Найти в Дзене

Исследование. Доноры и реципиенты: как поддерживают регионы

Каждый регион нашей страны получает дотации, целевые трансферты, бюджетные кредиты и другие финансовые возможности для развития. Насколько они эффективны — выяснили эксперты Владимир Климанов и Анна Михайлова из Центра региональной политики Президентской академии совместно с Комиссией Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы». Участниками опроса стали 355 госслужащих из 72 регионов России. Сколько федеральной поддержки получает регион по сравнению с другими? Вариант «больше» был выбран только в одной анкете. В основном эксперты выбрали ответы «меньше» (48%, или 30 регионов) и «примерно столько же» (39%, или 21 регион). Затруднились ответить в 10 регионах. Большинство (53 региона) считают, что поддержки недостаточно, 16 — считают поддержку достаточной, 2 — не смогли ответить. Региональные чиновники по-разному оценивают эффективность одних и тех же мер. Основной проблемой, которую регионы называют тормозом своего развития, является нехватка средств для софинансирования тех или ин

Каждый регион нашей страны получает дотации, целевые трансферты, бюджетные кредиты и другие финансовые возможности для развития. Насколько они эффективны — выяснили эксперты Владимир Климанов и Анна Михайлова из Центра региональной политики Президентской академии совместно с Комиссией Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы».

Участниками опроса стали 355 госслужащих из 72 регионов России.

Сколько федеральной поддержки получает регион по сравнению с другими?

Вариант «больше» был выбран только в одной анкете. В основном эксперты выбрали ответы «меньше» (48%, или 30 регионов) и «примерно столько же» (39%, или 21 регион). Затруднились ответить в 10 регионах. Большинство (53 региона) считают, что поддержки недостаточно, 16 — считают поддержку достаточной, 2 — не смогли ответить.

Региональные чиновники по-разному оценивают эффективность одних и тех же мер. Основной проблемой, которую регионы называют тормозом своего развития, является нехватка средств для софинансирования тех или иных обязательств. В зависимости от уровня бюджетной обеспеченности, предлагается два варианта решения проблемы.

Чтобы увеличить бюджетную самостоятельность регионов-доноров, предлагается перераспределить налоговые доходы и передать им расходные полномочия, сократив тем самым трансферты. Однако регионы-реципиенты настаивают на расширении дотаций и софинансирования со стороны федерального бюджета. Высокодотационные регионы требуют индивидуального подхода к распределению дотаций. Они же предлагают передать им часть доходов от акцизов на табак.

Регионы неоднозначно оценивают выделение средств после реструктуризации бюджетных кредитов. Федеральное правительство считает эту помощь эффективной, предлагая списать 2/3 задолженности и направить их на инвестиции. Однако многие не имеют свободных средств, поскольку погашали кредиты за счет коммерческих банков. В результате для новых инвестиций им придется увеличивать долг и расходы на его обслуживание, что осложняется высокой ключевой ставкой. Кроме того, регионы не могут привлечь кредиты по оговоренным ставкам (не более ключевой ставки плюс 1%), так как банки не готовы кредитовать на таких условиях.

Таким образом, для сохранения финансовой устойчивости и обеспечения сбалансированности бюджетов регионы просят об увеличении кредитования из федерального бюджета на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям, а также об устранении этого пункта из соглашений из-за невозможности осуществлять рыночные заимствования по таким низким для текущего состояния экономики ставкам.