно понимала с самого начала и единственное, что мучало её весь фильм, на мой взгляд, это как из этой ситуации выбить побольше денег для себя. Ну, и, кстати, неплохо наварила по итогу, будем честны.
Игорь. Кто он, чего хочет, откуда взялся – ничего непонятно. За весь фильм несколько фраз, что-то вроде: «Меня зовут Игорь», «Я не гопник», «Таблетки моей бабушки» — это первые 2 часа фильма, в финале два диалога с Анорой, там чуть больше слов. Когда и почему Игорь умудрился влюбиться в Анору? Видимо, когда связывал её в квартире родителей Ивана, там был довольно продолжительный телесный контакт, что говорит о примитивности Игоря.
Немного по хронометражу, у нас всего 2 часа 15 минут:
- первые 48 минут, можете смело промотать, там будет бесконечная порнуха, довольно примитивная и не особо эстетичная. Все это время нам будут показывать как Иван проводит время с Анорой и привязывается к ней. Показана вечеринка с друзьями Ивана – все так чинно и скромно, как будто у старшеклассников родители на дачу уехали и квартира внезапно свободна. Дико затянутая часть, все это можно было в 10 минут уложить.
- следующие 27 минут: Иван сбегает из дома, как и полагается маленькому мальчику, как только узнает, что родители в курсе его брака с проституткой и уже вылетели в Америку. Анора все это время дерется и кусается с телохранителями Ивана – Торосом и его людьми. Глупейшая часть фильма. Полагаю, что автор решил, что это будет смешно. У меня для него плохие новости. В реальности Анора не такая идиотка, чтобы так себя вести с бандитами. Она таких в клубе много повидала и без лишних телодвижений сразу перешла бы в переговорную стадию, ведь Иван может стать свободным не только в результате развода, он вполне может и овдоветь и Анора все это прекрасно понимает.
- следующие 30 минут: поиски Ивана. Скучнейшая часть, смотрела в ускоренном режиме.
- следующие 20 минут: прилет родителей и развод в Вегасе. Отлично сыграла Дарья Екамасова – вот это мама так мама. Боже упаси от такой свекрови. Вот кому надо было призы давать. Очень естественна и убедительна в своем материнском гневе.
- финальные 10 минут: Игорь отвозит Анору домой. Диалог в доме ни о чем. Сцена в машине с неловким сексом и осознанием Аноры, что давным-давно никто к ней не относился как к человеку и она разучилась воспринимать мужчин иначе как клиентов, что бывают иные отношения, настоящие, но не в её жизни.
Говорят весь зрительный зал на Каннском фестивале аплодировал стоя 10 минут. Ну, честно говоря, я так была рада, что эта тягомотина закончилась, что тоже была готова аплодировать стоя. Больше всего, конечно, удивляет, что фильм называется «Анора», по идее, конечно, должен быть «Анор» и Анор должен быть темнокожим геем, лучше одноногим – это закрыло бы все пункты американской повесточки сразу. Но нет, внезапно гетеросексуальные отношения, причем у всех героев фильма. Для современного американского кино очень консервативненько. Интересно, согласились бы Марк и Юра играть в фильме «Анор»? Шучу, конечно))
Рекомендую ли к просмотру? Молодежи, может быть, и понравится, хотя искренне не понимаю, что в этом фильме может нравиться. Для тех, кто постарше – пустая трата 2 часов 15 минут.