Раньше в оркестрах часто травили такой анекдот:
Дирижер на репетиции говорит: -Если музыкант ничего не умеет, ему дают две палочки, и он становится барабанщиком. Шепот из оркестра: - А если он и с барабаном не справляется, то одну палочку забирают, и он становится дирижером.
Хоть это и шутка, мы на самом деле не так уж много знаем о том, как устроен оркестр. Зачем на сцене одновременно находятся 30 скрипок, если они играют одно и то же? А про маленький треугольник в оркестре и говорить не стоит — его вовсе не слышно. Сегодня мы постараемся простыми словами объяснить, как устроен оркестр и каким образом он оказался в яме.) Приятного прочтения!
Оркестр для самых маленьких
Слово «оркестр» появилось в Древней Греции. В античные времена орхестром (ὀρχήστρα) называли пространство для театральных выступлений, где располагался и пел большой хор. В наше время термин «оркестр» приобрёл несколько инон значение. Он обозначает группу музыкантов, которые одновременно играют на различных инструментах и выступают под руководством дирижёра.
Чтобы познакомить юных слушателей с инструментами симфонического оркестра, британский композитор Бенджамин Бриттен разработал произведение «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». В этом произведении можно услышать звучание каждой группы инструментов. Давайте вслушаемся:
- 00:00 — звучит весь оркестр
- 00:23 — деревянные духовые
- 00:46 — медные духовые
- 01:00 — струнные инструменты
- 01:22 — ударные инструменты
Стартовый состав на игру
Надеюсь, теперь все стало более менее ясно. Можно было бы начать грузить вас длинным списком всех музыкальных инструментов и их ролей в ансамбле, но мы лишь кратко обсудим общую структуру оркестра. Симфонический оркестр делится на четыре ключевые категории инструментов:
- Струнные. Сюда входят скрипки, альты, контрабасы и виолончели.
- Деревянные духовые. К этой группе относятся флейта, гобой, кларнет и фагот.
- Медные духовые. В эту категорию включаются валторна, труба, тромбон и туба.
- Ударные. Это литавры, барабаны, тарелки и треугольники.
На изображении ниже вы можете посмотреть рассадку музыкантов на сцене. Все четко организовано, как рассада на огороде.
Сидим в ямке, играем музыку
С этим вроде разобрались, теперь к вопросам. Почему именно яма?
Интересно отметить, что изначально оркестры в оперных театрах находились рядом с актёрами на сцене, и никакой оркестровой ямы, как мы её знаем сегодня, не существовала.
Впервые мысль о создании такой ямы пришла итальянскому инженеру Джованни Алеотти, который проектировал театр в Пезаро в 1621 году. Позже аналогичные идеи начали применять и другие архитекторы, а традиция стала повсеместной.
Существует несколько объяснений, почему оркестр переселили яму:
Во-первых, это обеспечило зрителям нормальный вид на сцену. Получилось что-то вроде акустических колонок… Возможно, людям тогда действительно нравилось не видеть, а только слышать музыку из ямы.
Во-вторых, освобождалось пространство для музыкантов. С течением времени музыкальные произведения становились более сложными, что требовало увеличенного количества инструментов и, соответственно, большего числа музыкантов для их исполнения. А в яме место много, всем хватит...
Зачем столько скрипок?
В оркестре много скрипок, потому что у каждой скрипки свой скрип.
Их делят на две основные категории — первые (их больше) и вторые (их поменьше). Первые скрипки играют главную и наиболее выразительную мелодию, в то время как вторые, поддерживают её более низкими нотами.
В некоторых случаях композиторы разделяют первые и вторе скрипки, еще на несколько групп, чтобы добиться более чистого и богатого звучания.
Таким образом, большое число скрипок в оркестре критически важно для разнообразия исполняемых партий и формирования целостного звучания всего оркестра.
Палка, палка, палка - инструмент
Несмотря на все шутки, овладеть игрой на треугольнике – задача не из простых. Задаваемые ему ритмы часто бывают сложными, а управление громкостью требует сноровки: иногда звук необходимо извлекать с помощью двух палочек или прижимать пальцами для смягчения.
Треугольник в оркестре придаёт звучанию яркость и глубину, добавляя ему торжественные, величественные и сверкающие ноты. В игре на треугольнике широко применяются такие техники, как тремоло и глиссандо, а также создание простых ритмических рисунков.
И не думайте, что инструмент используется в музыкальных произведениях лишь как «прикол напоследок». Существуют композиции, где треугольник исполняет соло, как, к примеру, в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром (1849) Ференца Листа. Также Римский-Корсаков и Рихард Штраус не стеснялись активно применять этот инструмент в своих сочинениях.
На это все!) Спасибо за прочтение, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. До новых встреч на Первому Музыкальном...
#песни #музыка #классическаямузыка #искусство #творчество #оркестр #композиторы #музыкант #музыкальныйинстурмент #скрипка #фортепиано #бетховен