Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

«Экологическая беда»: Путин высказался о затонувших в Черном море танкерах

Затонувшие в Керченском проливе танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» и выброс нефтепродуктов – это большая «экологическая беда», сказал президент России Владимир Путин в ходе прямой линии.

«Это, конечно, беда экологическая. <…> Почему я говорю о том, что это беда большая и катастрофа? Потому что почти 40% топлива вытекло, это совершенно очевидно», – сказал президент. Так он отреагировал на видео волонтеров с берегов пролива.

В видео говорилось, что «таких природных катаклизмов Анапа и Анапский район еще не видели»: 45 км песчаных пляжей залиты мазутом, мертвых птиц выносит волной на пляж.

Модераторы спросили, можно ли как-то ускорить процесс уборки мазута и минимизировать последствия экологической трагедии.

«Правоохранительные органы дают оценки действиям капитанам судов. Мне докладывали, что, по их мнению, капитаны нарушили правило и не ушли в укрытие, [...] да и на якорь встали не там, где было положено», – поделился Путин. По его словам, уборку осложняет шторм, который еще днем ранее оценивался в 4-5 баллов. По прогнозам, к субботе, 21 декабря, уже можно будет наладить работу.

Путин напомнил, что ранее поручил создать рабочую группу по ликвидации последствий – ее возглавил вице-премьер Виталий Савельев. По словам Путина, в первую очередь нужно сделать так, чтобы мазутное пятно сейчас «не расползалось». Вместе с тем уже сейчас необходимо думать, что делать в ближайшем будущем.

Дело в том, что топливный мазут при определенной температуре становится твердым, поэтому можно уже к маю ожидать, что он примет свое привычное состояние и всплывет вновь, рассказал глава государства. Поэтому «уже сейчас нужно готовиться к тому моменту, когда температура воды поднимется, и думать, что нам делать с подъемом [нефтепродуктов]. Так или иначе нужно как-то вытаскивать подтопленные танкеры на берег, велел президент. «Очень рассчитываю, что время не будет упущено», – заключил Путин.

Мазут практически полностью локализован на побережьях Анапы – большая береговая линия загрязнена, но только в одном месте и пока не распространяется активно, сказал «Ведомостям» эколог Георгий Каваносян, который сейчас находится на Керченском проливе в качестве волонтера.

Здесь не так много водоплавающих птиц, рыб (часть рыбы ушла в Абхазию, часть - в Азовское море) и морских млекопитающих, поэтому число погибшей фауны, скорее всего, будет исчисляться сотнями и тысячами, но не более, говорит он.

«Достаточно успешно и быстро организовались волонтеры, собрали птиц. Это очень важно сделать быстро, потому что птицы, в случае если они длительное время проводят в загрязненном пятне, то у них нарушается терморегуляция. Они просто замерзают, очень быстро получают воспаление легких и погибают», – поделился Каваносян. Из сотни птиц, которые приехали в волонтерский центр, только три погибли, четыре находятся в тяжелом состоянии, сказал эколог.

По официальным данным, при крушении танкеров в Керченском проливе вытекло порядка 3000 т мазута. Об этом ранее сообщал заведующий отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН в Севастополе Сергей Станичный со ссылкой на данные спутникового мониторинга.

Если цифра будет оставаться на этом уровне, то в течение следующего года мазут еще будет периодически всплывать из-за штормов, продолжает Каваносян. «Но если нам повезет и весь мазут выбросит на берег и мы его собираем, то можно аккуратно, оптимистично предположить, что сезон все-таки туристический в Анапе будет в 2025 г.», – предположил он. Но пока «очень невысокая» вероятность, что это произойдет, предупредил эколог.

По оценке зампреда комитета по экологии Георгия Арапова, говорить о туристическом сезоне пока рано, поскольку мазут выбрасывается постоянно и, «судя по всему, будет выбрасываться еще очень долго».

В контексте экологии катастрофа «бьет» по флоре и фауне: по рыбе нет серьезных опасений, так как основные косяки мигрируют или зимуют в других зонах, но есть риски по крабам, рапанам и другим морским обитателям, опасается Арапов.

«Основная надежда сейчас на работу наших служб и тысяч волонтеров. Это этап ликвидации пятен на поверхности и берегах. Следующий этап, более глубокий во всех смыслах, – это работа с теми остатками [мазута], которые уже залегли на дно и остались там», – сказал он «Ведомостям».