Я наконец посмотрела «Анору» и хочу поделиться своим мнением 🙂
У меня были очень высокие ожидания, т.к. у фильма солидный рейтинг, Золотая пальмовая ветвь, куча номинаций и много положительных отзывов среди моих знакомых. Плюс, на минуточку, на Википедии сказано, что в Каннах «создателям картины зрительный зал аплодировал 10 минут после окончания показа». Я точно не берусь рассуждать о режиссуре - возможно там было что-то гениальное, не видное обывателю; но все, что касается сюжета и персонажей, на мой взгляд, очень плохо: плоские клешированные характеры, абсолютно стериотипные ситуации, не хватило только, пожалуй, медведей в валенках для полноты картины. Во время просмотра ты дословно можешь предсказать, что будет дальше и как будет вести себя каждый герой.
Из положительного: очень достойная игра актеров, особенно понравилась Майки Мэдисон (почему номинировали Борисова, я не очень поняла). И прекрасная финальная сцена, которая немного скрашивает впечатление от потраченных 2,5 часа.
Именно о героине Майки - собственно, Аноре / Эни - я и хотела бы поговорить, потому что она получилась более-менее целостная и интересная. Дальше будут спойлеры, так что скрою текст 😉
Скорее всего Аноре не хватает опоры и здорового примера жизни с детства (отношения с сестрой явно не самые теплые, мама живет в Майами со своим новым партнером, об отце нам ничего неизвестно). Ее работа в стрип-клубе и эпизодическое занятие проституцией могут быть объяснены:
🔹Средой, в которой она выросла
Если семья и окружение изначально демонстрировали нестабильность, злоупотребление властью или деньги как основу успеха, Эни могла впитать установку, что её тело – единственный ресурс, способный приносить ей внимание и деньги. Во взрослой жизни она продолжает с ней жить, используя свое тело и секс для различных целей, в том числе, как единственный доступный ей метод принести благодарность.
🔹Потребностью быть принятой и одобряемой
Скорее всего работа в стрип-клубе (помимо очевидного источника получения дохода) – это попытка получить внимание и признание, даже если они поверхностны и связаны с эксплуатацией.
🔹Дефицитом других возможностей.
Социальное положение Эни ограничивает её доступ к образованию и работе, что подталкивает её к выбору быстрых и легкодоступных решений.
Почему Эни влюбляется в Ивана❓
Иван в глазах Аноры становится идеализированной фигурой, символом недостижимого, но желанного. Его образ и поведение активируют ее глубокие когнитивные и эмоциональные схемы:
☑️ Привычная модель привязанности
Если в детстве Анора сталкивалась с родителями, которые были эмоционально недоступны, но чье внимание она пыталась завоевать, Иван воспроизводит эту динамику. Он холоден, отстранен и эгоистичен, но именно это делает его для Аноры “призом”, который она хочет заполучить.
☑️ Компенсация дефицита значимости
Иван становится для нее способом доказать самой себе и окружающим, что она достойна любви. Она верит, что его признание подтвердит её ценность. Это хорошо видно в сцене, когда она прощается с персоналом Headquarters.
☑️ Искажение реальности
Анора создает образ “идеального Ивана”, игнорируя его недостатки, жестокость или безразличие. Это позволяет ей не сталкиваться с реальностью и продолжать питать иллюзию.
Финальная сцена, где Эни занимается сексом с Игорем в машине, является ключевым моментом, раскрывающим её внутренний мир и характер её механизмов самозащиты.
🔸Игорь как объект переноса
➡️ Игорь в этот момент становится “заменой” Ивана, но не в контексте реальной привязанности, а как средство справиться с эмоциональной болью.
➡️ Анора использует секс с Игорем, чтобы “подтвердить” свою значимость: если она может привлечь Игоря, то это частично восполняет её чувство отвержения со стороны Ивана.
➡️ Игорь играет роль “объекта”, а не субъекта. Для Эни он – инструмент, который она использует для сохранения иллюзии контроля над ситуацией.
🔸Импульсивность и избегание эмоций
Поведение Аноры в машине – это типичное поведение, вызванное неспособностью справляться с эмоциями.
➡️ Она испытывает боль, разочарование и бессилие из-за поведения Ивана. Однако вместо того, чтобы осознать и прожить эти чувства, она переходит к импульсивному действию, которое помогает ей временно “затушить” эмоциональный пожар.
➡️ Секс в данном случае – это способ избежать рефлексии, не дать себе осознать, что она проиграла, что казавшаяся такой реальной надежда на сладкую жизнь полностью разбита, что ей придется вернуться в свою реальность.
🔸Протест и самонаказание
Секс с Игорем также может быть интерпретирован как бессознательный протест против Ивана. Анора пытается показать, что она может быть с другим, но на самом деле её действия направлены не на Игоря, а на самоутверждение в глазах Ивана.
🔸Одновременно с этим она наказывает себя за собственные “слабости”. В глубине души она может считать себя недостойной любви, и её поступок подкрепляет эту деструктивную установку.