Время предновогоднее, а значит все решают, чем будут угощаться за праздничным столом. Выбор огромный и особых проблем не наблюдается, потому что практически всё есть в открытой продаже. Вопрос только в деньгах, но не о них сейчас речь.
Вот и вспомнились времена, когда одним из главных слов было "достать". Просто пойти и купить желаемое было трудно, хотя перед праздниками "выбрасывали". Вот ещё одно важное слово из лексикона граждан совка.
Почему это вспоминается? Потому, что человек, который "достал" был обществом уважаемым, он "мог", а значит обладал особым навыками, которых у остальных не имелось. В принципе, "достать" что-то в Москве можно было. Нужны продукты, дежурь в ГУМе или в сороковом. Но где взять время или терпение? Очереди в ГУМе в основном формировались приезжими и спекулянтами, у которых, впрочем, имелись и другие варианты. Очень полезно было иметь "знакомства". Если у тебя был "контакт" с директором продуктового, то тебя ценили все, и ты мог взамен попросить "контакт" или разовую услугу на приобретение мебели или техники, ковра или какой-нибудь шмотки.
Мой работа в области далёкой от торговли позволяла особо не париться, поскольку я сидел на "контроле" состояния или использования зданий, так или иначе относящимся к ценным в историко-культурном отношении, в которых размещались всякие интересные с потребительской точки зрения организации.
Долгое время я занимался исторической застройкой моего любимого Замоскворечья. Не хвалясь, скажу: я знал буквально каждого директора, начальника ЖЭКа, каждую помойку и когда завезут новые фильмы в Союзинформкино на Б. Ордынке. В Красный Октябрь за конфетами я ходил как к себе домой. Причём, никакого давления или вымогательства. Налаживаешь отношения и люди, ответственные за содержание или ремонты, сами тебе звонят. Ты помогаешь им, они - тебе. Что-то от общинности, пусть это глупо и примитивно, но необязательно во всём искать какие-то полукриминальные отношения. хотя по закону так в сущности и было. Но кто создал такие условия? Правильно, те, кто и законы, поэтому всё это пустое.
На Малой Якиманке сидел Минмясомолпром, туда завозили для "своих" мясную продукцию. Выглядел это примерно так, приходишь и натыкаешься на замороженную гору, скажем, свиных языков. Твоя задача отколупать как можно аккуратнее нужное количество. Когда платишь в кассу, когда нет ,такой вот способ поддержания "дружбы". На Рождественском бульваре располагался Минрыбхоз, догадайтесь, что шло оттуда?
Мой ближайший друг и коллега имел по работе доступ в Голицынские винные подвалы в Трубниковском переулке, это был рай, если кто понимает. Помимо спиртного мы получали рассказы о винах Крыма, могли подержать в руках коллекционные сорта, продегустировать и научится наслаждаться, а не лакать без разбора. Директором там была интереснейшая дама, она рассказывала о предпочтениях коммунистической и советской элиты, куда в основном и шла эта эксклюзивная продукция. Как она страдала во время вырубки виноградников в Крыму!
Мой двоюродный брат был директором маленького продовольственного на Чаплыгина. Он был крайне оборотистый и никогда не закрывал винный отдел, даже во время Олимпиаду или на фестиваль молодёжи и студентов. Кроме того, через него шли заказы для разных организаций или отдельных категорий граждан. Главной головной болью у него были пьяные менты, всё время норовившие что-нибудь украсть, сам видел, как абсолютно невменяемый в серой шинели засовывал пару батонов докторской за пазуху, хотя почти всё им давали бесплатно. К слову сказать, именно они его в конечном счёте, подставили.
Я брал своих друзей-начальников на машине и мы закупались там до полной загруженности. Кстати говоря, с меня и ребят всё равно взимались 10 процентов дополнительно: это был принцип.
Учитывая, что вся контора наша имела обширную московскую географию, то мы менялись услугами. Билеты в Большой театр? Без проблем! Собрание Юлиана Семёнова? Пожалуйста!
Когда случилась антиалкогольная кампания, то никаких особых затруднений мы не испытывали, просто надо было заранее озаботится. Это здорово облегчало жизнь, вот только для всего нужны деньги. Тут сложнее. Хотя, надо сказать, что запросы наши по нынешним понятиям были весьма умеренными. Но что тебе было нужно? Квартиры в Москве у коренных жителей имелись свои. Может недостаточно большие, но были. Машину? Но не всем они были так уж нужны, больше геморроя, чем пользы. Я себе машину купил только в 91-м году и сразу озаботился водителем, торчать под ней? Как сейчас помню, это был такой новый Москвич от Властелины, но тогда я уже имел некий бизнес и её подкатили заказчики бартером. Ставка водителя была 300 долларов, я зарабатывал в среднем две тысячи, так что решил себя побаловать, опять же - статус и время. Кроме того, мы тогда бухали круглосуточно, по делу и без, так что..
Потом пошли дома, но это уже было совсем другое время, в советский или перестроечный период, когда нужно было "доставать", "крутились", назовём это так "по мелочи". Ещё одно распространённое слово.
Новый год. А как без ёлки? Никак! Как начинаю вспоминать все эти приключения по достованию зелёного дерева, на душе становится тепло. Где только я их не доставал, но дочь всегда имела украшенную красавицу. Тут они с внуком звонили из своей Италии, ёлку показывали.
Я - такой: она, - надеюсь, настоящая? Страсть не люблю искусственные. - А то! - дочь, помня детство, приучила всю их многочисленную родню к натуральной. Приятно, помнит.
А теперь жена с подругой жалуются на то, что не могут придумать, что готовить на Праздничный стол. Какая чепуха, они же родом из того времени, когда готовили не то, что хотели, а то, что достали. И были при этом вполне счастливы. И боюсь, даже сильнее, чем сегодня, когда всё есть. Нет нет и проскочит грустинка: как же всё-таки вкусны были пирожные из Столешникова переулка , за которыми стояли три часа на морозе!